Файл: Построение организационных структур(Понятие и виды организационных структур).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что построение организационных структур управления обоснована необходимостью приведения их в соответствие с требованиями рыночной экономики. Остаются нерешенными трудности оптимального построения организационных структур, распределения прав и ответственности на разных уровнях управления, установления действенных организационных связей.

Одновременно в теории и практике управления отсутствуют методика и систематизированные методические разработки в области построения организационных структур управления.

Организация как объект - это искусственное объединение людей, которое являлось эле­ментом либо частью структуры и выполняющее определенные функции. В таком представлении слово «организация» относится к сложным объединениям, среди кото­рых можно назвать организации, компании, банки, учреждения, разные союзы.

Организация как процесс представляет собой управление людьми, которое включает в себя распределение функций между работниками, контроль за реализацией распоряжений и распоряжений, распределение материальных и валютных ресурсов и т.д.

Организационные системы развиваются по  имеющимся законам, эти законы должны использоваться в процессе дея­тельности компаний. Знание общих законов развития, структурирования и функционирования сложных систем дает возможность менеджеру составить представление о возможных путях достижения поставленной цели; позволяет осуществлять эффективное управление рисками и выбирать варианты достижения поставленной цели; позволяет использовать в процессах управления конкретными организациями научно обоснованные методы предсказания дальнейшего развития событий; являет­ся инструментом, помогающим целенаправленно изучать организационные системы, конструировать, прогнозировать их развитие, находить решение проблем.

Итак, указанные обстоятельства послужили основанием для выбора темы работы и обусловили ее актуальность.

Цель курсовой работы – провести анализ особенностей построения организационных структур.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические основы построения организационных структур;
  • провести анализ организации построения организационной структуры на примере МБУ ДО «Центр внешкольной работы» «На Сумском»;
  • разработать пути улучшения построения организационной структуры организации.

Объектом исследования является организационная структура муниципального бюджетного учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» «На Сумском» (далее - МБУ ДО «Центр внешкольной работы» «На Сумском»).

Предметом исследования является процесс построения организационной структуры.

Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов, в числе которых работы Соловьева Б.А., Сироткиной И.В., Морозовой Н.С., Гринчука В.И., Володиной А.Н. и др.

В качестве методов исследования использовались: анализ литературы, обобщения, анкетирование, методы экономического анализа, планирование, метод экспертных оценок и другие методы.

Работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические основы построения организационных структур

1.1.Понятие и виды организационных структур

Современная литература, посвященная изучению темы исследования, содержит множество определений организационной структуры управления, среди которых имеются специальные исследования понятийной разработки аппарата данного явления.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структуры управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Система управления организацией представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Система управления организацией [12, с.89]

Проанализировав исследования можно выделить четыре сформировавшихся подхода к определению организационной структуры управления.

Первый подход, характеризует организационную структуру управления как единый состав некоторой совокупности органов управления. ГОСТом 24.525.0 – 80 «Управление производственным объединением и промышленным организацией. Основные положения» сформулировано определение, согласно которого под организационной структурой управления производственной организацией понимают упорядоченную совокупность управляющих органов производственного организации [15, 23].

Сторонниками второго подхода организационная структура управления характеризуется не только как состав, но и как взаимосвязь структурных элементов. И.И. Корольков сформулировал определение, четко подходящее под подобный подход, согласно которого организационная структура является отражением состава его элементов как единого целого в системе и способа взаимосвязи и взаимодействия [12, с.256].

Сторонники третьего подхода делаю акцент на связи посредством организационной структуры входящих в нее элементов. В.Г. Афанасьевым, дано определение организационной структуры как специфического способа взаимосвязи и взаимодействия составляющих ее звеньев.

Четвертой же группой специалистов придерживалась позиция, согласно которой понятие организационной структуры охарактеризовано с позиции инвариантности аспекта управления. Формулировка понятия подходящего под этот подход была определена Н.Ф. Овчинниковым, который выделил в этом понятии устойчивость и единство элементов системы и связывающих их отношений [19, с.60].

Особенностью, характеризующей подходы в вопросах понятия организационной структуры управления, следует отметить разнообразие внутренних предлагаемых определений в условиях сохранения принципиального положения устойчивого единства структурных элементов. Отображаться разнообразие может посредством функционального, информационного или правового подхода к организационной структуре. Иначе можно сказать, что понятие организационной структуры закрепляет устойчивость распределения функций управления между элементами управления или распределения прав в системе управления.

