Файл: Жизненный цикл и управление организацией(Модели жизненного цикла, развития и стратегических организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность организации на всех этапах ее развития представляет собой процесс адаптации к постоянно изменяющимся условиям среды. В успешной организации имеет место равновесное состояние внутренней и внешней среды. В силу того, что внешняя среда постоянно находится в динамичном состоянии, равновесие так же нестабильно.

Если организация имеет низкий уровень адаптивного потенциала, или не знает об угрозах развития и возможностях для роста, то она подвергает себя риску кризиса, который может повлечь за собой негативные последствия вплоть до банкротства. Это обстоятельство обуславливает необходимость анализа деятельности организаций, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, для разработки стратегии их дальнейшего развития.

Наступление неблагоприятных ситуаций можно предотвратить посредством анализа сильных и слабых сторон организации, а также ее угроз и возможностей. Это поможет вовремя принять меры по усилению слабых сторон.

В современных условиях динамичного характера глобальных изменений особенно актуальным становится исследование способов прогнозирования путей развития организации и определение вектора ее перспективного развития.

Теоретические основы управления организациями с учетом стадий жизненного цикла заложены в трудах И. Ансоффа, Р. Акоффа, Б. Карлоффа, М. Портера, И. Адизеса, Н.Д. Кондратьева, М. Х. Мескона и многих других.

Методической и теоретической основой для написания первой главы настоящего исследования стали труды Кузнецова В.И., Масловой Е.Л., Лапыгина Ю.Н., Берга Д.Б., которые дали характеристику основным моделям жизненного цикла развития организаций. И. Адизесом предложена своя классификация жизненного цикла, принятая во всем мире.

Работа Журовой Л.И.,Шехтмана А.Ю. исследует влияние стадии жизненного цикла на формирование стратегии развития предприятия. Примечательным является исследование проблем реструктуризации предприятий как метода перехода на новый уровень жизненного цикла организации, выполненное Аистовой М.Д. Никулина О.В. основной акцент сделала на особенностях управления предприятием в зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла оно находится.

Особенное значение для выполнения настоящей исследовательской работы имели зарубежные труды таких авторов как Дж. Энтони, К. Рамеш, которые пришли к заключению, что стадии жизненного цикла организации определяются уровнем дивидендных выплат, ростом продаж и уровнем капитальных расходов. Полезными были также методики определения жизненного цикла организации, разработанные Биром М., Нориа Н., Дикинсоном В., Брувером В., Хамманом В.


Теоретической основой для написания второй и третьей глав настоящего исследования послужили научные труды Александровой А.О., Перфильева С.В., Соломонова А.П., Эдера Л.В., Филимоновой И.В., Немова В.Ю., Проворной И.В., Глика Л.А., которые выявили основные проблемы предприятий нефтегазовой отрасли. Это необходимо для выяснения общих для отрасли проблем и окружения, в котором осуществляет свою деятельность ОАО «НОВАТЭК». Во второй и третьей главах также использована официальная информации ОАО «НОВАТЭК», полученная из отчетов о его деятельности.

Целью работы является исследование особенностей жизненного цикла и развития организаций. Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- охарактеризовать модели жизненного цикла и развития организаций;

- исследовать теоретические аспекты анализа устойчивого развития организации по стадиям жизненного цикла;

- осуществить анализ жизненного цикла и проблем развития ПАО «НОВАТЭК»;

- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ПАО «НОВАТЭК»

В процессе исследования использовался диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматривались комплексно, в движении, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и средой. На диалектическом методе основывались общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, системно-структурный).

Объектом исследования выступил жизненный цикл ОАО «НОВАТЭК». Предмет исследования – модели жизненного цикла организаций и особенности их развития в зависимости от его стадии.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Модели жизненного цикла, развития и стратегических организаций

На протяжении длительного времени в менеджменте существует специальное направление, в пределах которого организация рассматривается в виде развивающегося во времени объекта, который имеет определенный жизненный цикл. В настоящее время выделяют несколько подходов к изучению данного понятия.


