Файл: Цель и задачи налогового учета(Сущность и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    • определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы;
    • определение критериев их систематизации в регистрах налогового учета;
    • определение порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Система налогового учета должна быть организована налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть она применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения изменяется налогоплательщиком при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Эти требования содержатся в ст. 313 НК РФ.[10]

1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов по налогам и сборам

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).


В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень документов составляют законы и законодательные акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, а также представление бухгалтерской отчетности.

Самым важным документом системы первого уровня является Налоговый кодекс Российской Федерации. В налоговом кодексе установлены основы налогообложения физических и юридических лиц, определены элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования.

Особое место в первой группе документов занимают Федеральный закон от 06.12.2016 г. № 402- ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете», где закреплен ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, изложены основы его ведения.

Второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином России, которые фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. Ко второму уровню нормативного регулирования относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н, с изменениями и дополнениями от 06 апреля 2015 г.). Положение устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

В ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» установлен порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете и раскрытия информации о расчетах по налогу на прибыль в бухгалтерской отчетности. Согласно этому стандарту в бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты не только текущие обязательства по налогу на прибыль, но и отложенные налоги, которые приведут в последующих периодах к изменению обязательств организации по уплате налога на прибыль в бюджет.

Документы третьего уровня – методические указания, инструкции и разъяснения министерств и ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета данных операций.

Важным документом третьего уровня регулирования бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам является План счетов и инструкция по его применению.[11] Для учета расчетов по налогам и сборам Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены балансовые счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».


Четвертый уровень в системе регулирования должны имеют рабочие документы организации, формирующие учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения в методическом, техническом и организационном аспектах, а также ряд других документов, необходимых для успешной организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:[12]

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основные нормативные документы:

  1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 06.12.2016 г. № 402- ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.[13]
  3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 27.12.2018).
  4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 27.12.2018).
  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями и дополнениями(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 11.04.2018 N 142н).
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» — ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н.

1.4 Аналитический и синтетический учет расчетов по налогам и сборам

Учет расчетов по налогам oc и oc сборам oc ведется oc на oc счете oc 68 oc «Расчеты oc по oc налогам oc и oc сборам». oc Кредитовый oc оборот oc по oc счету oc 68 oc «Расчеты oc по oc налогам oc и oc сборам» oc показывает oc начисление oc задолженности oc предприятия oc бюджету oc по oc налогам. oc Дебетовый oc оборот oc свидетельствует oc об oc уплате oc налогов oc в oc бюджет. oc Кредитовое oc сальдо oc на oc конец oc отчетного oc периода oc по oc счету oc 68 oc «Расчеты oc по oc налогам oc и oc сборам» oc отражает oc задолженность oc предприятия oc в oc бюджет, oc дебетовое oc – oc задолженность oc бюджета oc предприятию.


oc Аналитический oc учет oc ведется oc по oc видам oc налогов oc и oc различным oc выплатам oc в oc бюджет. oc К oc 68«Расчеты oc по oc налогам oc и oc сборам» oc счету oc открываются oc субсчета oc по oc видам oc налогов. oc На oc предприятии oc по oc каждому oc субсчету oc счета oc 68«Расчеты oc по oc налогам oc и oc сборам» oc ведутся oc накопительные oc ведомости, oc в oc которых oc указывается oc остаток oc на oc начало oc отчетного oc периода oc по oc дебету oc или oc кредиту, oc обороты oc по oc счету oc с oc указанием oc корреспондирующих oc счетов, oc подводятся oc итоги oc по oc дебету oc и oc кредиту oc и oc выводится oc остаток. oc Для oc составления oc расчетов oc по oc всем oc видам oc налогов oc на oc предприятии oc ведутся oc нарастающим oc итогом oc с oc начала oc года oc карточки. oc В oc карточках oc указывается oc сальдо oc на oc начало oc года, oc обороты oc в oc течение oc отчетного oc периода, oc размер oc оплаты oc или oc задолженности oc предприятия. oc Данные oc сведения oc заносятся oc в oc карточку oc на oc основании oc накопительной oc ведомости.[14] oc Ведение oc подобной oc карточки oc позволяет oc проследить oc начисление oc и oc оплату oc по oc каждому oc виду oc налога. oc Карточки oc хранятся oc в oc специальных oc ящиках oc – oc картотеках. oc Они oc регистрируются oc в oc специальном oc реестре oc для oc обеспечения oc контроля oc за oc их oc сохранностью. oc

Кроме oc того oc бухгалтерия oc предприятия oc отражает oc расчет oc по oc каждому oc виду oc налога, oc исходя oc из oc базы oc начисления oc и oc процентной oc ставки. oc Также oc аналитический oc учет oc ведется oc в oc оборотной oc ведомости oc по oc аналитическим oc счетам oc по oc каждому oc субсчету oc счета oc 68 oc «Расчеты oc по oc налогам oc и oc сборам».

