Файл: История российского нотариата и основные мировые системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговый контроль определяется ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые органы проводят камеральные и полевые налоговых проверок налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком. В соответствии со ст. 89 выездной налоговой проверки Налоговый кодекс осуществляется на основании решения руководителя налогового органа.

Уголовная ответственность нотариуса устанавливается ст.202 УКРФ «злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Согласно ч. 1 ст. 202 использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества, или государства, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев[30].

Основной формой контроля за нотариальные действия является Судебный контроль.

«Контроль суда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующего законодательства»[31].

В юридической литературе выделяется прямой и косвенный судебный контроль за действиями и актами нотариусов[32].

Прямой контроль осуществляется судами при рассмотрении заявлений на нотариальные действия или отказ в совершении в рамках специального производства гражданского процесса.

Косвенный контроль осуществляется судами путем анализа споров между участниками гражданского оборота, когда имеет место оспаривание нотариальных актов в исковом производстве арбитражного и гражданского процесса.

Прямой контроль осуществляется судами при рассмотрении заявлений на нотариальные действия или отказ в совершении в рамках специального производства гражданского процесса.

Косвенный судебный контроль исполняется судами общей юрисдикции и арбитражных судах практически во всех случаях, так или иначе связанных к нотариальным действиям. Таким образом, при рассмотрении судебных споров о признании сделок в сфере недвижимости и других сделок, которые прошли нотариального удостоверения, суд общей юрисдикции косвенного судебного контроля за действиями и актами нотариуса, поскольку права и обязанности сторон в отношении реализация которых речь, основана на нотариальное удостоверение сделки. Практика судов общей юрисдикции состоит таким образом, что суды привлекать нотариусов в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.


При разрешении дел в арбитражном процессе, арбитражные суды также осуществляют косвенный контроль за нотариальными действиями. Тем не менее, прямой контроль над действиями нотариусов, третейские суды в порядке осуществления не имеет права, а также привлечь их к участию в судебном процессе в качестве третьей стороны без самостоятельных требований на предмет спора, как и споры с участием нотариусов арбитражных судов юрисдикция.

3.3. Проблемы судебного контроля над должностью нотариуса

Государственный контроль над должностью нотариуса является одним из важнейших принципов нотариата латинского типа[33]. Государство, контролируя нотариат, осуществляет свою функцию гаранта конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Иметь совершенные правовые механизмы надзорных полномочий государства в лице своих органов - необходимое условие для правильного функционирования нотариата.

Одним из принципов организации системы нотариусов латинского типа является принцип независимости нотариуса, который регулирует положение нотариуса. В соответствии с принципами, определенными условиями, при которых такое уполномоченное лицо не имеет права влиять на решения, принимаемые нотариусом, но производительность нотариуса профессии находится под строгим контролем соответствующих органов. Можно отметить, что контроль полномочий нотариуса является организационный характер и охватывает значительный круг вопросов: определение количества нотариальных должностей в нотариальном округе и расширение прав и возможностей нотариуса до прекращения полномочий нотариуса, ненадлежащим образом выполняя свои профессиональные обязанности, или по другим причинам.

Основами законодательства РФ о нотариате регулируется механизм наделения лица полномочиями нотариуса и прекращения этих полномочий. Однако нотариальная и судебная практика со всей очевидностью свидетельствует о несовершенстве соответствующих норм, о сложности их применения ввиду неясности, а порой и противоречивости формулировок.

Отсутствие общепризнанной концепцией нотариата является одним из причин нечеткости действующего законодательства. Тем большее значение, в связи с грядущим принятием нового закона о нотариате, приобретает исследование вопросов, касающихся такого первичного звена нотариата, как должность нотариуса[34].


Принцип независимости нотариуса находит свое отражение в создании специальной процедуры лишения права заниматься нотариальной нотариуса. В соответствии со ст. 12 Основы нотариуса может быть отказано вправе участвовать в нотариальной деятельности только в судебном порядке. Но судебная практика в этом типе случае не является равномерным, что также связано с размытостью законодательного языка. Если осуждение нотариуса за умышленное преступление, оно не было применено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, то, по логике вещей, можно сделать вывод о том, что лишение нотариуса права нотариальной деятельности возможно только на основании решения по этому вопросу, которая была принята в гражданском судопроизводстве, после суда вступает в силу. Такой вывод, как представляется, противоречит заложенному в ст. 12 Основ о нотариате, смыслу, и порождает целый ряд дополнительных вопросов. В частности, не ясно, какие субъекты вправе обратимся в суд с заявлением о лишении осужденного нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью, является ли обращение в суд их правом (что естественно для права на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства) или обязательностью (что характерно для органов контроля). Наконец, не ясно, что должен установить суд, рассматривая соответствующее заявление, - факт вступления приговора в законную силу? Как считает кандидат юридических наук и доцент кафедры гражданского процесса Тарбагаева Е.Б., что это предложение абсурдно уже по самому определению законной силы постановления суда[35].

