Файл: Организация индивидуальной работы с младшими школьниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В индивидуальной работе с детьми педагогам целесообразно руководствоваться следующими принципами:

- установление и развитие не только деловых, но в большей степени межличностных контактов на уровне «учитель-ученик»;

- уважение самооценки личности ученика;

- вовлечение ученика в максимально возможное количество видов деятельности для выявления его способностей и свойств характера;

- постоянное и постепенное усложнение заданий и повышение требовательности к ученику в ходе личностно-ориентированного взаимодействия;

- создание адекватной психологической атмосферы при взаимодействии, которая является эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Современные отечественные педагоги предлагают следующие формы индивидуальной работы с учащимися:

- индивидуальный подход на уроках в классе, использование элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;

- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

- подготовка к участию и участие в школьных и районных олимпиадах;

- проектная деятельность учащихся;

- участие в работе творческих кружков, внеклассных мероприятий;

- участие в конкурсах, играх, викторинах.

В условиях современной школы проектная деятельность младших школьников оказывает большое положительное воздействие на становление индивидуальных личностных качества ученика. Работа над проектом осуществляется под непосредственным руководством учителя, что является характерным примером индивидуальной работы с учеником.

Выделяются следующие этапы этого вида индивидуальной учебной деятельности:

- мотивационный (учитель представляет общий замысел, создаёт положительную мотивацию; обсуждает с учеником идею);

- планирующий (ученик во взаимодействии с учителем предлагает тему и цель проекта, формулирует задачи, совместно вырабатывается план действий);

- подготовительный (ученик собирает материал, работает с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует);

- рефлексивно-оценочный (ученик представляет проект, участвует в коллективном обсуждении и оценке результатов работы).

В индивидуальной работе учителя с учеником важно не только взаимодействие на уроке, но также вовлечение ученика в участие во внеклассных мероприятиях.

Внеурочная, внеклассная индивидуальная работа является одним из успешных способов работы с детьми, и его можно определить как способ организации свободной самостоятельной деятельности ребенка при целесообразном руководстве педагога. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм внеклассной работы. В основе их классификации заложены главные средства воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять способов воспитательной работы с младшими школьниками:


- словесно - логические;

- образно - художественные;

- трудовые;

- игровые;

- психологические.

Индивидуальная работа с учащимися предполагает также коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективно-мотивационное учение, усиление акцента в обучении на самостоятельность в познавательной деятельности.

Раскрытие и совершенствование индивидуальности в начальной школе происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию учения посредством освобождения школьника от учебных предметов, которые ему трудно даются, и усиление тех, которыми он легко овладевает, не является правильной с точки зрения всестороннего развития личности.

Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации учения посредством сокращения программы для одних учеников и видоизменения её для других. Приспосабливаться к уровню развития учащихся - значит выявить у ребенка слабыми сторонами и отказаться от средств их преодоления.

Таким образом, использование индивидуальных форм работы предполагает решение важнейшей задачи: изучить ученика, рассмотреть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, и опираться на эти знания в процессе взаимодействия. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности.

Опытно-экспериментальная работа организации индивидуальных заданий на уроках «Человек и мир»

Решая проблему возможности использования новаторских методологических подходов, при разработке индивидуальных заданий для повышения качества знаний младших школьников мы пришли к выводу, что этому будет способствовать построение индивидуальных заданий по модульному принципу, ибо модульное обучение базируется на позициях деятельного, активного, индивидуального подхода к каждому младшему школьнику.

На основании вышеизложенного, что модульный принцип разработки индивидуальных заданий способствует продвижению каждого младшего школьника на более высокий уровень успеваемости и при этом учитываются психолого-педагогические особенности младших школьников, была построена опытно-экспериментальная работа.


База исследования:????????

В эксперименте принимали участие 20 учащихся начальных классов.

Цель опытно-экспериментальной работы: определить эффективность индивидуальных заданий на уроках окружающий мир, как средство повышения качества знаний младших школьников.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1) определить методологическую основу индивидуальных заданий на уроках "Человек и мир" для повышения качества знаний младших школьников

2) разработать комплекс индивидуальных заданий на уроках "Человек и мир" для повышения качества знаний младших школьников

3) дать оценку эффективности комплексу индивидуальных заданий на уроках "Человек и мир" посредством педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа должна доказать гепотизу, о том, что качество повышения знаний младших школьников будет выше, если:

1) индивидуальные задания разрабатывать по модульному принципу, т.е. выбирая задания из разных учебных пособий;

2) индивидуальные задания использовать разноуровневого содержания, с учетом психолого-педагогических особенностей и успеваемости младших школьников.

В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики: тестирование, анкетирование, опрос, наблюдения, математическая обработка и интерпретация результатов.

Опытно-экспериментальная работа состоит из двух этапов: констатирующий, формирующий:

1) констатирующий, включает первый срез диагностических мероприятий;

2) формирующий, предполагает разработку и реализацию индивидуальных заданий на уроках "Человек и мир" для повышения качества знаний младших школьников;

Констатирующий этап

На констатирующем этапе проводились диагностические мероприятия по определению уровня качества знаний младших школьников. Результаты проведенного опроса представлены в табличном и графическом варианте.