На основании проведенного рассмотрения и анализа имеющихся подходов к формулировке и описанию организационных структур организации, к сторонникам первого подхода можно назвать В.Р. Веснина, который характеризует организационную структуру с позиции единства и составной части некоторой совокупности органов управления. В.Р. Весниным было сформулировано определение управленческой структуры, который представлялся как совокупность органов управления (служб, подразделений, звеньев, должностей) организованных определенной взаимосвязью соподчинения и объединенных посредством коммуникативных каналов [6, с.115]. Помимо этого автор приводит квалификационные признаки управленческой структуры, основаниями которой являются:


1. степень сложности:

- количество подразделений и мест расположения;

- средняя численность подчиненных у одного структурного руководителя;

- структура и число уровней управления;

- важность принимаемых решений и др.

2. принципы разбиения (объективный, функциональный и др.);

3. степени централизации (централизованным и децентрализованным);

4. целевое назначение (информационные, стратегические, оперативные и др.).

Под организационной структурой управления понимается форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в основе которой лежит осуществление процесса управления соответствующих функций организации, направленных на решение поставленных задач и достижение намеченных целей [12, с.189].

Структуру управления можно представить в виде системы рационального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм связи органов управления и персонала организации.

Рассмотрим основные типы механических структур управления.

1.Простая линейная схема управления (распределения полномочий): руководитель непосредственно командует исполнителями. Возможно лишь для весьма малой организации.

2.Линейные структуры (Достоинства – четкость распределения и простота управления. Недостатки – высокие требования к руководителю, т.к. должны быть подготовлены всесторонне. Применение – применяется мелкими и средними фирмами, которые осуществляют несложное производство при отсутствии операционных связей между предприятиями.

Отличием линейной структуры управления является то, что ей присущи только вертикальные связи между элементами и иерархичность (рис. 2). Характерной чертой данной структуры является четкое единоначалие, где каждый работник подчиняется только одному руководителю и через него связан с еще более вышестоящими лицами управления.

Руководитель организации

Руководитель подразделения

Руководитель подразделения

Исполнители

Исполнители

Исполнители

Исполнители

Рисунок 2. Линейная структура управления

Применение линейной структуры можно встретить в малых и средних организациих, осуществляющих несложное производство, преимущественно основанной на простоте. Распределение обязанностей происходит между работниками, что позволяет более оперативно принимать решения в условиях изменяющихся среды, поддерживать трудовую дисциплину и четкую исполнительность.


3.Сложная линейная схема управления – вышестоящий руководитель командует нижестоящими, на нижнем уровне управления – исполнители.

4.В линейно-штабной схеме управления у каждого руководителя есть свой штаб, который участвует в выработке решений. Руководители разного уровня общаются между собой, пользуясь информацией своих штабов [2, с.78].

При модификации и развитии линейно-функциональной структуры управления возникла линейно-штабная структура, для которой характерной чертой управления являются получение функциональными руководителями в свое распоряжение развитых обособленных функциональных подразделений (управленческих, снабженческих, финансовых и др.), способных самостоятельно вести работу с производственными подразделениями (рис. 3).

Штаб руководителя организации

Руководитель организации

Штаб руководителя подразделения

Руководитель подразделения

Руководитель подразделения

Рисунок 3. Линейно-штабная структура управления

Штабы подчинены линейному руководству, который выполняет функции совещательного органа, участвующего в разработке проектов решений, а при этом не имеет принимать решения.

Линейно-штабная структура управления способствует объединению в одном органе управления функциональных специалистов, тем самым обеспечивая оперативность и качество принимаемых решений посредством обоснования. Практическое применение этой структуры управления исключает возникновение противоречий в распоряжении деятельностью предприятий и позволяет освободить линейных руководителей от управления и координированием деятельности структурных служб, концентрации внимания на глобальных вопросах управления.

Отличительным преимуществом этой организационной структуры является значительное повышение эффективности управленческого потенциала для решения экстренных задач.

5.Функциональная структура управления  применяется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом, которые производят ограниченную номенклатуру продукции, предприятие действует в стабильных условиях).

Отличительной чертой функциональной структуры управления от линейной является наличие специальных дополнительных подразделений (рис. 4).

Руководитель организации

Функциональный руководитель

Функциональный руководитель

Исполнители

Исполнители

Исполнители