Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические аспекты функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы курсовой работы обосновывается тем, что менеджмент является видом деятельности человека, который имеет, как общие, так и специфические черты. Различные общие черты отражают определенные этапы развития цивилизации, а также уровень НТП. Они описаны в разных современных научных подходах. Определенные специфические черты, в первую очередь, отражают национальные, а также исторические особенности, различные географические условия, некоторый уровень социально-экономических отношений и культуру. Возможности применения технологий менеджмента в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области освоения рыночного пространства, исключения деструктивных процессов, безграничны.

Менеджером является тот, кто эффективно управляет людьми, а также отвечает за наиболее рациональное использование всех ресурсов. Именно он принимает различные управленческие решения, он несет за них всю ответственность. Менеджером является специалист в сфере управленческой деятельности.

Фундаментом для формирования системы управления является интеграция, а также разделение функций управления. Основную интеграционную нагрузку несут главные управленческие функции. Именно они объединяют сотрудников в определенную систему совместного труда, при этом обеспечивая заинтересованность, согласованность их действий, а также целенаправленность и организованность их работы. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. Среди основных функций управления можно выделить планирование, организацию, мотивацию, контроль, а также координацию. Однако вместе с ключевыми функциями в управления многие ученые и исследователи также выделяют и специфические функции. Они играют роль дифференциации управления, то есть определенного разделения, специализации управленческой деятельности в определенных областях, таких как, например, производство, персонал, маркетинг, а также финансы и прочее.

Степень разработанности темы. Теории и практике менеджмента посвящено множество работ. Особо стоит отметить работы таких авторов, как Н.Д. Байков, В.И. Голиков, М.Н. Князев, Э.М. Коротков, З.П. Румянцева, А.Ф. Сильченков, О.Б. Яресь и других. Различные проблемы реализации функций менеджмента на предприятии изучались известными зарубежными экономистами. Данной проблеме посвящены работы таких ученых, как М. Альберт, М. Браун, Р. Каплан, М. Мейер, М.Х. Мескон, Ф. Хедоури и других.


При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Айталиева В.В., Амиров Д.А., Басовский Л.Е., Виханский О.С. и других.

Объектом исследования являются функции менеджмента.

Предметом исследования является компания «Макдоналдс».

Целью курсовой работы является изучение сущности и специфики реализации функций менеджмента в компании «Макдоналдс».

Задачами курсовой работы являются:

  • рассмотреть сущность функций менеджмента;
  • охарактеризовать основные функции менеджмента;
  • охарактеризовать компанию «Макдоналдс»;
  • изучить применение функций менеджмента в компании «Макдоналдс»;
  • предложить рекомендации по возможным улучшениям применения функций менеджмента в компании «Макдоналдс».

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне рассмотреть функции менеджмента, их реализацию в рамках реальной организации.

Структурно курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.

1. Теоретические аспекты функций менеджмента

1.1. Понятие и сущность функций менеджмента

Процесс управления является совокупностью непрерывных, а также последовательно выполняемых и связанных между собой действий по формированию, использованию ресурсов организации для достижения поставленных целей и задач. Данные действия являются особенно важными для успеха предприятия. Они получили название функций менеджмента [21, c. 107].

То есть можно сказать, что процесс управления – это сумма всех функций управления [28, c. 100].

Само слово функция означает обязанность, а также круг или же вид деятельности, роль, назначение. Рассмотрим определение функций менеджмента. Они являются относительно обособленными направлениями управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное влияние на управленческий объект для достижения поставленных целей и задач.

Функции менеджмента компанией вытекают из содержания самого производственного процесса. То есть они определяются объектом, а также составом решаемых задач. Именно они и определяют основную специфику управленческого труда, а также тесно связаны с прочими категориями науки управления, такими как, например, структура, методы, техника, кадры, информация и управленческие решения [7, c. 134].


Можно говорить о том, что все функции должны иметь четко определенный смысл, а также четко проработанный механизм осуществления, определенную структуру, именно в ее рамках и завершается ее организационное обособление.

Под содержанием принято понимать определенные действия, которые должны задействоваться в рамках определенной функции управления. Содержание действий, а также функций, которые осуществляются в процессе управления, зависит именно от типа организации, а также от ее размеров, сферы ее работы. Также содержание функций может зависеть и от уровня руководства в управленческой, его роли внутри предприятия и прочих факторов. Функции управления остаются теми же, может изменяться только лишь объем работ по их выполнению.

Так, независимо от размера компании на каждом из них выполняется функция планирования. На крупных предприятиях для ее осуществления может быть создан плановый отдел, на небольших – данную функцию, как правило, выполняет экономист, а в малых компаниях эти обязанности возлагаются на одного из специалистов по совместительству [7, c. 134].

По мере продвижения вверх от одного управленческого уровня к другому объем работ по функции существенно возрастает. В связи с этим возрастает также и численность работников, которые ее выполняют. То есть создается целостная система органов по выполнению каждой функции менеджмента. В процесс углубления разделения труда менеджмент как единственная функция дифференцируется, также происходит выделение, обособление специфических видов управленческой деятельности [23, c. 104].

