Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(История становления и развития уголовного сыска и оперативно-розыскной деятельности в правоохранительных органах России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших;

б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально обеспечивает достижение ее целей — защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Перечисленные задачи конкретизируются в других законах, регулирующих основную деятельность государственных органов и учреждений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

2.2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и их компетенция

В статье 13 ФЗ «Об ОРД» приводится полный перечень органов, в структуре которых создаются и функционируют специальные службы – оперативные подразделения, являющиеся непосредственными субъектами оперативно-разыскной деятельности. К ним законодатель относит оперативные подразделения:

  • органов внутренних дел Российской Федерации;
  • органов федеральной службы безопасности;
  • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
  • таможенных органов Российской Федерации;
  • службы внешней разведки Российской Федерации;
  • федеральной службы исполнения наказаний;
  • органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации[36].

Во исполнение положений ФЗ «Об ОРД» министром внутренних дел Российской Федерации издан приказ от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России»[37], которым утвержден перечень оперативных подразделений ОВД, правомочных осуществлять эту деятельность. В зависимости от компетенции оперативные подразделения осуществляют различные оперативно-служебные задачи. Указанные обстоятельства позволяют условно разделить все оперативные подразделения ОВД на две группы: выполняющие ОРД в полном объеме и выполняющие ОРД в усеченном объеме.


В полном объеме оперативно-розыскную деятельность осуществляют следующие подразделения органов внутренних дел:

  • уголовного розыска;
  • экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • собственной безопасности;
  • по противодействию экстремизму;
  • по борьбе с преступными посягательствами на грузы;
  • по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • оперативно-поисковые;
  • специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения);
  • межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне.

Оперативные подразделения ОВД являются специфическими структурными образованиями в системе МВД России в силу ряда причин. К оперативно-розыскной деятельности, которую они уполномочены осуществлять, предъявляются особые требования, которые, в частности, запрещают:

  • использовать ее для достижения целей и задач, не предусмотренных федеральным законом;
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии;
  • сотрудникам оперативных подразделений принимать негласное участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, общественных и религиозных объединений с целью оказания влияния на характер их деятельности;
  • разглашать сведения о частной жизни, личной и семейной тайне, затрагивающие честь и доброе имя граждан, без их согласия, ставшие известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Характер деятельности оперативных подразделений, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, которая в силу правовой природы предназначена для поиска и фиксации информации, необходимой для решения ее задач, обусловлен спецификой проблем, решаемых органами внутренних дел в целом. Помимо распространения на сотрудников оперативных подразделений ОВД в полном объеме прав и обязанностей сотрудников полиции, они наделены Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнительными (специальными) обязанностями:

  • принятие всех необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства;
  • соблюдение правил конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • исполнение в пределах своей компетенции данных в письменной форме поручений органа дознания, следователя, указаний прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также запросов международных правоохранительных организаций и органов;
  • осуществление взаимодействия с другими субъектами ОРД, не только ограниченное обменом информацией, но и связанное с оказанием практической помощи в случаях, требующих совместных усилий;
  • содействие в обеспечении безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам внутренних дел, участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Правовой статус субъектов ОРД ОВД предусматривает наличие у них специальных полномочий при решении следующих задач ОРД:

  • выбирать способ осуществления оперативно-розыскных мероприятий (гласно или негласно) и их сочетание с возможностью создания благоприятных обстоятельств для пресечения противоправных действий;
  • пользоваться в ходе осуществления оперативной работы помощью граждан как гласно, так и негласно (конфиденциально), в том числе путем найма, для использования их возможностей и способностей в борьбе с преступностью;
  • в соответствии с требованиями конспирации использовать документы, зашифровывающие подлинные установочные данные, биографические и иные сведения субъектов оперативно-розыскных мероприятий, прикрывающие ведомственную принадлежность предприятий, организаций, учреждений, помещений, транспортных средств и т. д.

