Файл: Организация индивидуальной работы с младшими школьниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в обществе проявляется как общее, так и особенное. Общее свойственно для каждого человека, определенного возраста, а особенное отличает человека, выделяя в нем индивидуальные черты, которые отделяют одного человека от другого. Индивидуальность проявляется в совокупности интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности. Действительно нельзя не согласиться с тем, что не существует на земле одинаковых людей, существуют заметные черты, которые отличают каждого из нас. Каждый человек неповторим и индивидуален. Индивидуальность может проявляться на основе своего собственного индивидуального пути развития, приобретая в нем различные типологические особенности. К индивидуальным качествам мы можем отнести своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, характера.

В период развития немало важным процессом выступает адаптация – естественное состояние человека, проявляющиеся в приспособление (привыкание) к новым условиям жизни. Данный период, для детей имеет ключевое значение, благополучие зависит не только от успешности овладения учебной деятельностью, но и комфортное пребывание в учебном заведении, его отношение к школе и ученикам (одноклассникам).

Сегодня увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Именно поэтому они требуют особого внимания со стороны педагога, т.к. хроническое отставание отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. Индивидуальный подход, прежде всего, это приспособление целей и задач учебной программы к отдельному школьнику. Таким образом, индивидуальный подход работы с младшим школьником, создает благоприятные условия возможности развития познавательной активности, склонностей и т.п. Следовательно, проблема осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся является актуальной.

Историография вопроса. Самые первые мысли о необходимости индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы сделаны Я.О. Коменским, в «Великой дидактике» он отрицал применение только индивидуального подхода. Необходимо комбинировать учебную деятельность – общеклассной и индивидуальной работы. Значительный подход в работку вопросов развития учащихся, индивидуального подхода в обучении и воспитании внесли В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. В данный период обучения несло авторитарный характер, который всячески подавлял индивидуальность личности школьника. Белинский резко осуждал методику, данного времени, отмечая, что педагог должен изучать положительные и отрицательные стороны, учитывая какие необходимо развивать. Именно в этом заключается талант учителя. Русский педагог Н.И. Пирогов также осуждал посредственный подход считал необходимым глубокое изучение школьников. Так, в психологическом словаре И.М. Кондакова дает следующее определение: «Индивидуальный подход – жир важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка».


Объект исследования – организация индивидуальной работы.

Предмет исследования – процесс организации индивидуальной работы с младшими школьниками.

Цель исследования – обобщить и систематизировать теоретические и практические особенности организации индивидуального подхода в работе с младшими школьниками. Согласно цели были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания: основные положения и понятия;
  2. рассмотреть психологические особенности младшего школьного возраста;
  3. выявить основы организации индивидуальной работы педагога;
  4. провести опытно-экспериментальную работу.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс использования индивидуального подхода в работе с младшими школьниками.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных образовательных учреждений позволяет педагогам решать вопросы, связанные с использованием индивидуального подхода в работе с младшими школьниками.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, после каждой главы имеются выводы, заключения, списка используемой литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания: основные положения и понятия

В конце XX столетия обучение, традиционно троилось на основе официальной государственной идеологии, тем самым оказалось в состоянии теоретико-методологической неопределенности. Существующие идеологические и научные направления теряли свою актуальность, а новые находились только в стадии разработок. Неудовлетворенность результатами предыдущих этапов школьного образования привели к интенсивным поискам новых способов модернизации (М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеев, Е.С. Полат и др.). Одним из способов стал путь гуманизации образования, подразумевает под собой максимальную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, создание условий для самоактуализации личности школьников[1].


Сегодня проблема индивидуализации обучения является актуальной, поскольку ее решение связано с созданием всех условий для развития личностных и творческих способностей учащихся, повышение познавательной активности, углубление знаний, учебных возможностей.

Стоит отметить, что индивидуализация обучения имеет в виду оказание помощи всем участникам педагогического процесса без исключения в реализации права на образование. Ключевыми понятиями в данной проблеме выступают – индивидуализация, личностно-ориентированный подход обучения, творческая деятельность[2].

Учитывать индивидуальные черты школьника требование достаточно древнее. Наиболее детально проблему индивидуализации обучения рассматривали также ученые как Я.И. Ковальчук, В.С. Мерлина, В.М. Монахова, Н.М. Шахмаева и др. Современная концепция учитывания индивидуальных особенностей школьников, сложилась благодаря педагогам С.П. Барановым, В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым. В качестве базового элемента выступала психолого-педагогическая теория индивидуального развития. В ее разработках участвовали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн. В основе индивидуального подхода лежат два ключевых положения[3]. Во-первых, принцип неразрывного развития школьников. Во-вторых, процесс реализации данного принципа через подходы индивидуализации. Проблемным вопросом выступает отсутствие единого определение «индивидуализация обучения». Это можно объяснить тем, что многие авторы придерживаются различных педагогический концепций (см таблицу 1).

