Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий(Экономическая сущность и функции прибыли).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли
ГЛАВА 2. Анализ формирования и использования прибыли предприятия ООО «Твист» за 2014-2016 годы
2.1.Общая характеристика ООО «Твист»
2.2.Анализ выручки,прибыли,рентабельности
2.3.Факторный анализ прибыли и рентабельности. Маржинальный анализ
2.4. Распределение прибыли на предприятии
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ
3.1. Описание мероприятий по повышению прибыли предприятия
Менеджеры
Рабочие
бухгалтера, экономисты
Офис-менеджер
Кладовщики
Технический директор
Специалисты
Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Твист»
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Твист» за 2014-2016 годы представлены в таблице 1.1.
Таблица 2.1-Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Твист» за 2014-2016 годы,тыс.руб.
№ п/п |
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Изм. (+,-) |
Темп роста |
2016 год |
Изм. (+,-) |
Темп роста |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|||||
1 |
Выручка от реализации |
170080 |
174530 |
4450 |
102,6 |
177942 |
3412 |
102,0 |
2 |
Себестоимость полная |
134040 |
140518 |
6478 |
104,8 |
148910 |
8392 |
106,0 |
3 |
Прибыль от реализации |
36040 |
34012 |
-2028 |
94,4 |
29032 |
-4980 |
85,4 |
4 |
Чистая прибыль |
27821 |
26183 |
-1638 |
94,1 |
22034 |
-4149 |
84,2 |
5 |
Стоимость основных средств |
3700 |
3769 |
69 |
101,9 |
4226 |
457 |
112,1 |
6 |
Численность |
36 |
38 |
2 |
105,6 |
40 |
2 |
105,3 |
7 |
Фондоотдача |
46,0 |
46,3 |
0,3 |
100,7 |
42,1 |
-4,2 |
90,9 |
8 |
Рентабельность продаж,% |
21,2 |
19,5 |
-1,7 |
х |
16,3 |
-3,2 |
х |
Приведенные данные показывают при росте выручки от реализации продукции снижение прибыли от реализации, чистой прибыли и рентабельности отчетного года в сравнении с предыдущим, что показывает снижение эффективности деятельности предприятия. Наблюдается снижение фондоотдачи в 2016 году в сравнении с 2015 годом.
2.2.Анализ выручки,прибыли,рентабельности
Выручка от реализации продукции характеризуется объемом реализации. Представим динамику и структуру объема реализации продукции ООО «Твист» по укрупненным группам за 2014-2016 годы-таблицы 1.2 и 1.3.
Таблица 2.2-Анализ динамики объема производства и реализации продукции ООО «Твист» за 2014-2015 годы,тыс.руб.
Ассортиментная группа |
2014 год |
2015 год |
Структура |
Абс. откл. |
Относ. откл |
|
2014 год |
2015 год |
|||||
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
% |
|||
Стальные радиаторы |
57669 |
57780 |
33,9 |
33,1 |
111 |
0,2 |
Конвекторы |
38710 |
40086 |
22,8 |
23,0 |
1376 |
3,6 |
Водонагреватели |
24540 |
25692 |
14,4 |
14,7 |
1152 |
4,7 |
Трубы,фитинги |
35715 |
36851 |
21,0 |
21,1 |
1136 |
3,2 |
Арматура |
13447 |
14121 |
7,9 |
8,1 |
674 |
5,0 |
Итого |
170080 |
174530 |
100,0 |
100,0 |
4450 |
2,6 |
Данные таблицы 1.2 свидетельствуют о том, что по всем видам продукции наблюдается перевыполнение данных прошлого года. Наибольший прирост в 2015 году наблюдается по группе «водонагреватели» - на 4,7% и группе «арматура»-на 8,4%. В целом перевыполнение данных 2года составило 2,6%.
Таблица 2.3-Анализ динамики объема производства и реализации продукции ООО «Твист» за 2015-2016 годы,тыс.руб.
Ассортиментная группа |
2015 год |
2016 год |
Структура |
Абс.откл. |
Относ. откл |
|
2015 год |
2016 год |
|||||
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
% |
|||
Стальные радиаторы |
57780 |
58980 |
33,1 |
33,1 |
1200 |
2,1 |
Конвекторы |
40086 |
40747 |
23,0 |
22,9 |
661 |
1,6 |
Водонагреватели |
25692 |
26076 |
14,7 |
14,7 |
384 |
1,5 |
Трубы,фитинги |
36851 |
37129 |
21,1 |
20,9 |
278 |
0,8 |
Арматура |
14121 |
15010 |
8,1 |
8,4 |
889 |
6,3 |
Итого |
174530 |
177942 |
100,0 |
100,0 |
3412 |
2,0 |
Данные таблицы 1.3 показывают, что также по видам продукции в 2016 году наблюдается перевыполнение данных прошлого года:
по группе «стальных радиаторов» - на 2,1%; по группе «конвекторы» - на 1,6%; -по водонагревателям - на 1,5%; по трубам и фитингам - на 0,8%;по группе «арматура» - на 6,3%.
В целом перевыполнение данных 2015 года составило 2,0%.
Следует отметить невысокий прирост объемов реализации, который составил 2,6%- в 2015 году и 2,0% в 2016 году, что свидетельствует о том, что спрос на продукцию имеется у определенной группы покупателей и предприятие стабильно в определенном сегменте своей деятельности. Вместе с тем, существенного роста объемов производства и введение новых видов продукции не наблюдается. Приведенный анализ свидетельствует о том, что необходимо активизировать работу по увеличению объемов продаж, введению новых видов продукции, что позитивно скажется на эффективности деятельности предприятия.
Далее оценим влияние факторов на объём реализации продукции.