I. Определение уровня познавательной самостоятельности.

На опрос по определению уровня познавательной самостоятельности отводилось 10 минут. Из всех поставленных вопросов ответить предлагалось на 10.

Для каждого младшего школьника определялся средний балл, и вычислялся балл, характеризующий общий уровень познавательной самостоятельности испытуемых. Этот числовой показатель был использован нами для вывода в динамику общего уровня познавательной самостоятельности испытуемого класса. Результаты опроса заносились в протокол по каждому испытуемому. Сводные результаты по проведенной диагностике представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Результаты констатирующего эксперимента

В ходе формирующего этапа разработан комплекс индивидуальных заданий по модульному принципу с учетом индивидуальных особенностей младших школьников и разноуровнего содержания, который позволит не только повысить качество знаний младших школьников, но и будет способствовать формированию:

- практических умений и навыков

- личности, способной к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта;

- личности, способной прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;

- личности, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.

Материалы для индивидуальных заданий брались из различных учебных и методологических пособий, с добавлением заданий из книг по окружающему миру и о природе: Н.Ф. Виноградовой "Окружающий мир", А.А. Плешакова "Зеленый дом"; Е.А. Сорокоумовой "Уроки-путешествия в начальной школе"; Федина С.Н. "Логические задачи для юного сыщика" и др.

До начала уроков подготавливался класс: по спискам младшие школьники были сгруппированы в группы с различной успеваемостью - всего три группы, так что в группе находились и успевающие ученики и не успевающие. Место каждого учащегося в классе было заранее определено, поэтому учитель знал, где будет сидеть "сильный", где "слабый", где "средний" ученики. Это позволяло ещё до начало урока раздать конверты с заданиями, положив их на парты перед каждым учеником. Также на парту выкладывался конверт со звёздочкой, в котором содержалось задание, адресованное каждой группе.

В ходе уроков была реализована индивидуализация обучения: мы отвечали на вопросы отдельных учеников, учитель давал некоторые рекомендации по работе конкретных учеников.

На уроках младшие школьники проявляли интерес к изучаемому материалу. Большую часть индивидуальных заданий они выполняли самостоятельно; редко задавали вопросы. Обучение было построено эффективно: учебное время тратилось исключительно на достижение целей урока, дидактические материалы были выбраны оптимально. Взаимоотношения учителя и младших школьников можно назвать сотрудничеством: учитель на уроке был наставником, помощником. Младшие школьники были достаточно организованы на уроке, выполняли необходимые задания, помогая друг другу, было отведено время и на самостоятельный контроль выполненных заданий.

Отметим, что этот этап урока представлял наибольшую трудность в плане организации: нужно было добиться того, чтобы дети адресовали свои ответы и вопросы именно друг к другу, а не учителю. Думается, что для преодоления этой сложности необходим высокий уровень мастерства учителя, а так же, и это главное, практика такого общения на уроке для детей. Итогом обсуждения должен являться общий вывод по теме, после чего подводились итоги урока.


В результате младшие школьники активно пытались узнать как можно больше нового о природе, животных, растительного мира. В целом можно предположить, что реализованный комплекс индивидуальных заданий развил у детей познавательную самостоятельность, повысил успеваемость и оценку усвоения знаний, что непосредственно нашло свое отражение и на повышении качества знаний.

Выводы по второй главе

Во второй главе нашего исследования, мы смогли выделить основные направления деятельности педагога начальных классов в условиях индивидуального подхода. Рассмотрены проблемные вопросы всех участников педагогического процесса, выделены наиболее благоприятные методы и формы организации индивидуально-личностного подхода. Так мы смогли расширить понятийный аппарат данного вопроса, тем самым подтвердили актуального и научную новизну нашего исследования. В ходе опытно-экспериментальной работе нами были выделены наиболее проблемные вопросы познавательной активности, тем самым сформулировав гипотезу, формирующий этап эксперимента показал, наиболее высокий интерес к индивидуальным заданиям на уроках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индивидуальность проявляется в совокупности интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности. Действительно нельзя не согласиться с тем, что не существует на земле одинаковых людей, существуют заметные черты, которые отличают каждого из нас. Каждый человек неповторим и индивидуален. Индивидуальность может проявляться на основе своего собственного индивидуального пути развития, приобретая в нем различные типологические особенности. К индивидуальным качествам мы можем отнести своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, характера.

В первой главе нашего исследования, нами был проведен детальный анализ психолого-педагогической литературы, который выявил некоторые проблемы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания младших школьников. Действительно индивидуализация обучения является актуальным вопросом современного образования. Каждый ребенок должен развиваться с учетом возрастных и личностных особенностей. Главной задачей педагога выступает создание всех условий, которые смогут не только раскрыть возможности и способности младшего школьника, но также и продолжать их динамичное развитие. Нами были выделены многочисленные подходы к определению индивидуализация обучения, выделены характерные черты, которые подтверждают, что индивидуально-личностный подход является уникальным и не подлежит использованию для каждого учащегося отдельно. Мы должны понимать, что возрастные особенности младших школьников подчеркивают необходимость использования индивидуального подхода в работе с ними.