Файл: Корпоративная культура в организации(Понятие корпоративной культуры и ее элементы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Познавательная функция (познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);

5) Смыслообразующая функция: культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;

6) Коммуникационная функция: через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание работников и их взаимодействие;

7) Функция общественной памяти: сохранение и накопление опыта корпорации;

8) Рекреативная функция: восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высокого потенциала корпоративной культуры и причастности работника к ней и разделение ее ценностей.

Прежде чем начинать исследовать состояние корпоративной культуры необходимо изучить факторы, оказывающие влияние на ее формирование.

Культура руководителя (лидера) – первый фактор, который оказывает большое влияние на формирование корпоративной культуры.

Руководитель должен учитывать обстоятельства внешней среды, общественное устройство той большой системы, в состав которой он входит вместе со своей корпорацией. Также он должен владеть элементами общей культуры, для того, чтобы освоить элементы корпоративной культуры и привить их подчиненным. Это особенно важно при нестабильности внешней среды. Поскольку главным в деятельности руководителя является выработка управленческого решения, то особое значение имеет такая составляющая корпоративной культуры руководителя, как культура мышления.

Так как инициатива формирования корпоративной культуры обычно принадлежит лидеру, рассмотрим этот процесс с точки зрения того, как лидер может использовать свою власть для распространения свойственных ему представлений.

Посредством вещей, на которые лидеры обращают особенное внимание, критериев назначения вознаграждения и распределения ресурсов, критериев набора, продвижения по службе и увольнения, поведения, характерного для кризисных ситуаций они сознательно или неосознанно изъявляют присущие им представления. Вторичные механизмы могут быть эффективными средствами в формировании «сильной» корпоративной культуры, если лидер сможет использовать их должным образом. Чем более важную роль в работе корпорации будут играть структуры, процедуры и ритуалы, тем в большей степени они станут своеобразными фильтрами или наборами критериев при выборе новых лидеров.


Данные механизмы культурных основ создают так называемый корпоративный климат организации. На первой стадии развития организации этот климат определяется лидером, на более поздних стадиях он является отображением и проявлением общих культурных представлений.

Национальная культура – еще один фактор, оказывающий влияние на формирование корпоративной культуры и бизнеса в целом.

Особенно существенным этот фактор является для многонациональных организаций или предприятий, выходящих на международный рынок. Их успех зависит от того, насколько удалось ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками – руководителями и подчиненными – разных национальностей, с разными культурными традициями, а также насколько им удалось изучить и адаптироваться  к национальной культуре той страны, на рынок которой они выходят.

По мнению доктора политологии, профессора Й. Хентце сотрудничество на разных уровнях таких предприятий требует разнопланового обмена информацией. Коммуникация с носителями чужих культур может столкнуться с непредвиденным трудностями и привести к нежелательным последствиям.

Миссия организации также является одной из составляющих, оказывающих влияние на корпоративную культуру. Миссия – это краткое выражение функции, которую организация или проект призваны выполнить в обществе. Формулировка миссии описывает в то же время причину существования организации или проекта.

Удачная формулировка миссии должна отвечать на вопросы:

·   Чем занимается организация ( какой профиль проекта)?

·   Для кого сотрудники организации или участники проекта осуществляют свою деятельность?

·   Как они выполняют свои функции?

Миссия, через будущую цель, описывая текущее состояние организации, помогает лучше понять ее настоящее то, чем и для чего организация или проект располагают. Само будущее определяется с помощью формулировки видения. Видение – это описание организации или проекта в перспективе, причем в том положении, которое хотелось бы видеть автору описания. Видение выражает картину правдоподобного и желаемого состояния организации или проекта в будущем.

Целесообразно, чтобы формулировка видения удовлетворяла следующим условиям: четкое, конкретное и реалистичное изложение; определение гипотетических итогов или результатов; презентация реального и стимулирующего уровня достижений; соответствие философии (нормы, принципы, кредо) организации или проекта [6].


Часто видение отождествляют со стратегической целью организации.

Корпоративная культура должна быть адекватной миссии и видению организации и помогать реализовывать поставленные цели [3].

Отрасль – это следующий фактор, накладывающий  свой отпечаток на корпоративную культуру.

Так, например, в химической или атомной отрасли – главное безопасность. И корпоративная культура таких предприятий будет в первую очередь поддерживать порядок и соблюдение безопасности на рабочих местах. В секторе высоких технологий – необходимы инновации и быстрота, а в торговле элитной одежды – все для удовлетворения нужд клиента.

Внешняя среда также влияет на корпоративную культуру. Так как любая организация является открытой системой, то на нее оказывают воздействия различные факторы окружающей среды, такие как политическая и экономическая ситуация, законодательство, научно-технический прогресс, потребители, конкуренты и т.д. Следовательно, корпоративная культура предприятия будет складываться исходя из состояния всех составляющих внешней среды.

Структура и размер организации также имеет немаловажное значение. В организациях с иерархической структурой культура более формальна и консервативна, чем в корпорациях с горизонтальной структурой управления. Крупные компании зачастую неповоротливы, а небольшие компании более мобильны [5, с. 23].

