Файл: Корпоративная культура в организации(Понятие корпоративной культуры и ее элементы).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие корпоративной культуры и ее элементы
1.2. Принципы и факторы корпоративной культуры
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ «ДИКСИ ГРУПП»
2.1. Характеристика предприятия «ДИКСИ ГРУПП»
2.2. Анализ сложившейся корпоративной культуры «МЕТRО»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ «ДИКСИ ГРУПП»
4) Познавательная функция (познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);
5) Смыслообразующая функция: культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
6) Коммуникационная функция: через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание работников и их взаимодействие;
7) Функция общественной памяти: сохранение и накопление опыта корпорации;
8) Рекреативная функция: восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высокого потенциала корпоративной культуры и причастности работника к ней и разделение ее ценностей.
Прежде чем начинать исследовать состояние корпоративной культуры необходимо изучить факторы, оказывающие влияние на ее формирование.
Культура руководителя (лидера) – первый фактор, который оказывает большое влияние на формирование корпоративной культуры.
Руководитель должен учитывать обстоятельства внешней среды, общественное устройство той большой системы, в состав которой он входит вместе со своей корпорацией. Также он должен владеть элементами общей культуры, для того, чтобы освоить элементы корпоративной культуры и привить их подчиненным. Это особенно важно при нестабильности внешней среды. Поскольку главным в деятельности руководителя является выработка управленческого решения, то особое значение имеет такая составляющая корпоративной культуры руководителя, как культура мышления.
Так как инициатива формирования корпоративной культуры обычно принадлежит лидеру, рассмотрим этот процесс с точки зрения того, как лидер может использовать свою власть для распространения свойственных ему представлений.
Посредством вещей, на которые лидеры обращают особенное внимание, критериев назначения вознаграждения и распределения ресурсов, критериев набора, продвижения по службе и увольнения, поведения, характерного для кризисных ситуаций они сознательно или неосознанно изъявляют присущие им представления. Вторичные механизмы могут быть эффективными средствами в формировании «сильной» корпоративной культуры, если лидер сможет использовать их должным образом. Чем более важную роль в работе корпорации будут играть структуры, процедуры и ритуалы, тем в большей степени они станут своеобразными фильтрами или наборами критериев при выборе новых лидеров.
Данные механизмы культурных основ создают так называемый корпоративный климат организации. На первой стадии развития организации этот климат определяется лидером, на более поздних стадиях он является отображением и проявлением общих культурных представлений.
Национальная культура – еще один фактор, оказывающий влияние на формирование корпоративной культуры и бизнеса в целом.
Особенно существенным этот фактор является для многонациональных организаций или предприятий, выходящих на международный рынок. Их успех зависит от того, насколько удалось ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками – руководителями и подчиненными – разных национальностей, с разными культурными традициями, а также насколько им удалось изучить и адаптироваться к национальной культуре той страны, на рынок которой они выходят.
По мнению доктора политологии, профессора Й. Хентце сотрудничество на разных уровнях таких предприятий требует разнопланового обмена информацией. Коммуникация с носителями чужих культур может столкнуться с непредвиденным трудностями и привести к нежелательным последствиям.
Миссия организации также является одной из составляющих, оказывающих влияние на корпоративную культуру. Миссия – это краткое выражение функции, которую организация или проект призваны выполнить в обществе. Формулировка миссии описывает в то же время причину существования организации или проекта.
Удачная формулировка миссии должна отвечать на вопросы:
· Чем занимается организация ( какой профиль проекта)?
· Для кого сотрудники организации или участники проекта осуществляют свою деятельность?
· Как они выполняют свои функции?
Миссия, через будущую цель, описывая текущее состояние организации, помогает лучше понять ее настоящее то, чем и для чего организация или проект располагают. Само будущее определяется с помощью формулировки видения. Видение – это описание организации или проекта в перспективе, причем в том положении, которое хотелось бы видеть автору описания. Видение выражает картину правдоподобного и желаемого состояния организации или проекта в будущем.
Целесообразно, чтобы формулировка видения удовлетворяла следующим условиям: четкое, конкретное и реалистичное изложение; определение гипотетических итогов или результатов; презентация реального и стимулирующего уровня достижений; соответствие философии (нормы, принципы, кредо) организации или проекта [6].
Часто видение отождествляют со стратегической целью организации.
Корпоративная культура должна быть адекватной миссии и видению организации и помогать реализовывать поставленные цели [3].
Отрасль – это следующий фактор, накладывающий свой отпечаток на корпоративную культуру.
Так, например, в химической или атомной отрасли – главное безопасность. И корпоративная культура таких предприятий будет в первую очередь поддерживать порядок и соблюдение безопасности на рабочих местах. В секторе высоких технологий – необходимы инновации и быстрота, а в торговле элитной одежды – все для удовлетворения нужд клиента.
Внешняя среда также влияет на корпоративную культуру. Так как любая организация является открытой системой, то на нее оказывают воздействия различные факторы окружающей среды, такие как политическая и экономическая ситуация, законодательство, научно-технический прогресс, потребители, конкуренты и т.д. Следовательно, корпоративная культура предприятия будет складываться исходя из состояния всех составляющих внешней среды.
Структура и размер организации также имеет немаловажное значение. В организациях с иерархической структурой культура более формальна и консервативна, чем в корпорациях с горизонтальной структурой управления. Крупные компании зачастую неповоротливы, а небольшие компании более мобильны [5, с. 23].