Таблица 2.3-Анализ факторов, влияющих на объем продаж продукции ООО «НД- Групп» в 2014-2016 годах
Показатели |
Ед. измер. |
2014 год |
2015 год |
Откл. |
Темп роста% |
2016 год |
Откл. |
Темп роста% |
Объем продаж |
тыс.руб. |
170080 |
174530 |
4450 |
102,6 |
177942 |
3412 |
102,0 |
Объем продаж на одного работающего |
тыс.руб./чел |
4724 |
4593 |
-131 |
97,2 |
4449 |
-144 |
96,9 |
Среднесписочная численность работающих |
чел |
36 |
38 |
2 |
105,6 |
40 |
2 |
105,3 |
Данные таблицы 1.3 показывают в 2015 году при росте объемов продаж на 2,6 % и приросте численности на 2 чел. снижение объема продаж на 1 работающего составляет 2,8%. В 2016 году при росте объемов продаж на 2,0% и росте численности на 2 чел., снижение выработки на 1 работающего составляет 26,9%. Для выявления влияния факторов на прирост объемов производства проведем факторный анализ.
Для проведения анализа применяется факторная модель:
Qр=Выр.хЧ, (1.1)
где Qр-объем производства продукции,тыс.руб.
Выр.-выработка на 1 работающего, тыс.руб./чел.
Ч-численность,чел.,
где: Выр.1хЧ1, Выр.0хЧ0- значения показателей в отчетном и базовых годах.
Объем производства базового года определяется по формуле:
Qр0=Выр.0хЧ 0 (1.2)
Объем производства отчетного года определяется по формуле:
Qр1=Выр.1хЧ 1 (1.3)
Изменение объема реализации определяется по формуле: ∆Qр=Qр1-Qр0. (1.4)
Для проведения факторного анализа изменения объема производства продукции применяется понятие «условный» который определяется по формуле:
Qрусл.= Ч 1х Выр.0 (1.5)
2015 год.
Общее увеличение объема продаж продукции:
∆Qр=Qр1-Qр0=174530-170080=4450 (тыс.руб.),в том числе:
1. Изменение объема производства за счет изменения численности:
∆Qр (Ч)= Qрусл -Qр0= Ч 1х Выр.0- Ч 0х Выр.0=Выр.0 х ∆Ч=
=38х4724-36х4724=9449 (тыс.руб.)
2. Изменение объема продаж за счет изменения выработки на 1 работающего:
∆Qр (Ч)= Qр1-Qрусл = Ч 1х Выр.1- Ч 1х Выр.0= Ч1х ∆ Ввыр.=
=38х4593-38х4724=4999(тыс.руб.)
Всего:9449+4999=4450(тыс.руб.),
Проведенный факторный анализ роста объемов продаж продукции показал, что основным фактором увеличения объемов производства является прирост численности на 1 человека. Снижение выработки на 1 работающего отрицательно повлияло на рост объема продаж.
2016 год.
Общее увеличение объема продаж продукции:
∆Qр=Qр1-Qр0=177942-174530=3412(тыс.руб.),в том числе:
1. Изменение объема производства за счет изменения численности:
∆Qр (Ч)= Qрусл -Qр0= Ч 1х Выр.0- Ч 0х Выр.0=Выр.0 х ∆Ч=
=40х4593-38х4593=9186 (тыс.руб.)
2. Изменение объема продаж за счет изменения выработки на 1 работающего:
∆Qр (Ч)= Qр1-Qрусл = Ч 1х Выр.1- Ч 1х Выр.0= Ч1х ∆ Ввыр.=
=40х4593-40х4449=-5774 (тыс.руб.)
Всего:9186+5774=3412(тыс.руб.),
Проведенный факторный анализ роста объемов продаж продукции показал, что основным фактором увеличения объемов производства является прирост численности на 1 человека. Снижение выработки на 1 работающего отрицательно повлияло на рост объема продаж. Перейдем к анализу финансовых результатов предпряития-прибыли.
Анализ динамики и структуры финансовых результатов ООО «Твист» за 2014-2016 годы представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4-Анализ динамики и структуры финансовых результатов ООО «Твист» за 2014-2016 годы, тыс.руб.
№ п/п |
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Прирост |
2016 год |
Прирост |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|||||
1. |
Выручка от реализации |
170080 |
174530 |
4450 |
2,6 |
177942 |
3412 |
2,0 |
2. |
Себестоимость полная |
134040 |
140518 |
6478 |
4,8 |
148910 |
8392 |
6,0 |
6. |
Прибыль от реализации |
36040 |
34012 |
-2028 |
-5,6 |
29032 |
-4980 |
-14,6 |
7. |
Проценты к уплате |
1180 |
1200 |
20 |
1,7 |
1396 |
196 |
16,3 |
8. |
Прочие доходы |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0,0 |
9. |
Прочие расходы |
83 |
83 |
0 |
0 |
93 |
10 |
12,1 |
10. |
Балансовая прибыль |
34777 |
32729 |
-2048 |
-5,9 |
27543 |
-5186 |
-15,8 |
13. |
Налог на прибыль(20%) |
6955 |
6546 |
-410 |
-5,9 |
5509 |
-1037 |
-15,8 |
14. |
Чистая прибыль |
27821 |
26183 |
-1638 |
-5,9 |
22034 |
-4149 |
-15,8 |
Как видно из приведенных данных за 2015 год в сравнении с 2014 годом рост выручки составил 2,6%, себестоимости – 4,8%; снижение прибыли от реализации составило 5,6%. За 2016 год рост выручки составил 2,0%, себестоимости – 6,0%; снижение прибыли от реализации -14,6%.Снижение прибыли от реализации в 2015 и 2016 годах связано с ростом себестоимости продукции опережающими темпами в сравнении с темпом роста выручки.