Таким образом, ряд внешних и внутренних факторов оказывает решающее влияние на формирование корпоративной культуры предприятия и обусловливает ряд специфических особенностей корпоративной культуры конкретного предприятия.

ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ «ДИКСИ ГРУПП»

2.1. Характеристика предприятия «ДИКСИ ГРУПП»

«ДИКСИ ГРУПП» является одним из крупных игроков на рынке сетевой розницы, при этом компания имеет смешанную модель бизнеса и конкурирует в таких сегментах как оптовая, мелкооптовая торговля и сетевая розничная торговля. Такая модель позволяет иметь большую долю на рынке за счет диверсификации бизнеса, но в то же время подразумевает сложность организации бизнес-процессов и их управления. Целевой сегмент рынка для «ДИКСИ ГРУПП» – это клиенты «Traders» и клиенты «HoReCa», которые работают в формате мелкооптовой и оптовой торговли. Данный фокус компании полностью раскрывает миссию компании, как «защитника малого и среднего бизнеса».


Таблица 1 - Динамика основных финансовых показателей «ДИКСИ ГРУПП»

Наименование

2015

2016

2017

2018

2019

Доходы и расходы по обычным видам деятельности (тыс. рублей)

Выручка от продажи (за минусом НДС, акцизов ...)

186 232 666

208 235 250

240 400 336

261 449 987

268 614 939

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

156 397 326

176 564 342

205 606 116

225 061 863

233 959 789

Валовая прибыль

29 835 340

31 670 908

34 794 220

36 388 124

34 655 150

Коммерческие расходы

24 946 641

27 179 681

30 300 483

33 028 657

42 334 259

Управленческие расходы (тыс. рублей)

Прибыль (убыток) от продажи

4 888 699

4 491 227

4 493 737

3 359 467

-7 679 109

Операционные доходы и расходы (тыс. рублей)

Проценты к получению

44 686

250 022

148 696

292 963

546 722

Проценты к уплате

419 732

981 373

2 278 804

3 934 047

2 297 729

Доходы от участия в других организациях

40 595

10

Прочие доходы

17 313 509

19 842 787

23 229 475

24 835 311

24 696 930

Прочие расходы

4 656 888

6 545 375

6 271 777

7 408 323

7 182 509

Внереализационные доходы и расходы (тыс. рублей)

Прибыль (убыток) до налогообложения

17 210 869

17 057 288

19 321 337

17 145 371

8 084 305

Текущий налог на прибыль

3 867 602

4 095 642

4 410 896

-3 645 990

4 502 791

Чрезвычайные доходы и расходы (тыс. рублей)

Отложенные налоговые обязательства

1 007 757

1 083 994

1 195 447

1 535 928

1 767 668

Чистая прибыль (убыток)

13 214 038

12 967 018

14 721 572

13 338 570

5 842 196


Организационная структура копании является линейно-функциональной (Рис.1.), , что в свою очередь говорит об изолированности подразделений и сложностей межфункциональной координации. В рамках стратегических проектов компании, таких как: развитие канала доставки «Depot 2.0» и сети франчайзинга «Фасоль», организационная структура приобретает матричный вид.

Стоит отметить положение отдела закупок в организационной сруктуре компании, как одного из ключевых. В основу его легли принципы категорийного менеджмента, на основании которых каждая продуктовая группа является отдельной бизнес-единицей. Аналитика показателей оборота, рентабельности продаж и принятие решений разного уровня происходит на уровней каждой отдельной группы. Таким образом, отдел закупок оказывает наибольшее влияние на уровень товарных запасов в сети распределения.

Рисунок 1 - Линейно-функциональная организационная структура управления компании «ДИКСИ ГРУПП»

Структура «Дикси» определяется двумя основными моментами – структурой управления компании и структурой его функциональных подразделений и служб и является линейно-функциональной (штабной) структурой управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов и т.п.).

Центральный офис компании разместился в бывшем таксомоторном парке, а ныне БЦ «Очаково» на «Юго-Западной». На четырёх этажах, которые арендует компания, работают топ-менеджеры и сотрудники отделов закупок, маркетинга, продаж, юридического, IT, финансового, логистического, HR и других. Исключение составляет бухгалтерия (она находится в Серпухове), а также кол-центр, который расположен в Ярославле. До бизнес-центра утром и вечером ходят бесплатные маршрутки, которые возят сотрудников на работу от ближайшего метро.

В группу компаний «Дикси» входит несколько форматов магазинов: магазины «у дома» «Дикси», гипермаркеты «Мегамарт» и супермаркеты «Виктория».

Чтобы оценить конкурентное положение компании на рынке проведем анализ пяти сил Портера.

  • Анализ конкурентной борьбы - «соперничество среди существующих фирм»

Ближайшими конкурентами ДИКСИ ГРУПП являются компании «Лента», «Ашан», имеющие аналогичные форматы торговли. Лидером данной тройки является «Ашан», имеющий разветвленную складскую сеть, позволяющую поддерживать невысокий уровень товарных запасов в сети распределения. Придерживаясь стратегии мультиформатной торговли «Ашан» увеличивают свою долю рынка. Децентрализованная ассортиментная политика позволяет каждому торговому центру определять для себя индивидуальный ассортимент, что способствует к более гибкой и быстрой реакции на изменения рынка.