Таким образом, ряд внешних и внутренних факторов оказывает решающее влияние на формирование корпоративной культуры предприятия и обусловливает ряд специфических особенностей корпоративной культуры конкретного предприятия.
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ «ДИКСИ ГРУПП»
2.1. Характеристика предприятия «ДИКСИ ГРУПП»
«ДИКСИ ГРУПП» является одним из крупных игроков на рынке сетевой розницы, при этом компания имеет смешанную модель бизнеса и конкурирует в таких сегментах как оптовая, мелкооптовая торговля и сетевая розничная торговля. Такая модель позволяет иметь большую долю на рынке за счет диверсификации бизнеса, но в то же время подразумевает сложность организации бизнес-процессов и их управления. Целевой сегмент рынка для «ДИКСИ ГРУПП» – это клиенты «Traders» и клиенты «HoReCa», которые работают в формате мелкооптовой и оптовой торговли. Данный фокус компании полностью раскрывает миссию компании, как «защитника малого и среднего бизнеса».
Таблица 1 - Динамика основных финансовых показателей «ДИКСИ ГРУПП»
Наименование |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности (тыс. рублей) |
|||||
Выручка от продажи (за минусом НДС, акцизов ...) |
186 232 666 |
208 235 250 |
240 400 336 |
261 449 987 |
268 614 939 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
156 397 326 |
176 564 342 |
205 606 116 |
225 061 863 |
233 959 789 |
Валовая прибыль |
29 835 340 |
31 670 908 |
34 794 220 |
36 388 124 |
34 655 150 |
Коммерческие расходы |
24 946 641 |
27 179 681 |
30 300 483 |
33 028 657 |
42 334 259 |
Управленческие расходы (тыс. рублей) |
|||||
Прибыль (убыток) от продажи |
4 888 699 |
4 491 227 |
4 493 737 |
3 359 467 |
-7 679 109 |
Операционные доходы и расходы (тыс. рублей) |
|||||
Проценты к получению |
44 686 |
250 022 |
148 696 |
292 963 |
546 722 |
Проценты к уплате |
419 732 |
981 373 |
2 278 804 |
3 934 047 |
2 297 729 |
Доходы от участия в других организациях |
40 595 |
10 |
|||
Прочие доходы |
17 313 509 |
19 842 787 |
23 229 475 |
24 835 311 |
24 696 930 |
Прочие расходы |
4 656 888 |
6 545 375 |
6 271 777 |
7 408 323 |
7 182 509 |
Внереализационные доходы и расходы (тыс. рублей) |
|||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
17 210 869 |
17 057 288 |
19 321 337 |
17 145 371 |
8 084 305 |
Текущий налог на прибыль |
3 867 602 |
4 095 642 |
4 410 896 |
-3 645 990 |
4 502 791 |
Чрезвычайные доходы и расходы (тыс. рублей) |
|||||
Отложенные налоговые обязательства |
1 007 757 |
1 083 994 |
1 195 447 |
1 535 928 |
1 767 668 |
Чистая прибыль (убыток) |
13 214 038 |
12 967 018 |
14 721 572 |
13 338 570 |
5 842 196 |
Организационная структура копании является линейно-функциональной (Рис.1.), , что в свою очередь говорит об изолированности подразделений и сложностей межфункциональной координации. В рамках стратегических проектов компании, таких как: развитие канала доставки «Depot 2.0» и сети франчайзинга «Фасоль», организационная структура приобретает матричный вид.
Стоит отметить положение отдела закупок в организационной сруктуре компании, как одного из ключевых. В основу его легли принципы категорийного менеджмента, на основании которых каждая продуктовая группа является отдельной бизнес-единицей. Аналитика показателей оборота, рентабельности продаж и принятие решений разного уровня происходит на уровней каждой отдельной группы. Таким образом, отдел закупок оказывает наибольшее влияние на уровень товарных запасов в сети распределения.
Рисунок 1 - Линейно-функциональная организационная структура управления компании «ДИКСИ ГРУПП»
Структура «Дикси» определяется двумя основными моментами – структурой управления компании и структурой его функциональных подразделений и служб и является линейно-функциональной (штабной) структурой управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов и т.п.).
Центральный офис компании разместился в бывшем таксомоторном парке, а ныне БЦ «Очаково» на «Юго-Западной». На четырёх этажах, которые арендует компания, работают топ-менеджеры и сотрудники отделов закупок, маркетинга, продаж, юридического, IT, финансового, логистического, HR и других. Исключение составляет бухгалтерия (она находится в Серпухове), а также кол-центр, который расположен в Ярославле. До бизнес-центра утром и вечером ходят бесплатные маршрутки, которые возят сотрудников на работу от ближайшего метро.
В группу компаний «Дикси» входит несколько форматов магазинов: магазины «у дома» «Дикси», гипермаркеты «Мегамарт» и супермаркеты «Виктория».
Чтобы оценить конкурентное положение компании на рынке проведем анализ пяти сил Портера.
- Анализ конкурентной борьбы - «соперничество среди существующих фирм»
Ближайшими конкурентами ДИКСИ ГРУПП являются компании «Лента», «Ашан», имеющие аналогичные форматы торговли. Лидером данной тройки является «Ашан», имеющий разветвленную складскую сеть, позволяющую поддерживать невысокий уровень товарных запасов в сети распределения. Придерживаясь стратегии мультиформатной торговли «Ашан» увеличивают свою долю рынка. Децентрализованная ассортиментная политика позволяет каждому торговому центру определять для себя индивидуальный ассортимент, что способствует к более гибкой и быстрой реакции на изменения рынка.