Синтетический oc учет oc по oc счету oc 68 oc «Расчеты oc по oc налогам oc и oc сборам» oc ведется oc в oc оборотном oc балансе, oc куда oc записываются oc остатки oc и oc обороты oc из oc оборотной oc ведомости oc по oc аналитическим oc счетам. oc Итоги oc оборотной oc ведомости oc по oc аналитическим oc счетам oc сверяют oc с oc итогами oc соответствующего oc синтетического oc счета oc – oc они oc обязательно oc должны oc быть oc равны.

Таблица 1

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами

По дебету

По кредиту

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Счет 10 «Материалы»

Счет 50 «Касса»

Счет 51 «Расчетный счет»

Счет 52 «Валютный счет»

Счет 55 «Специальные счета в банках»

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Счет 08 «Вложения в необоротные активы»

Счет 11 «Животные на выращивании и откорме»

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Счет 20 «Основное производство»

Счет 23 «Вспомогательное производство»

Счет 26 «Общехозяйственные расходы»

Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Счет 41 «Товары»

Счет 44 «Расходы на продажу»

Счет 51 «Расчетный счет»

Счет 52 «Валютный счет»

Счет 55 «Специальные счета в банках»

Счет 75 «Расчеты с учредителями»

Счет 90 «Продажи»

Счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Счет 98 «Доходы будущих периодов»

Счет 99 «Прибыли и убытки»


1.5 Понятие, формы и состав налоговой отчетности

Налоговая отчетность представляет oc собой oc совокупность oc налоговых oc деклараций, oc которые oc налогоплательщик oc обязан oc предоставить oc в oc налоговые oc органы oc по oc месту oc налогового oc учета oc в oc установленные oc сроки. oc Налоговая oc декларация oc представляет oc собой oc письменное oc заявление oc налогоплательщика oc о oc полученных oc доходах oc и oc произведенных oc расходах, oc источниках oc доходов, oc налоговых oc льготах oc и oc начисленной oc сумме oc налога oc и oc (или) oc другие oc данные, oc связанные oc с oc исчислением oc и oc уплатой oc налога oc (п.1 oc ст.80 oc НК oc РФ)[15].

Налоговая oc отчетность oc предоставляется oc в oc органы oc налоговой oc службы oc и oc внебюджетные oc фонды oc и oc характеризует oc состояние oc обязательств oc организации, oc связанных oc с oc исчислением oc и oc уплатой oc налогов oc и oc других oc обязательных oc платежей. oc По oc периодичности oc различают oc квартальную, oc полугодовую, oc девятимесячную oc и oc годовую) oc налоговую oc отчетность.

По oc истечении oc налогового oc (отчетного) oc периода oc в oc установленные oc налоговым oc законодательством oc сроки oc налогоплательщик oc обязан oc проинформировать oc налоговый oc орган oc о oc полученных oc доходах oc и oc произведенных oc расходах, oc источниках oc доходов, oc налоговых oc льготах oc и oc исчисленной oc сумме oc налога, oc сообщить oc другие oc данные, oc связанные oc с oc исчислением oc и oc уплатой oc налога. oc В oc этих oc целях oc в oc налоговый oc орган oc подается oc налоговая oc декларация oc (по oc отдельным oc налогам oc — oc расчет oc налога).

Налоговая oc декларация oc предоставляется oc налогоплательщиками oc по oc каждому oc налогу, oc подлежащему oc уплате, oc если oc иное oc не oc предусмотрено oc Законодательством oc о oc налогах oc и oc сборах, oc в oc налоговые oc органы oc в oc установленные oc сроки oc (часть oc 2 oc НК oc РФ).[16]

Формы oc налоговой oc отчетности oc по oc федеральным oc налогам oc утверждаются oc приказами oc ФНС oc РФ oc и oc внебюджетных oc государственных oc фондов oc (в oc пределах oc их oc компетенции), oc а oc по oc региональным oc и oc местным oc налогам oc — oc региональным oc законодательством oc и oc актами oc органов oc местного oc самоуправления. oc Инструкции oc по oc заполнению oc налоговых oc деклараций oc по oc федеральным, oc региональным oc и oc местным oc налогам oc издаются oc Министерством oc Российской oc Федерации oc по oc налогам oc и oc сборам oc по oc согласованию oc с oc Министерством oc финансов oc Российской oc Федерации, oc если oc иное oc не oc предусмотрено oc законодательством oc о oc налогах oc и oc сборах.