Файл: Оплата труда педагогическим работникам в современных условиях. Материальное стимулирование работников (Стимулирующие надбавки в системе оплаты труда педагогических работников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раскрытие содержания и структуры педагогического труда позволяет выделить его особенности, имеющие принципиальное значение для организации и регулирования оплаты труда педагогических работников (табл. 1).

Таблица 1

Особенности оплаты труда педагогических работников

Особенности педагогического труда

Их идентификация в системе оплаты труда

Образование - трудоемкая отрасль

Проблемы его финансирования связаны, прежде всего, с финансированием заработной платы сотрудников образовательных учреждений

Полифункциональный характер
труда, проявляющийся в многообразии целей
образовательного процесса,
имеющих приоритетное значение.

Существует сложности и специфика измерения количественных и качественных параметров педагогического труда, влияющих на уровень заработной платы, при этом существует возможность их обособленного измерения и ранжирования по значимости на основе построения коэффициентной системы заработной платы.

Двойственная природа педагогического труда: труд, с одной стороны - коллективный, с другой - индивидуальный

Система заработной платы должна быть ориентирована на развитие интеграции коллективных и индивидуальных форм премирования работников образовательных учреждений для достижения целей образования

Воздействие педагогического труда на широкий круг потребителей образовательных услуг - бизнес, население, государство

Необходимость достойной оценки
педагогического труда в силу его
востребованности всеми субъектами рынка и
необходимость развития института частно-
государственного партнерства при
финансировании заработной платы

Творческий характер труда,
отличающийся значительным
удельным весом эвристических и
нестандартных трудовых операций

Эта особенность требует усилий различной степени интенсивности от педагогов, которая должна быть воплощена через систему дифференциации в оплате труда

Труд связан с высоким
образовательным цензом и требует
пожизненного повышения
квалификации

Образование и повышение квалификации должны быть приоритетно отражены в системе заработной платы как гарантированной, так и негарантированной

Система оплаты труда педагогических работников в последние годы реформируется. Во-первых, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597, № 599 уровень оплаты их труда повышается, во-вторых, в публичных выступлениях В. В. Путина, а также в принятой в конце 2012 г. «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012–2018 гг.» сформулирована задача перейти к так называемому эффективному контракту. Курс на эти преобразования выдвигает на повестку дня проведение мониторинговых исследований, которые позволили бы проследить процесс изменения заработной платы педагогических работников, а также выявить факторы, способствующие реформированию системы оплаты труда или тормозящие его.


В соответствии с концепцией эффективного контракта, предложенной Я. И. Кузьминовым, для создания продуктивных трудовых взаимоотношений между образовательными организациями и работающими в них педагогами важно обеспечить такое денежное и прочее материальное вознаграждение, при котором преподаватель не испытывал бы недостатка в материальных и культурных благах и мог бы обеспечивать свою семью на желательном для него уровне. Проблемой оказывается определение такого измерителя уровня оплаты труда педагога, который был бы достаточным для формирования эффективных взаимоотношений между педагогом и образовательной организацией в разных по уровню социально-экономического развития субъектах Российской Федерации.

Согласно последним данным, в России средняя зарплата учителя 38 420 рублей в месяц, при этом очень большое значение имеет регион. 

На основании имеющихся данных можно говорить о некотором сокращении неравенства субъектов Российской Федерации по абсолютной величине заработной платы педагогов всех уровней образования, и эти изменения согласуются с общей тенденцией к уменьшению неравенства российских регионов по уровню доходов населения в целом.

Необходимо отметить, что оплата труда педагогических работников имеет свои особенности.

Система оплаты труда работников определяется коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским, в свою очередь, относятся должности:

  • декана факультета,
  • заведующего кафедрой,
  • профессора,
  • доцента,
  • старшего преподавателя,
  • преподавателя,
  • ассистента.

Представляется, что должность заместителя декана факультета также должна относиться к профессорско-преподавательским.

Как правило, в вузах применяется штатно-окладная система оплаты труда. Должностные оклады в этом случае являются фиксированной величиной. Они указываются в штатном расписании вуза и соответствуют тому или иному квалификационному уровню.