Эволюция организаций происходит по определенным закономерностям. Каждая организация проходит соответствующие стадии и развивается по внутренним законам[1]. Стадиями являются периоды жизни организации, в пределах которых руководство сконцентрировано на определенных управленческих задачах.

Анализ развития организаций и имеющих место изменений в ней обуславливает применение концепции жизненного цикла[2]. Жизненный цикл организации представляет собой этапы развития, последовательно сменяющие друг друга[3]:

- зарождение и накопление потенциала;

- развитие;

- стабильность и предпосылки циклического кризиса;

- кризис;

- посткризисное положение.

С целью анализа представлений о жизненном цикле организаций рассмотрим модели жизненных циклов И. Адизеса, Д. Гелбрейта, Е. Фламхольтца, Н. Черчилла и В. Льюиса, Л. Грейнера, Р. Казаньяна, Д. Миллера и Р. Фризена, Р. Куинна и К. Камерона, Б. Скотта и Р. Брюса, К. Смита, Т. Митчелла и С. Саммера, Г. Липитта, У. Шмидта, В. Торберта, Э. Шейна (табл. 1)[4].

Таблица 1

Основные модели жизненных циклов организации[5]

Модель

Стадии модели

Модель жизненного цикла организации И. Адизеса

И. Адизес выделил стадии ухаживания, младенчества, юности, раннего расцвета, позднего расцвета, упадка, аристократизма «Салем Сити», бюрократизации и смерти жизненного цикла организации

Модель жизненного цикла организации Д. Гелбрейта

Д. Гелбрейт этапами жизненного цикла организации считал испытание прототипа, производственную модель, подъем/наращивание производства, натуральный рост и стратегическое развитие.

Модель жизненного цикла организации Е. Фламхольтца

Е. Фламхольтц считал, что организация в своем развитии проходит стадии нового предприятия, профессионализации, консолидации, диверсификации, интеграции и разрешения.

Модель жизненного цикла организации Н. Черчилла и В. Льюиса

По мнению Н. Черчилла и В. Льюиса организация в своем развитии проходит стадии существования, выживания, успеха-роста, взлета и ресурсной зрелости.

Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера

Л. Грейнер этапами развития организации считал креативность, директивное руководство, делегирование, координацию и сотрудничество.

Модель жизненного цикла организации Р. Казаньяни

По мнению Р. Казаньяни организация в своем развитии проходит этапы концептуализации и развития, коммерциализации, роста и стабилизации

Модель жизненного цикла организации Д. Миллера и Р. Фризена

Д. Миллер и Р. Фризен полагали, что стадиями жизненного цикла организации являются стадии рождения, роста, зрелости, возрождения и разрешения.

Модель жизненного цикла организации Р. Куинна и К. Камерона

Р. Куинн и К. Камерон видели стадии жизненного цикла организации в предпринимательстве, коллективности, формализации и разработке структуры.

Модель жизненного цикла организации Б. Скотта и Р. Брюса

По мнению Б. Скотта и Р. Брюса организация в своем развитии проходит стадии начала, выживания, роста, расширения, зрелости

Модель жизненного цикла организации К. Смита, Т. Митчелла и С. Саммера

По мнению К. Смита, Т. Митчелла и С. Саммера организация в развитии проходит стадии начала, быстрого роста и зрелости

Модель жизненного цикла организации Г. Липитта, У. Шмидта

Г. Липитт, У. Шмидт считали, что стадиями жизненного цикла организации является рождение, юность и зрелость.

Модель жизненного цикла организации В. Торберта

В. Торберт разделил жизненный цикл организации на стадии фантазий, инвестиций, определений, экспериментов, предопределения производительности, свободного выбора структуры, стадию базовой общности и стадию либеральных порядков.

Модель жизненного цикла организации Э. Шейна

Э. Шейн стадиями развития организации считал рождение или ранний рост, середину жизни и организационную зрелость.


Срок жизни организации определяется размером, отраслью деятельности, типом продуктов или услуг, уровнем диверсификации и комбинирования, технической оснащенностью производственного цикла, общим состоянием рынка, уровнем менеджмента[6].

