Файл: Развитие самостоятельности младших школьников(Сущность и понятие учебной самостоятельности младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, то есть универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В настоящее время обучение строится так, чтобы обучающиеся, выходя из стен школы, могли самостоятельно достигать образовательных и жизненных целей. На практике применять знания, полученные в школе, могли только те люди, которые были готовы к постоянному творческому поиску. С этой целью в настоящее время все большее значение приобретают самостоятельная деятельность младших школьников в процессе овладения знаниями.

Предмет исследования: использование возможностей учебной деятельности для развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Объект: учебный процесс учеников младшего школьного возраста.

Цель: провести теоретическое исследование и организовать практическую деятельность по развитию самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

-раскрыть содержание понятия «самостоятельность», как свойства личности школьника;

-проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития самостоятельности в учебной деятельности у младших школьников;

-провести исследование уровня и особенностей развития самостоятельности в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;

-охарактеризовать психолого-педагогические условия развития самостоятельности в учебной деятельности у младших школьников и оценить эффективность их реализации.

В работе использованы методы исследования:

-теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по теме;

-эмпирические методы (результаты исследований; наблюдательный и психолого-педагогический эксперимент; математическая обработка результатов эксперимента, тестирование; методы экспертных оценок; методы графической обработки экспериментальных данных).

Активизация независимости школьников в образовательной и иных видах деятельности рассматривается одной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Р. Львов, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников, В.А.Онищук, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова, Н.Н.Светловская, М.Н. Скаткин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Засекова, З.И.Колесникова, Е.Н.Кабанова-Миллер, А.Я.Савченко, Г.А.Цукерман и др.


Многие исследователи считают, что проблема стимулирования самостоятельности школьников является одной из самых важных в педагогике и психологии. Одним из важных для нашего исследования является труд Г.Ф. Гаврилычевой и А.А. Люблинской по вопросам развития познавательной самостоятельности учащихся начальных классов; диссертационные исследования Т.А. Капитоновой, З.Д. Кочаровской, А.И. Поповой, Г.П. Ткачук и др., посвященные вопросам развития познавательной самостоятельности учащихся.

Данная работа актуальна в связи с тем, что в нынешнем индустриальном информационном обществе, становление учебной самостоятельности рассматривается приоритетным направлением нового общеобразовательного стандарта для школьников в целом.

Глава I ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Сущность и понятие учебной самостоятельности младших школьников

Слово «самостоятельность» является одним из наиболее употребляемых в литературе детской психологии, но для возрастных психологов оно является не столько рабочим, сколько оценочным суждением, своеобразным паролем, которому единоверцы узнают друг друга[1].

В древние времена люди начали готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт. Это осуществлялось в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили младших, показывали своим примером, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Самостоятельность, как немаловажное качество личности, обеспечивающее человеку возможность жить, учиться и творить, возникла не случайно. Целесообразность ее возникновения предопределяется совершенствованием самой жизни: наиболее сложные её обстоятельства требуют от человека способности быть целеустремлённым, самостоятельным, оптимистичным. Но для того, чтобы развить самостоятельность, недостаточно одного лишь умения проявлять собственную инициативу. Самостоятельность дошкольника – это всегда продукт собственной инициативы ребенка и одновременно подчинения требованиям взрослых.


Проблема формирования учебной самостоятельности, как качества личности ученика всегда была и остается актуальной. На протяжении развития отечественной педагогики и образовательной практики педагоги рассматривают не только понятие «самостоятельности», но и соотношение понятий, характеризующих деятельность учащегося: «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», «самостоятельная учебная деятельность», «умение учиться».

Романова Н. Б. и Ромаев А. П. отмечают, что в XIX веке отечественные педагоги-гуманисты анализировали проблему самостоятельности, как важнейшую характеристику личности во всех направлениях гуманистической педагогики: абстрактном, практическом и универсальном гуманизме[2].

Среди отечественных педагогов второй половины XIX – начала XX веков таких, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Д.И. Тихомиров, С.А. Рачинский, В.П. Вахтеров и другие – активности, самостоятельной работе, самодеятельности учащихся отводилось главное место. Но они по-разному понимали самостоятельность в учебной деятельности.

К.Д. Ушинский, в своей работе, акцентировал внимание на желании самостоятельно учиться, но не давал описания методическим приемам для формирования самостоятельности младших школьников. К примеру, в частности, он писал: «…должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные знания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя и наставника приобретать новые знания, - дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая таким умом, извлекающим из всех источников полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что и составляет одну из главнейших задач школьного обучения»[3].