Функцию выполняет определенное количество труда сотрудников, каждый из которых в процессе ежедневной работы осуществляет отдельные виды работ.

Правильное выделение функций управления позволяет близкие или же похожие по характеру работы объединять в одно звено управления. Все это существенно упрощает структуру, а также облегчает координацию деятельности функциональных подразделений аппарата управления компании [19, c. 166].

На основе состава, а также объема работ по функциям определяют рациональную построение аппарата управления, численность специалистов по каждой функции, а также разрабатывают регламентирующие документы компании. Разделение процессов управления и их классификация имеют решающее значение, так как определяют цели задачи деятельности всего аппарата управления.

Таким образом, можно сказать, что функции менеджмента являются составными частями всех процессов управления не зависимо от особенностей предприятия. Процесс управления, то есть менеджмента имеет пять взаимосвязанных функций, а это:


  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация [28, c. 101].

Инструменты менеджмента представляют собой совокупность методов и моделей, используемых при решении задач и достижении целей менеджмента, его информационного, методического и организационного обеспечения.

Эффективность и перспективность управленческой деятельности в современных сложных и крайне динамичных условиях невозможна без использования современных инструментов менеджмента (методик, методов, концепций и т.д.) [3, c. 98].

Выделяют следующие современные инструменты менеджмента [26, c. 55]:

1. Экономические и математико-экономические. К ним относятся способы воздействия, основанные на экономических отношениях и экономических интересах людей.

Экономические инструменты управления включают:

  • заработную плату (один из главных инструментов менеджмента),
  • себестоимость производимого товара,
  • его конечную цену,
  • рентабельность производства,
  • объем прибыли,
  • фондоотдачу и т.д.

2. Организационно-распорядительные инструменты менеджмента. Это инструменты призванные регламентировать и нормировать деятельность организации и дисциплинировать коллектив. Данные инструменты основаны на силе и авторитете власти [26, c. 56]:

  • указы,
  • законы,
  • приказы,
  • распоряжения,
  • инструкции,
  • указания и т.д.

3. Социально-психологические инструменты. Используют индивидуальное и групповое сознание, взаимодействие и психологию, такие инструменты основываются на [28, c. 103]:

  • морально-этических и общественно-значимых категориях,
  • законах,
  • ценностях,
  • воспитании.

4. Автоматизированные инструменты менеджмента. Использование новейших технических средств для установления коммуникаций в управленческой системе, установления ее связи с окружающим миром и для реализации функций менеджмента:

  • анализа,
  • планирования,
  • прогнозирования,
  • принятия решений,
  • учета,
  • мониторинга,
  • контроля и т.д. [3, c. 99].

5. Проблемно-ориентированные и программно-целевые инструменты. Такие инструменты применяются в сложных, критических нештатных ситуациях (при экономических кризисах, потери рынка сбыта, стихийном бедствии, аварии или чрезвычайной ситуации) [3, c. 99].

Сюда относятся следующие инструменты менеджмента [28, c. 103]:

  • специальные тренировки,
  • тренинги и сборы, которые позволяют оперативно скоординировать действия руководства и подразделений, а также выявить и проанализировать неверно принятые решения и действия.

Таким образом, можно сказать, что «менеджмент», в целом, означает определенную профессиональную деятельность, то есть эффективное управление различными организациями. Современный менеджер должен быть разносторонне развитым человеком. Он должен обладать различными качествами и компетенциями.

1.2. Характеристика ключевых функций менеджмента

1.2.1. Функция планирования

Можно сказать, что план является документом, который охватывает определенный комплекс хозяйственной и производственной, а также финансовой деятельности за определенный период, после окончания которого, начинает свое действие план другого периода.

Любые планы составляются на различные временные периоды. Так, определенные краткосрочные планы должны перекрываться долгосрочными [7, c. 140].

Данная непрерывность процесса планирования обуславливается в первую очередь некоторой непрерывностью производственного процесса, а также неопределенностью будущего, а она вызвана различными переменами во внешней среде. Также, в планах могут находиться различные ошибочные решения, а их нужно корректировать.

Хотелось бы отметить, что планы организации различаются по содержанию и назначению, а также периодам действия. Рассмотрим данную классификацию [11, c. 71].

По назначению можно выделить следующие планы:

  • которые определяют некоторую стратегию развития;
  • которые обосновывают какое-либо новое производство или же новую продукцию, а также новый проект;
  • которые разрабатывают определенную тактику деятельности компании на установленный период.

По такому критерию, как содержание, планы делятся на отражающие [20, c. 315]:

  • ключевые направления развития компании;
  • конкретные проблемы;
  • подробную программу производственно-хозяйственной деятельности.

По различным периодам действия планы делятся на:

  • среднесрочные;
  • долгосрочные;
  • краткосрочные.

В организациях нашей стране действует определенная система планов, включающая в себя следующие элементы:

  • некоторый стратегический план;
  • различные прогнозные планы или же программы;
  • определенный текущий план;
  • оперативный план-график;
  • установленный бизнес-план [27, c. 170].