Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (История становления и развития налоговых органов России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- полномочия применять меры по исправлению положения, выраженные в взыскании налоговой задолженности и других обязательных платежей в бюджет, в частности право взыскать задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также размер штрафов и других санкций, предусмотренных законодательством налог;

- полномочия применять меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

В то же время следует отметить, что многочисленные пробелы и противоречия в налоговом законодательстве на практике привели к неоправданному расширению дискреционных (осуществляемых по их усмотрению) полномочий налоговых органов в качестве способа пополнения (компенсации) механизмов правового регулирования.

Налоговая система России, сложившаяся в 1991-1992 гг., В период кардинальных экономических преобразований, перехода к рыночным отношениям, отсутствия опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, в короткие сроки отведенная для развития законодательства, Экономический и социальный кризис в стране, все это напрямую влияет на его формирование. Существующая налоговая система была создана на основе опыта зарубежных стран, благодаря чему, согласно общей структуре и принципам построения, она в основном соответствовала системам налогообложения, распространенным в мировой экономике. Однако основные элементы российской налоговой системы были приняты не полностью, а сформированы с учетом национальных особенностей. При создании новой налоговой системы законодатель не сформулировал единого налогового и правового принципа, не разработал четких налоговых и терминологических инструментов, что впоследствии повлияло на формирование всей финансовой системы России и развитие налоговой политики в стране.

Основным недостатком налоговой системы в России была признана ее нестабильность и неопределенность. Законы, вводящие новый налоговый режим, часто издавались или изменялись в течение года. Отсутствие нормативного регулирования вновь созданных отношений означало, что существующая ниша была заполнена различными законодательными актами, объяснениями и толкованиями налоговых органов и юридической практики. Права налогоплательщиков и их защита были ограничены несовершенством законодательной базы и отсутствием каких-либо гарантий против незаконных действий налоговых органов и компенсации убытков. Обязанности налогоплательщиков вышли далеко за рамки их прав.

Особенностью этой налоговой системы следует назвать жестокость. Обвинение не учло необходимости в солидности, вине и справедливости. Ответственность государства перед налогоплательщиком отсутствовала на практике и существовала только в декларативном состоянии. С другой стороны, низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины вездесущ.


Все это говорит о необходимости качественного реформирования существующей налоговой системы.

Передача всех новых полномочий государственной налоговой службе, о которой мы поговорим более подробно в других разделах настоящего документа, привела к тому, что ей был присвоен статус Министерства и Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. № 1635 "О Министерство Российской Федерации по налогам и сборам »Государственной налоговой службы Российской Федерации преобразовано в Министерство налогообложения и налогообложения Российской Федерации.

2. Организация деятельности налоговых органов

2.1. Правовое обеспечение деятельности налоговых органов

Налоговые органы в России были созданы в 1991 году. В своей деятельности налоговые органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации». от 21 марта 1991 г. 943-1 (с изменениями от 27 июля 2008 г.) и другие федеральные законы, иные законодательные акты Российской Федерации.

Кроме того, функции и полномочия налоговых органов определены в положении об этой службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2006 г. n. 506 (действует с изменениями от 10 августа 2008 г.) и указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2007 г. 295 «Вопросы федеральной налоговой службы», а также в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятых в рамках соответствующих органов по налогам и сборам.

Неслучайно Конституция Российской Федерации стоит на первом месте в списке нормативно-правовых актов. Содержащиеся в них правила, регулирующие налоговые отношения, имеют наибольшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает общие характеристики налоговой системы и обязанности налогоплательщиков. В частности, он отмечает, что система налогов, взимаемых с федерального бюджета, и общие принципы налогообложения и налогообложения в России устанавливаются Федеральным законом (статья 75), и каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и ставки (статья 57). ). Субъекты налогообложения и его гарантии, исключительная компетенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в области налогового регулирования также определены в Конституции Российской Федерации, названы налоговые законодатели и порядок принятия налогового законодательства. , Конституционные нормы подробно изложены в законах и нормативных актах, регулирующих общественные отношения, как в организации работы налоговых органов, так и в отдельных сферах налогообложения.