Более подробно детализируем модель жизненного цикла организации по И. Адизесу и Л. Грейнеру. По И. Адизесу, организация должна сама решать свои проблемы в процессе эффективного менеджмента в краткосрочном и долгосрочном периодах[7]. Важными параметрами деятельности организации И.Адизес считает контролируемость и гибкость.

На первой стадии жизненного цикла развития организации, которую И. Адизес называет стадией «Ухаживания», организация существует в виде идеи. На второй стадии («Младенчество») отмечается начало продаж, единоличное управление и высокая уязвимость, которая требует антикризисного управления.

На стадии «Дикие годы – Давай-Давай» организация ориентирована на людей, рост ее не ожидается и ей необходим профессиональный менеджмент. На стадии «Юности» происходит делегирование полномочий, имеет место профессиональный менеджмент и переход к целям «лучше – это больше» и «работать умнее»[8]. На стадии «Расцвет» персонал и руководство имеют одно видение развития и одни ценности, приоритеты изменяются, происходит рост продаж и прибыли.

Старение организации И. Адизес называл стадией «Аристократизм», которой свойственно преобладание личных интересов в ущерб организационным целям, снижение завоевания новых рынков и акцент на прошлые достижения. На стадиях финального разрушения – «Салем Сити», «Бюрократизации» и «Смерти» велики межличностные конфликты. На стадии «Бюрократизации» жизненного цикла организации необходима национализация или государственная поддержка[9].

Суть модели жизненного цикла Л. Грейнера заключается в том, что переход на каждую последующую стадию в развитии становится возможным только после стратегических изменений[10]. Жизненный цикл обуславливает изменение. Развитие организации невозможно без осуществления в ней стратегических изменений.

Стратегические изменения - это комплекс мероприятий, направленных на увеличение эффективности управления и связанных с преобразованиями в области стратегии ведения бизнеса. Изменения осуществляются руководством и затрагивают область целей, организационной структуры и персонала. Изменения являются способом принятия решений в ответ на внешние вызовы организации, к которым могут относиться повышение требований клиентов, глобализационные процессы, необходимость технологических усовершенствований[11]. В организации выделяют проведение четырех типов стратегических изменений[12]:


1) изменения в технологиях;

2) изменения в услугах и продуктах;

3) изменения в структуре организации и стратегии развития;

4) изменения в организационной культуре

Стратегические изменения дают возможность выйти на другой качественно новый уровень развития, усилить конкурентные преимущества, обогатить организационную культуру и завоевать новые прибыльные рынки сбыта[13]. В случае, если изменения осуществлены правильно, они приводят к экономическому росту компании.

1.2. Теория анализа устойчивого развития организации по стадиям жизненного цикла

Оценка устойчивости развития предприятия позволяет определить первоочередные приоритетные направления деятельности конкретного субъекта хозяйствования, а также предсказать, как в соответствующей ситуации может действовать механизм устойчивого развития. Организации, находящиеся на разных стадиях своего жизненного цикла, имеют различный потенциал и возможности, степень эффективности использования ресурсов[14].

На этапе зарождения важнейшей задачей бизнеса является подтверждение жизнеспособности бизнес-идеи [15].

На этапе роста для предприятия актуальными остаются направления оценки, характерные и для этапа зарождения. Однако смена цели и задач на данном этапе требует дополнения системы ключевых показателей.

В период зрелости предприятие достигает стабильности объема производства, а приоритет активного роста смещается в сторону повышения эффективности использования и распределения имеющихся экономических ресурсов.

Актуальной является проблема ускорения оборачиваемости оборотных активов, в частности производственных запасов и запасов готовой продукции[16]. На стадии зрелости также важно обеспечить работу по созданию условий для перспективного успешного развития предприятия. Ключевым фактором при этом является персонал[17]. Характеристика целей организации в зависимости от стадий жизненного цикла приведена в таблице 2.

В экономической литературе встречаются различные методы определения стадий жизненного цикла организации. В частности, Дж. Энтони и К. Рамеш предполагают, что стадии «рост», «зрелость» и «стагнация» определяются следующими детерминантами[18]: