Файл: Порядок проведения приватизации (Теоретические постулаты приватизации в рыночной экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Проблемы содержания отношений собственности как экономической категории являются важнейшими методологическими проблемами экономической теории. Они служат предметом самого пристального изучения многих экономистов-ученых. Эти проблемы уже не один десяток лет выступают объектом теоретических споров и дискуссий.

Истории известны разные типы собственности, главными из которых является общая и частная. Исторически исходной была общая собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении. В дальнейшем появилась частная собственность. В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

Переход к рыночной условиям хозяйствования определил необходимость формирования института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был для России одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к требованию постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм. Таким образом, приватизация стала объективной необходимостью в становлении рыночных условий в России в последнее десятилетие 20 века. Теория приватизации и опыт западных стран позволил сформировать ряд мероприятий, которые легли в основу программы приватизации государственного имущества РФ.

Степень разработанности темы работы определяется кругом научной и аналитической литературы посвященной проблеме приватизации. Так следует отметить работ таких авторов как Булатов А.С., Е.А. Кисилева, М.Н. Чепурин, Андреефф В., Глинкина С.П., Иванов В.Н., В.И. Каспин, И.А Острина В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева и др.

Однако в силу того, что процесс приватизации до сих пор не закончился невозможно однозначно говорить о результатах приватизации, достаточности проработанности и окончательных оценках данного процесса, в соответствии, с чем существует объективная потребность в формировании оценочных суждений сложившихся с учетом последних данных о приватизации, проводимой в России в настоящее время.

Цель данной работы заключается в теоретическом изучении сущности порядка проведения приватизации и ее в России.

В соответствии с данной целью можно определить задачи курсовой работы:

  • Изучить сущностные особенности, цели, объекты и субъекты приватизации;
  • Проанализировать модели, формы, методы и принципы приватизации;
  • Дать описание подходам и этапам проведения приватизационного процесса;
  • Охарактеризовать цели и этапы приватизации в России;
  • Рассмотреть методы и варианты, применяемые в РФ;
  • Раскрыть нормативно-законодательную базу приватизации в РФ;

Методологической основой работы служат такие методы как комплексный подход, анализ научной литературы, сравнительный анализ, графический способ отображения данных, синтез, исторический и логический подход к изучению темы курсовой.

Нормативная основа работы базируется на федеральном законе РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 года.

Практическая значимость работы заключается в возможности более глубокого и качественного изучения темы приватизации в рамках курса экономической теории.

Структура работы обусловлена ее содержанием и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Теоретические постулаты приватизации в рыночной экономике

1.1 Приватизация: сущность, цели, объекты и субъекты

Одной из ключевых вопросов управления на государственном уровне в условиях перехода от командно-административной экономики к рыночной является приватизация. Важность данного процесса обусловлена, тем, что в СССР по сути не было частной собственности, так как вся собственность была государственной. Поэтому приватизация стала необходимым процессом на пути становления рыночной экономики в России. Что же собой представляет приватизация? Для ответа на данный вопрос приведем несколько определений термина «приватизация», предложенного в учебных пособиях по экономической теории и экономическом словаре.

Так например Иванов В.Н. дают следующее определение: «Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия». [8]

Жаркова О.А.отмечает, что приватизация - одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. [7] Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.


Как считает Грязнова приватизацию можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Так в широком смысле под приватизацией понимается весь комплекс действий, цель и результат которых состоит в сокращении роли государства как собственника и регулятора производства. Данное определение созвучно термину разгосударствление. В узком смысле приватизация представляет собой процесс реорганизации государственной или коллективной собственности путем ее передачи в частные руки.

Интересно сформулировано определение приватизации у Видяпина. Согласно этой трактовки приватизация – это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Обобщая все выше представленные определения можно сделать вывод, что приватизация – это процесс, который заключается в превращении государственной собственности в частную собственность.

Приватизация всегда осуществляется с определенными целями, которые формируются в рамках государственной политики управления. Так главные цели, ради которых чаще всего проводится приватизация состоят в: повышении эффективности воспроизводства средств производства и всего производства в целом на основе четко выраженной персонификации экономической заинтересованности и ответственности; уменьшении нагрузки на бюджет и увеличении доходов государства.

К основным целям приватизации в переходной экономике относятся следующие [12, С.96]:

1. Экономическая цель (увеличение результативности деятельности хозяйства).

2. Фискальная цель (повышение доходов госбюджета путем реализации хозяйствующих субъектов в частную собственность).

3. Социальная цель (снабжение социальной сферы).

4. Перераспределение экономических оснований власти. Необходимо заметить, что осуществление целей приватизации противоречивы.

Отметим, что приватизация может выступать в скрытом виде. Примером такой ситуации выступает аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями. Скрытая приватизация может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Кроме того, изучая отдельные аспекты приватизации необходимо учитывать масштабы данного процесса. Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.


Исследуя процесс приватизации, особое внимание уделяется объектам приватизации и субъектам приватизации. Рассмотрим данные категории.

Так объектом приватизации является государственная собственность. Более глубокий подход к определению объекта приватизации позволяет говорить о том, что объектами государственной собственности, попадающими под приватизацию понимают предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей.

Стоит заметить, что приобретение предприятия как целостного хозяйственного комплекса и приобретение отдельных видов имущества предприятий существенно различаются. Так приобретение предприятия предполагает, что покупатель приобретает титул собственности на работающее предприятие (с определенными хозяйственными связями, сложившимся трудовым коллективом и т.д.). При покупке имущества покупатель приобретает имущество либо ликвидируемого предприятия, либо предприятия, которое коренным образом перепрофилируется или реорганизуется.

Рассмотрим теперь категорию «субъекты приватизации». Так здесь различают продавцов и покупателей.

Продавцы. В качестве продавцов объектов государственной собственности признаются специальные исполнительные органы (республиканские комитеты по управлению государственным имуществом и аналогичные им органы), в функции которых входит непосредственная организационная работа по приватизации государственной собственности и оперативно-хозяйственное управление предприятиями, передаваемыми в их ведение. Такое положение определяется рядом причин, а именно:

а) государственная собственность носит общественный характер и поэтому распоряжение при продаже должно осуществляться представителем всего общества, т.е. государство. Недопустимым является передача процесса приватизации на откуп органам отраслевого и регионального управления. Данное недопущение обусловлено в том, органы отраслевого и регионального управления в силу своих специфических интересов стремления взять на себя не только управление вверенной им собственностью, но и полное распоряжение ею.

б) государство является единственным продавцом государственной собственности, т.е. монополистом. При этом напомним, что за деятельностью любой монополии требуется общественный контроль. Распыление полномочий по приватизации между многочисленными органами государственной власти и управления крайне осложнит и без того непростую процедуру контроля со стороны компетентных государственных органов, народных депутатов и всех граждан.


Еще одним субъектом процесса приватизации являются покупатели собственности.

Покупатели. Правами покупателей объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные юридические лица. Заметим, что если приобретать государственную собственность будет юридическое лицо, то это усложнит формы владения, распоряжения и пользования имуществом предприятий, однако не изменит формы собственности на предприятии в целом.

Предоставление всем гражданам и негосударственным юридическим лицам прав покупателей объектом государственной собственности не исключает приобретения этих объектов непосредственно членами трудовых коллективов.

Необходимо подчеркнуть, что такой подход позволяет как поддерживать мотивацию работников приватизируемого предприятия в стремлении стать собственниками и существенно облегчить для них конкурентную борьбу с посторонними покупателями, так и узаконить и сформировать правила конкуренции.

1.2 Модели, формы, методы и принципы приватизации

Исследуя вопросы приватизации невозможно не акцентировать внимание на тот факт, что приватизация может выступать в разных формах и в соответствии с определенным типом модели. Поэтому необходимо рассмотреть основные модели приватизации, а также формы ее проведения.

Так в современной теории и практике приватизации выделяют две модели приватизации: бесплатная и платная.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив частью государственного имущества. Таким образом, должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса - продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.