Файл: Организация индивидуальной работы с младшими школьниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной функцией в младшем школьном возрасте является мышление. Также усиленно формируются, перестраиваются мыслительные процессы. Школьное обучение основывается, таким образом, на словестно-логическом понимание, которое приобретает преимущественное развитие. Если впервые 2 года обучения ребята немало работают с наглядными примерами, то в последующих классах объем подобного рода уроков уменьшается. В завершении младшего школьного возраста проявляются персональные различия: среди детей отличаются группы «теоретиков», какие разрешают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым необходима основа на наглядность, и «художников» с ярким образным мышлением. Ребята бессознательно запоминают учебный использованный материал, вызывающий у них заинтересованность, преподнесенный в игровой форме, связанный с красочными наглядными пособиями. Однако, в различие от дошкольников они готовы целенаправленно, осмысленно удержать в памяти материал, им не интересный.

Младшие школьники владеют хорошей механической памятью. Многие заучиваю учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах. Усовершенствование смысловой памяти в этом возрасте предоставляет вероятность овладеть широкий круг способов запоминания. Если ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.

В учебной деятельности формируется произвольное внимание детей. Контроль над ходом собственной работы и есть, случайное внимание детей. Каждый ребенок внимателен по своему, данные качества формируются в различной степени, определяя индивидуальные варианты. Познавательная активность детей, нацеленная на исследование окружающего мира, образует его интерес на исследуемых предметах довольно долгое время, пока не исчерпается заинтересованность. Если ребенок захвачен важной для него игрой, в таком случае он, не отрываясь, способен выполнять действие два, а то и три часа. Так же долгое время он способен быть сконцентрирован и работой (рисованием, изготовлением важных для него поделок). Но подобные результаты концентрации внимания - результат заинтересованности к тому, чем занят ребенок. Он ведь будет томиться, переключаться и ощущать себе абсолютно несчастливым, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична либо совершенно никак не нравится.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже способен формировать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, фантазия передается и в другие типы работы. Ребенок, ощущая проблемы в реальной жизни, улавливая собственную личную обстановку как безвыходную, способен убежать в воображаемый мир.


Формирование личности, начавшиеся в дошкольном детстве в связи с соподчинением и развитие самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Однако младший школьник находится в иных условиях – он включен в социально значимую учебную деятельность, итоги которой высоко либо низко оцениваются родными, взрослыми.[9]От школьной успеваемости, оценки детей напрямую зависит в этот промежуток формирование его личности. В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает осознавать, что он представляет собою определенную индивидуальность, которая, бесспорно, подвергается социальным влияниям. Он понимает, что он должен учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), совместные определения, знания и мысли, какие имеются в мире, систему общественных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В таком случае же время он знает, что отличается от иных и переживает свою уникальность, стремясь принять себя среди взрослых и ровесников.

Желание к самоутверждению активизирует детей к нормативному поведению, к тому, чтобы старшие подтвердили его достоинство. Однако желание к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен либо затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в главную очередь это его успехи в учебе), способен стать фактором его неудержимых капризов. Тем не менее, в целом, требование на признание его близких, ровесников, и учителей подталкивает ребенка к формированию произвольности, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки. Ребенок в младшем школьном возрасте овладевает своим поведением. Все это сопряжено с тем, что младший школьник наиболее четко постигает нормы повеления, выработанные окружением. Данные нормы устанавливает поведение и человека и характер его взаимоотношений с другими людьми.

Младшие школьники со временем овладевают своим поведением. Начиная уже наиболее спокойно выражать собственные чувства- возмущение, раздраженность, ревность. В этом возрасте формируются высшие чувства: эстетические, социальные. Особенную значимость представляет развитие общественных чувств: чувства товарищества, ответственности, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости т.п.

Также стоит рассмотреть примерный перечень основных требований, который предъявляется ребенку в младшем школьном возрасте:

- понимать, что он гражданин страны;

- самовоспитание в себе таких качества, как целеустремленность, мужество, волю, понимать, что нужно уметь жить по правилам (нет алкоголю, наркотикам, вести здоровый образ жизни);


- развивать в себе качества дружбы, не смотря на половую принадлежность, национальность и социальное положение;

Младший школьный период - это «этап интенсивного социального развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности». На данном периоде у учащихся начальных классов основными новообразованиями являются личностная и интеллектуальные рефлексии, становление внутренней речи, самоконтроль, произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения.[10]

Возникает трансформация коррекции своего мышления, со стороны логики, и теоретического мышления. Следовательно, ребенок не только лучше запоминает, но также и может анализировать полученную информацию в ходе обучения и воспитания. Именно в младший школьный возраст, ребенок начинает понимать и ощущать себя личностью.