Оплата труда научно-педагогических работников вузов имеет свою специфику, которая, главным образом, заключается в прямой зависимости размера заработной платы работника от его квалификации (ученой степени, ученого звания) и в определенной степени от стажа работы.


Зарплата, устанавливаемая работникам в соответствии с новыми системами оплаты труда, не должна быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой ранее на основе ЕТС. Новая система оплаты труда работников вузов включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Оплата труда работников высших учебных заведений должна осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Общий фонд оплаты труда работников высших учебных заведений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Выводы по главе 1

Система оплаты труда – это способ установления зависимости величины заработной платы от количества и качества, а также результатов труда. Труд работников оплачивается по тарифной системе, бестарифной системе или системе окладов. Система оплаты труда (кроме бюджетных организаций) устанавливается работодателем с учетом мнения выбор­ного профсоюзного органа и фиксируется в коллективных договорах, соглашениях или локальных нормативных актах.

На сегодняшний день существуют две системы заработной платы – сдельная и повременная. Различие между ними состоит в том, что берется за основу определения размера заработка. Если заработная плата зависит от количества проработанного времени, то такая система называется повременной, если от количества выработанной продукции (произведенных операций или других измерителей результатов труда) – сдельной.

Оплата труда педагогических работников школьного образовательного учреждения имеет свои особенности. Оплата труда педагогических работников устанавливается на основе должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. 


Глава 2.  Стимулирующие надбавки в системе оплаты труда педагогических работников


2.1. Виды стимулирования


1) Компенсационные выплаты.
 Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в определенных размерах, если иное не утверждено федеральными законами или указами Президента РФ. Следует помнить, что они не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
Перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления утверждены Приказом N 822 . Итак, компенсационный характер имеют:
а) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). С целью уточнения наличия вредных условий труда руководителям учреждений необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном трудовым законодательством. С 01.09.2011 будет действовать Порядок проведения аттестации рабочих мест, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н;
б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях");
в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время");
г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны").
Нормативными актами исполнительных органов субъектов РФ утверждаются размеры компенсационных выплат в качестве рекомендуемых, которые используются учреждениями образования этих субъектов при разработке положений об оплате труда.
В то же время следует учитывать, что конкретные размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера должны быть прописаны в трудовых договорах работников.
 2) Стимулирующие выплаты.
 К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, поощрение за выполненную работу. Такие выплаты устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 818). На стимулирующие выплаты образовательными учреждениями направляется не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Размеры и условия осуществления таких выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 818 в пределах фонда оплаты труда. Указанный перечень включает следующие виды выплат:
- за интенсивность и высокие результаты работы, то есть поощрение работника за участие в выполнении важных работ, мероприятий, за особый режим работы, за организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение престижа учреждения, и др.;
- за качество выполняемых работ. Данные выплаты предполагают поощрение работника за успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, инициативу, качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, и т.п.;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Такие выплаты стимулируют работников образования к продолжительной работе;
- премиальные по итогам работы.
Перечисленные виды выплат стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим локальные нормативные документы подлежат согласованию с вышестоящим органом.
Для образовательных учреждений примерные показатели стимулирования работников утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 08.11.2010 N 1116 "О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации".
Конкретные показатели стимулирования работников за количество, интенсивность и качество труда разрабатываются и утверждаются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Их размеры рекомендуется устанавливать в процентном отношении к окладам (ставкам) либо в абсолютном размере. В то же время п. 26 Положения N 1600 предусмотрено, что максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.
Стимулирующие выплаты производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.