Реализация предоставленных субъектам ОРД ОВД полномочий невозможна без уверенности в надежной защите их сотрудников как представителей власти, уполномоченных на осуществление ОРД, и как людей, занятых опасным и тяжелым трудом. При исполнении служебных обязанностей, являясь представителями власти, они находятся под защитой государства. Их деятельность носит публичный характер. В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об ОРД» никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Поэтому государство гарантирует, что при исполнении служебных обязанностей они должны руководствоваться только законом, а в деятельность субъектов ОРД ОВД допустимо вмешательство только лиц, прямо уполномоченных на то законом. Одной из гарантий независимости и самостоятельности должностных лиц оперативно-розыскных служб является законодательное предписание о том, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий они подчиняются только непосредственному и прямому начальнику. И хотя оперативно-розыскная деятельность носит ярко выраженный творческий характер, следует помнить, что она строится на основе единоначалия и подчиненности.

Законные требования сотрудников оперативных подразделений обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. На их деятельность в полном объеме распространяются такие уголовно-правовые институты, как необходимая оборона и крайняя необходимость. Необходимость дифференциации оперативных подразделений связана с характером противоправной деятельности объектов ОРД, а также организацией процесса их выявления и последующего реагирования. Это подтверждается положениями ФЗ «Об ОРД», где сделан акцент на осуществление субъектами ОРД отдельных действий в пределах своих полномочий.


Таким образом, организация борьбы с преступностью предопределяет потребность в специализации субъектов ОРД ОВД на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие определенных видов преступлений и разделение их на основные, осуществляющие все, без исключения, оперативно-розыскные мероприятия, и вспомогательные оперативные подразделения, деятельность которых гарантирует эффективность осуществления оперативно-розыскной деятельности за счет информационного, разведывательного и технического ее обеспечения. Оперативные подразделения ОВД для решения оперативно-служебных задач привлекают и используют возможности различных подразделений ОВД и граждан.

Необходимо отметить, что нормативные акты МВД России, регламентирующие деятельность той или иной службы, обязательно определяют формы их взаимодействия с оперативными подразделениями, в частности перечень оперативно-розыскных средств и мероприятий, которые сотрудники этих служб могут применять в процессе выявления, предупреждения и раскрытия преступлений.

Одной из обязанностей оперативных подразделений является исполнение письменных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам. При этом поручения и указания отмеченных должностных лиц могут приниматься к исполнению в случае соответствия их следующим требованиям:

  • они должны быть даны в письменной форме;
  • должны исходить от лиц и органов, принявших уголовное дело к производству;
  • не должны определять тактику проведения мероприятий.

Ответственность за законность и обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий несут органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Поручения, указания и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, но не конкретному сотруднику. Руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение оперативно-розыскного мероприятия. Исключение составляют ситуации, когда следователь и оперуполномоченный работают в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного сотрудника.

Оперативно-розыскные подразделения обязаны также выполнять на основе и в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств рассматриваются законодателем в качестве одного из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий.


Российская Федерация, являясь членом Интерпола, в соответствии с уставом этой международной полицейской организации, обязана осуществлять обмен информацией между российскими правоохранительными органами и аналогичными органами других государств, являющихся членами Интерпола, через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации, которое является структурным подразделением МВД России.

Будучи субъектом международных соглашений по вопросам борьбы с преступностью, Россия заключила ряд двусторонних договоров с другими государствами о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений. При этом договорами предусматриваются случаи, когда в оказании содействия может быть отказано полностью или частично. В качестве таких оснований чаще всего называются: возможность нанесения ущерба интересам государства; противоречие законодательству государства или его международным обязательствам, а также когда деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением по законодательству запрашиваемого государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность оперативно-розыскной деятельности определяется в ст. 1 ФЗ «Об ОРД». В соответствии с названной правовой нормой под оперативно-розыскной деятельностью понимается регламентированная законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов, осуществляемая посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из видов правоохранительной деятельности государства, которая осуществляется с использованием негласных возможностей в интересах защиты общества и государства. В сферу таких интересов входит обеспечение государственной безопасности, суверенитета государства, его территориальной целостности, обороноспособности, экономики, борьбы с преступностью и коррупцией, защиты личности от преступных посягательств и других составляющих.

Основная особенность оперативно-розыскной деятельности состоит в использовании компетентными государственными органами и их должностными лицами преимущественно негласных возможностей в целях реализации конкретных задач, определяемых перечисленными функциями.