Налоговый кодекс Российской Федерации, как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики, состоит из систематизированного законодательного акта, призванного обеспечить комплексный подход к решению актуальных проблем Российской Федерации. налоговое право. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие правила и положения, регулирующие процесс налогообложения, рассматриваются в соответствии с приоритетами и направлениями, выбранными для развития налоговой системы, и интегрированы в упорядоченную, унифицированную, полностью логичную и скоординированную систему. ,

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей: общей и специальной. В общей части, именуемой частью Первого Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 января 1999 года, определены: виды налогов и сборов, взимаемых Российской Федерацией; причины возникновения (изменения, прекращения) и порядок выполнения обязательства по уплате налогов и сборов; принципы, регулирующие порядок установления, применения и отмены ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, реализуемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за налоговые правонарушения; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Налоговый кодекс основан на принципе справедливости, который означает, что каждый человек должен платить законно установленные налоги и сборы на основе признания универсальности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут быть дискриминационными и применяться по-разному в зависимости от политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками.

Правовая основа деятельности Федеральной налоговой службы не ограничивается этими актами. Их список содержит сотни пунктов, они меняются и дополняются в связи с изменениями в экономической и политической жизни общества. В то же время важно, чтобы налоговое законодательство способствовало не только полному и своевременному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет, но и преодолению кризисных явлений на пути к переходу к рыночной экономике.


2.2 Система, структура и функции налоговых органов

ㅤНа организационном уровне система налоговых органов представлена ​​уполномоченным представителем по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти во главе системы налоговых органов менялось несколько раз. На разных этапах эту роль играли:

Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 год);

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (Министерство по налогам и сборам Российской Федерации) (с 1999 по 2004 год);

Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 - сегодня).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов России.

В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федеральный, региональный и местный), которые соответствуют уровням государственного управления и административно-территориального деления Российской Федерации.

Высшие налоговые органы имеют право аннулировать решения налоговых органов более низкого уровня, если они несовместимы с Конституцией, федеральными законами и другими нормативными актами.

Правовой статус Федеральной налоговой службы России более подробно описан в Постановлении Федеральной налоговой службы, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506.

Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции:

- за соблюдение законодательства о налогах и сборах;

- правильность расчета, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет;

- для производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих, алкогольных и табачных изделий.

В рамках компетенции налоговых органов Федеральная налоговая служба России также выполняет функции агента валютного контроля.

Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

- проведение государственной регистрации юридических лиц, физических лиц как индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- обеспечить представление в процедурах банкротства и конкурсного производства претензий по обязательным платежам и запросов на денежные обязательства Российской Федерации.


Его функции и полномочия осуществляются Федеральной налоговой службой России напрямую и через ее территориальные органы.

Федеральную налоговую службу возглавляет глава, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по предложению министра финансов.

Специализированные межрегиональные проверки Федеральной налоговой службы России создаются с целью осуществления налогового контроля над крупнейшими налогоплательщиками, подлежащими федеральному налоговому администрированию. Специализированные межрегиональные проверки Федеральной налоговой службы России подчиняются непосредственно Федеральной налоговой службе России. Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России создаются по отраслевому принципу. Каждая из этих проверок осуществляет налоговое администрирование крупных налогоплательщиков только в одной из отраслей экономической деятельности.

Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России по Федеральному округу созданы для:

- взаимодействие Федеральной налоговой службы России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, отнесенным к его компетенции;

- проверка эффективности услуг Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации с целью обеспечения полного, своевременного, правильного исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные государственные фонды;

- осуществляет под своей юрисдикцией финансовый контроль за деятельностью территориальных налоговых органов, унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся под юрисдикцией Федеральной налоговой службы России, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в состав федерального округа.

Органы Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации являются элементом системы налоговых органов на региональном уровне. Основными задачами Федеральной налоговой службы России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, управление подчиненными налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Проверки налогоплательщиков проводятся Федеральной налоговой службой России в основном для контроля за деятельностью налоговых органов нижнего уровня, а налоговая администрация полностью проводится только для крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если специализированные межотраслевые инспекции налоговой службы Федеральное правительство России не создано для этих целей.