3) Вознаграждение за классное руководство.
 Функции классного руководителя могут возлагаться на педагога лишь с его согласия (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196).
Постановлением Правительства РФ N 850  (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2006 N 548) педагогическим работникам общеобразовательных учреждений было установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1 000 руб. Дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство финансируется из федерального бюджета. Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 чел. в сельской местности. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся. Однако субъекты РФ могут устанавливать доплаты относительно размера, определенного на федеральном уровне (1 000 руб.), за счет собственных средств.
Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).
3.2. Усиление стимулирующей роли оплаты труда педагога
Усиление стимулирующей роли оплаты труда за качество и результаты работы рассматривается в качестве основных институциональных изменений, которые происходят в системе оплаты труда в результате реализации комплексного проекта модернизации образования. Этот эффект достигается путем закрепления нормативными правовыми актами на региональном, муниципальном и школьном уровнях:
- выделения стимулирующей части в фонде оплаты труда (далее – ФОТ) с последующим увеличением в нем доли стимулирующих выплат;
- порядка участия общественных структур в распределении стимулирующей части оплаты труда;
- критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников.
Примерными критериями для расчета выплат стимулирующей части ФОТ преподавателей являются:
- успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся, в т. ч. на внешкольных и школьных олимпиадах, конкурсах);
- активность во внеурочной, воспитательной деятельности;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- участие в методической, научно-исследовательской работе;
- использование в процессе обучения современных педагогических технологий, в т. ч. Информационно-коммуникационных, здоровье-сберегающих и др.;
- повышение квалификации, профессиональная подготовка;
- оценка со стороны родителей обучающихся;
- оценка со стороны обучаемых школьников.
Стимулирующие выплаты педагогическим работникам производятся на основании Положения о распределении стимулирующей части ФОТ ОУ (далее – Положение), принимаемого на уровне ОУ. В Положении отражены критерии и показатели качества и результативности труда преподавателей, лежащие в основе определения размера стимулирующей надбавки, порядок расчета и выплаты стимулирующих надбавок. На основании Положения каждый педагогический работник ОУ имеет право на получение стимулирующих выплат по результатам своего труда. Но значение этого документа гораздо шире простого основания для распределения стимулирующей части ФОТ; фактически – это согласованная с органом общественного управления декларация о том, что считается качественным результатом предоставления образовательных услуг в данном ОУ.8
3.3. Выплаты стимулирующего характера педагогическим работникам МОУ
Выплаты стимулирующего характера педагогическим работникам МОУ устанавливаются директором школы на основании данных внутришкольного контроля, представленных заместителями директора по УР и ВР, представленных педагогам материалов по самоанализу с учетом мнения профсоюзной организации.
Педагоги школы представляют директору материалы по самоанализу деятельности в соответствии с утвержденными критериями по состоянию на 1 июля и 1 декабря текущего года в срок не позднее 10 июля и 10 декабря текущего года соответственно. Размер надбавок стимулирующего характера заместителям директора школы определяет директор. Для этого заместители директора школы представляют руководителю материалы по самоанализу своей деятельности и информацию о выполнении показателей качества работы педагогами курируемого направления в соответствии с утвержденными показателями на 1 июля и 1 декабря текущего года в срок не позднее 10 июля и 10 декабря текущего года соответственно.9
Директор школы рассматривает представленные материалы и принимает решение о назначении, размере и периоде выплат стимулирующего характера работникам и издает приказ об осуществлении выплат стимулирующего характера работникам МОУ.
Критериями для расчета стимулирующих выплат являются:10
- успешность учебной работы (динамика учебных достижений, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, выставках; работа с одаренными детьми и слабоуспевающими за рамками тарифных часов;
- результативность промежуточной и итоговой аттестации; работа по оформлению учебных кабинетов);
- активность во внеурочной и воспитательной деятельности (участие и проведение общешкольных и городских мероприятий, организация и проведение предметных внеклассных мероприятий, организация поездок, экскурсий, походов, тематических вечеров);
- участие в окружных конкурсах, методической, научно-исследовательской работе (проведение мастер-классов, выступление на конференциях, семинарах, «круглых столах», наличие публикаций, использование современных технологий, участие в инновационной и экспериментальной работе, использование здоровье-сберегающих технологий, руководство проектно- исследовательской деятельностью учащихся);
- отношение к должностным обязанностям (качественное ведение школьной документации: журналов, дневников, тетрадей;
- выполнение санитарно-гигиенических требований; трудовая дисциплина).
Размер надбавок уменьшается или снимается полностью за:
- нарушение трудовой дисциплины;
- невыполнение должностных обязанностей согласно должностной инструкции;
- ухудшение качества оказываемых услуг;