Таблица 1

Различные подходы к определению понятия «индивидуализация обучения»

Автор(ы)

Подходы к определению

И.А. Каиров ,Ф.Н. Петров

Организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов учитывают индивидуальные черты развития учащихся. Индивидуализация возможна только в том случае если проводиться, в условиях коллективной работы все школьники должны получить базовые знания, умения и навыки

Б.М. Бим-Бад

Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Позволяет создать оптимальные условия для каждого учащегося

А.А. Бударный, И.Б. Закиров

Организация учебного процесса, при которой педагог в праве выбирать способы, методы, темы обучения для развития индивидуальных способностей школьников

А.А. Кирсанов

Система учебно-воспитательных средств, которые соответствуют целям деятельности и реализации познавательных возможностей, позволяющих обеспечить учебно-воспитательную деятельность

С.Н. Кабанова, И.Э. Уит

Значение сильных и слабых сторон личности, учет особенностей каждой личности в отдельности условий

П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.М. Чередов, И.М. Осмолов

Индивидуальная или самостоятельная деятельность.

Принцип процесса обучения предельной вариант дифференциации, когда учебный процесс строиться с учетом особенностей групп


Начиная с 50-х годов XX столетия, отечественная педагогика уделяет особое внимание индивидуализации обучения, в особенности А.М. Арсенев, Н.К. Гончаров, М.А. Мельников. В школах стали создавать классы по интересам объединявшие детей. Эксперимент дал результат нахождения форм и способов индивидуализации обучения. Таким образом, мы можем выделить, что наиболее активный интерес к проблемам индивидуализации возник в 60-80-х годов XX столетия. В данный период происходит появление работ психологов по исследованию сущности индивидуальных отличий среди детей и их роли организации учебно-воспитательного процесса. Так, индивидуализация обучения стала рассматриваться в контексте развивающего обучения, как с психологической, так и педагогической направленности.

Индивидуальный подход рассматривается как неповторимые черты ребенка[4]. Переход от традиционной практики обучения и воспитания в рамках индивидуального подхода должен осуществляться по следующим направлениям:

- создание психологического климата – доверие;

- активизация познавательных возможностей;

- обеспечение принципа сотрудничества;

- помощь в личностном развитии.

Влияние на создание данных направлений оказала концепция А. Маслоу, которая централизовала все внимание на личностном развитии ребенка. Стоит отметить, что в современной теории и практики индивидуальный подход используется в контексте личностно-ориентированной концепции. Действительно, Н.А. Афанасьева, справедливо отмечает, что понимание специфических черт индивидуально-личностного подхода легко не дается, тем самым предлагает его рассматривать через комплексный анализ целей и задач, которые непосредственно решает педагог в процессе обучения и воспитания. Прежде всего, педагог учитывает возрастные особенности учащихся, помимо этого педагог ориентируется на личностные особенности обучающихся. Таким образом, можно сделать вывод, что только ориентация педагога на личные особенности учащихся можно говорить об индивидуальном подходе[5].

Анализируя педагогическую литературу, индивидуализацию как феномена нередко используется конкретная категория принципа. Принцип индивидуализации подразумевает под собой определенную организацию учебной работы, когда включается в педагогический процесс каждый ребенок с учетом его индивидуальных способностей. Образовательная система, которая построена на основе принципа индивидуализации, должна обеспечить индивидуально-личностный подход к каждому ученику, способствовать развитию познавательной активности, создать все условия для комфортного образовательного пространства[6].


Образование является общечеловеческой ценностью, выступает средством трансляции культуры, овладевая которой, молодое поколение не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становиться способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножить потенциал мировой цивилизации.

Психологические особенности младшего школьного возраста

В современной периодизации младший школьный возраст охватывает от 6-7 лет до 9-11 лет. Кардинально меняется жизнь ребенка, он идет в школу, что приводит к смене социальных ролей его жизни в целом. Для младшего школьного возраста учение является значимой деятельностью. В школе он обретает не только лишь новые познания и умения, но и определенный общественный статус. Изменяются круг интересов, ценности детей, весь уклад его существования.

Началом школьной жизни является младший школьный возраст. Ребенок данной возрастной периодизации в учебной деятельности обретает внутреннюю позицию и готовность к обучению, познавательный интерес и мотивацию. Для него главным фактором является формирование внутреннего побуждения к действию, поэтому педагог должен с первых дней обучения заинтересовать учащегося. Развитие теоретического становления поэтапного мышления подготавливает получение основных базисных знаний, умений и навыков, которыми школьник будет пользоваться на дальнейшем образовательном процессе. Независимо когда ребенок пошел в школу с 6 или 7 лет, в этот период его развития, он переживает определенный кризис[7].

Кризис 7 лет подопределяет объективное изменение ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен. Будь то стабильные отношения или резко меняющееся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

Изменение ведущей деятельности, создает новые мотивационные компоненты в первую очередь направленные на познание окружающего мира, с определенным переживанием за успешный и продуктивный результат. Естественно кризисный возраст может влиять на поведение ребенка его манер и т.п. Школьник может проявлять такие качества как капризность, конфликтность, однако данное девиантное поведение начинает исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новую периодизацию.[8]