Выводы по первой главе

В первой главе нашего исследования, нами был проведен детальный анализ психолого-педагогической литературы, который выявил некоторые проблемы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания младших школьников. Действительно индивидуализация обучения является актуальным вопросом современного образования. Каждый ребенок должен развиваться с учетом возрастных и личностных особенностей. Главной задачей педагога выступает создание всех условий, которые смогут не только раскрыть возможности и способности младшего школьника, но также и продолжать их динамичное развитие. Нами были выделены многочисленные подходы к определению индивидуализация обучения, выделены характерные черты, которые подтверждают, что индивидуально-личностный подход является уникальным и не подлежит использованию для каждого учащегося отдельно. Мы должны понимать, что возрастные особенности младших школьников подчеркивают необходимость использования индивидуального подхода в работе с ними.

МЕТОДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ


Организация индивидуальной работы педагога

Педагог должен знать индивидуальные черты каждого ребенка, основные принципы изучения индивидуальных особенностей, для наиболее эффективной организации работы, строить индивидуальный подход. Процесс индивидуализации предполагает организацию учебной деятельности на основе возможностей, особенностей, уровень развития. Действительно, важно чтобы у школьников формировался индивидуальный стиль, способы действий. Однако данные приемы должны быть относительно друг другу равномерны по окончанию обучения, усвоения знаний, умений и навыков (далее ЗУН). Следовательно, процесс обучения должен создать все условия для раскрытия каждого ребенка, его способностей.

Индивидуальный подход в обучении не исключает различные формы – фронтальный опрос, коллективная и групповая работа. Особенности индивидуализации в начальных классах заключается в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребенка к школе, но также и его психофизические особенности развития младших школьников и строить учебный процесс исходя из этих возможностей и способностей. Основной задачей педагога является дать всем учащимся систему знаний, как средство их развития[11].

Таким образом, мы можем выделить основные способы и приемы взаимодействия педагог-ученик в контексте индивидуального подхода. Необходимость применения индивидуального подхода возникает на основе причин:

- отрицательное влияние семейного воспитания на развитие ребенка;

- проблемы в организации школьной жизни, трудности в коллективе;

- асоциальное окружение.

Следовательно, стратегия индивидуального подхода основана на всех участников педагогического процесса. Следует сравнить, насколько возможно воздействовать на родителей, побуждать их перестраивать семейные взаимоотношения больше уделять внимание трудному ребенку. Стоит отметить, корректировать личность невозможно только усилиями педагога. Помимо этого к этой работе необходимо привлекать психологов, социальных педагогов, родителей, актив класса. Действительно, детский коллектив выступает немало важным звеном в процессе индивидуального подхода. Совместными усилиями при единстве воспитательных механизмов могут позволить решить проблему школьника[12].

Следующим средством может выступать вовлечение непосредственно самих школьников в процесс самовоспитания. Естественно мы должны понимать, что педагогическое воздействие не может за короткие сроки показать однозначный результат. Данный процесс должен нести систематический характер[13].


Индивидуальный подход в воспитании и обучении в коллектив, через коллектив не противоречат друг другу. Отечественный педагог А.С. Макаренко отмечал, необходимость построения педагогического процесса на основе индивидуальных качеств учащихся, индивидуальные действия напрямую рассчитаны на конкретную личность, со всеми индивидуальными чертами. Однако также Макаренко выделял, что это не парная педагогика, не камерное воспитание. Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в коллектив, тем самым в данном контексте коллектив гармонично дополняет общий воспитательный процесс. Стоит отметить, что осуществление индивидуального подхода, каждый ребенок по-разному воспринимает различные поощрения. Однако ребенка необходимо хвалить, т.к. это укрепляет веру в свои силы. Особое значение в индивидуальной работе со школьниками имеют три момента:

- в общении с ребенком необходимо поддерживать теплое, доброжелательное отношение;

- педагогу необходимо уметь выявить черты, которые выделяют личность каждого школьника, даже самого трудного, педагогического запущенного, тем самым стараться опираться на положительные качества ребенка. А.И. Кочетов указывает, что необходимо использовать в своей работе педагогический оптимизм и опоры на положительный фонд личности. Таким образом, выявить положительные черты, что имеется в личности ребенка, не всегда легко. Однако данный педагогический прием весьма эффективен[14]. Психологическое действие данного приема имеет достаточно двойственный характер. Во-первых, осознание ребенком своей непричастности и признание что он плохой, отрицательно влияет на его поведение. Во-вторых, положительные стороны личности трудного ученика открывает возможность приобщить его к интересной для него деятельности;

- необходимо доверие к ребенку, к нравственным силам школьника.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:

- индивидуальные занятия на уроке;

- организация парной и групповой работы с использованием индивидуальных разноуровневых заданий;

- формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мой образ зимы», «Моя математика», «Что я понимаю под словом» и т.п.);

- предложение ученикам составить план занятия для себя; выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы; индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.