Не менее известный отечественный педагог В.П. Вахтеров обращал особое внимание на методические приемы формирования самостоятельности учащихся, доказав на своем многолетнем педагогическом опыте в бесподобной важности умения школьника делать выводы, употреблять приемы научного исследования, пусть даже и в самой обычной форме. По словам В.П. Вахтерова, учитель предлагает ученикам решить ту или иную задачу, дает материалы, а ученик сам собственными усилиями находит, открывает то, что было открыто и изобретено до него[4]. Кроме того, в нем он не только получает знания, но и учит тому, как их приобрести и как самостоятельно наблюдать за тем или иным действием.


В начале XX в. в Германии была создана вальдорфская школа, которая стала одним из первых центров, где начали преподавать педагогику. Основой её концепции является принцип «неопережения» развития ребенка, но предоставления ему всех возможностей для его развития в собственном темпе. С точки зрения теории Вальдорфа[5], в концепции вальдорфской педагогики также было акцентировано внимание на совместной деятельности, в которой должен быть реализован индивидуальный подход. Одним из условий этого является то, чтобы ученики становились все более самостоятельными.

С середины 1950 годов в отечественной педагогике вновь возникает проблема самостоятельности учащихся, из-за критики традиционного обучения, безынициативности учащихся в учебной работе. М.П. Кашин в работе «О самостоятельной работе учащихся на уроке»[6] впервые подчеркивает, что при изложении учебного материала масштаб проявления индивидуальных различий школьников практически не заметен. Увеличение удельного веса самостоятельных работ учеников, как правило, приводит к более четкому проявлению различий в познавательной деятельности и эмоциональной сфере, способностях, характере.

Сущность самостоятельной работы заключается в воспитании ответственности (Б.П. Есипов, Н.Г. Дайри, И.Е. Торбан), одного из главных качеств личности – умения ставить определенные цели и добиваться их достижения собственными силами: самостоятельность – ответственное отношение к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях.

Исследователи (Е.Л. Белкин, И.В. Горлинский, Г.Б. Пичурина и др.), разрабатывая проблемы обучающих целей самостоятельной работы, называют следующие дидактические цели:

− приобретение;

− закрепление;

− применение на практике и проверка новых знаний и умений.

Исследователи сформулировали определенные функции самостоятельной работы:

– формирование активности и самостоятельности личности (В.К. Буряк; М.А. Данилов);

– формирование интереса к знаниям и потребности к самообразованию (Н.Ф. Голованова; Н.П. Ерастов);

– развитие познавательных способностей (А.Ю. Уваров; А.В. Усова);

– выработка умений и навыков учебной деятельности (П.И. Пидкасистый);

– повышение сознательности и прочности усвоения знаний (А.С. Лында; М.Н. Скаткин);

– конкретизация и углубление полученных знаний (Б.Ю. Зотов; П.И. Пидкасистый). Широко представлены классификации на основе источника знаний (Б.П. Есипов; В.П. Стрезикозин) и по характеру познавательной деятельности (М.И. Махмутов).


Также разработаны и представлены в научной и учебной литературе классификации:

−по степени самостоятельности (Маркова А.К.; Половникова Н.А.);

−по нарастанию продуктивного и творческого начал в заданиях и деятельности обучаемых (М.И. Моро; П.И. Пидкасистый);

−по организационному признаку (Л.В. Жарова; О.А. Нильсон);

−по заданиям, организующим самостоятельную деятельность учащихся (И.Я. Лернер; П.И. Пидкасистый);

−по дидактической функции (Л.В. Жарова).

Таким образом, такое количество классификации представляется закономерным, поскольку позволяет увидеть разные аспекты объекта классификации, углубить и расширить понимание сущности понятия «самостоятельность», как качество личности, которое выражается в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами; потребность в самостоятельном мышлении; способность самостоятельно ориентироваться в новой ситуации.

1.2 Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст, по суждению психологов и преподавателей, является наиболее значимым для формирования у детей разнообразных качеств, при помощи которых они смогут реализовать себя в жизни, таких как: субъективность, творческая активность, независимость, решительность, целеустремлённость, сдержанность и ответственность. Одним из основных направлений формирования ребенка в этом возрасте подразумевается совершенствование его самостоятельности, ведь именно это качество определяет его состоятельность в последующей жизни.

Самостоятельность вырабатывается постепенно по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе приобретает свою специфику. В то же время на каждом этапе необходимо рационально поощрять независимость детей, развивать необходимые навыки и способности. Ограничение самостоятельной деятельности детей приводит к подавлению индивидуальности, генерирует отрицательные реакции. В задачи процесса выстраивания самостоятельности исследователи включают не только совершенствование знаний, умений и навыков, но и совершенствование соответствующих мотивов.