Как представляется, нотариус, осужденный за умышленное преступление, после вступления приговора в законную силу не может ни при каких условиях сохранять статус нотариуса и продолжать заниматься нотариальной деятельностью. Приговор суда, вступивший в законную силу, даже если в нем не применено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной (в данном случае – нотариальной) деятельностью, не подлежит свободной оценке органам управления и контроля над нотариатом как основание для прекращения статуса нотариуса. Аналогичным образом, признание нотариуса недееспособным или ограниченно дееспособным безоговорочно исключает сохранение лица нотариуса статус. В этом и в другом случае, решение суда о лишении права нотариальной деятельности будет лишен своего предмета. Невозможность и недопустимость классов продолжения нотариусом непосредственно следует из приговора суда или решения суда о признании нотариуса недееспособным (ограниченно дееспособным), а также прекращение полномочий нотариуса (на основании судебного акта) следует, на наш взгляд, осуществлять в административном порядке посредством издания приказа органом Росрегистрации о сложении полномочий нотариуса.


По своей правовой природе лишение прав нотариуса нотариальной деятельности может рассматриваться в качестве самостоятельной меры ответственности нотариуса только в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) нотариусом своих профессиональных обязанностей (при условии, что преступление не привело к убежденности нотариуса в Уголовном кодексе (ст.202 УК РФ).

Один из сложных вопросов правоприменения – что следует понимать под нарушением законодательства, совершением дисциплинарных проступков? Неразрешимые затруднения вызывает определение понятия «дисциплинарного проступка» применительно к такому субъекту, как небюджетный нотариус[36]. Законодатель имел в виду преступлении нотариуса, которые выражаются в нарушении правил профессиональной этики. И так как эти правила определены в Кодексе профессиональной этики нотариусов принимаемыми нотариальными сообществами. В таком сообществе каждый член принимает на себя обязанность следовать этим правилам. Нарушение этих норм, характеризующий неоднократный характер, свидетельствует нарушение нотариусом присяги – клятвы действовать в соответствии с законом и совестью.

Нарушение законодательства нотариусом может восприниматься неоднозначно. Привести можно немало примеров из судебной практики, когда под нарушение законодательства проводится неправильное применение нотариусом нормы права к конкретному случаю, незаконное по существу нотариальное действие. По нашему мнению, этот подход совершенно неправильно и противоречит принципу независимости нотариуса, контрольные органы нотариусов, проведения проверок нотариусов не могут оценить нотариальные действия, по сути (это является предметом только судебного рассмотрения). Для них субъект управления может быть только профессиональная деятельность нотариуса: соблюдение правил нотариуса и исполнения профессиональных обязанностей, предусмотренных законодательством о нотариате. Соответственно, основанием лишения права нотариальной деятельности может быть исключительно нарушения законодательства о нотариате. Если же нотариус допустил ошибку при применении нормы материального права, совершил незаконный нотариальный акт, то в решении вопроса о последствиях такого нарушения для нотариуса следует исходить из тех критериев, которые установлены уголовным законом: вина в форме умысла и тяжесть наступивших последствий (ст.202 УК РФ). Осуждение нотариуса за умышленное преступление выступает самостоятельным основанием прекращения статуса нотариуса.


Нотариус, находясь лицом свободной профессии, в случае нарушения законодательства не может быть привлечен к ответственности непосредственно органами контроля над нотариатом[37]. Устанавливая судебный порядок лишения нотариуса права нотариальной деятельности, законодатель исходит из идеи предварительного судебного контроля – но не над нотариусом (оценку поведения нотариуса как нарушения законодательства дают органы, осуществляющие проверки деятельности нотариуса), а над органами контроля и управления нотариатом, чтобы исключить произвол в решении вопроса о прекращении статуса нотариуса. С этой точки зрения лишение прав нотариуса нотариальной деятельности остается, однако, без ответа вопрос о характере решения суда. Это маловероятно, что такое решение может быть рассмотрено в собственном смысле этого акта защиты и справедливости акта. По своему значению, она скорее напоминает судебный ордер, чтобы привести человека к ответственности. Во всяком случае, в гражданском процессе адекватной процессуальной форме рассмотрения и разрешения дел подобного рода не существует. Но это была гражданская процессуальная форма, в целом обеспечивает полностью нотариальных интересов от необоснованного преследования. Поэтому, мы считаем, что законодатель должен определить дела о лишении нотариуса права нотариальной деятельности как самостоятельную категорию дел и отнести ее к делам особого производства, установив специальные правила подачи заявления, рассмотрения заявления и решения суда о лишении права нотариальной деятельности. В новом законе о нотариате следовало бы предусмотреть дифференцированный порядок и основания отстранения нотариуса от должности.

Заключение

Среди правоохранительных органов России существенное значение имеет нотариат. Предметом нотариальной деятельности является удостоверение бесспорных фактов. Совершая нотариальные акты, нотариусы не используют принцип публичности, им запрещается разглашать сведения, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев предусмотренных Основами о нотариате.

В результате проделанной работы, проанализировав Законодательство РФ, регулирующее нотариат мы сделали следующие выводы: нотариат занимает особое положение в системе правоохранительных органов, так как профессия нотариуса сочетает в себе черты самых разных юридических профессий. Нотариуса нередко сравнивают с адвокатом или с судьей, Основная связь нотариата с правосудием – это то, что их деятельность обращена на защиту прав граждан. При этом и нотариат, и суд используют различные властные полномочия – нотариат в меньшей, а суд в большей степени.