Файл: Порядок проведения приватизации (Теоретические постулаты приватизации в рыночной экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).

Кроме моделей при изучении процесса приватизации требуется рассматривать и то каким образом происходит переход прав собственности от государства к частным лицам. При этом данный переход зависит от различных факторов, таких как политические, социальные и экономические присущие каждому конкретному государству в определенный момент времени. Соответственно речь идет о выборе той или иной формы приватизации. Кратко охарактеризуем существующие формы.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Переход осуществляется в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам.

Отметим, что проведение формальной приватизации не предполагает изменение задач государства в рамках приватизационного процесса. При этом в реализации данных задач применяются инструменты частного права. Иногда такую приватизацию называют организационной, при которой не происходит кардинальных трансформаций в распределении задач между государством и частными лицами. Данная форма зачастую рассматривается как в качестве необходимого подготовительного этапа проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. Данная форма применяется в том случае, когда государственное имущество реализуется частным стратегическим инвесторам. Эта форма приватизации используется в большинстве случаев, на муниципальном уровне. Отметим также что эта форма имеет четыре основные формы [3, С. 207]:

  • продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  • при использовании, так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  • при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  • в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Необходимо также отметить формы приватизации, часто применяемые в отношении убыточных государственных предприятий на Западе.

Management-Buy-Out: Эта форма приватизации предполагает, что предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

Также кратко отметим практикуемые методы проведения приватизации.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

К основным критериям выбора метода приватизации: принадлежность к отрасли и масштаб хозяйствующего субъекта, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, потребность в сохранении профиля хозяйствующего субъекта и его производственного возможности, рентабельность хозяйствующего субъекта, привлечение вкладов. Благодаря данным критериям произошло появление следующих основных способ приватизации - акционирование (закрытая подписка или реализация акций); реализация хозяйствующего субъекта и собственности по коммерческому или инвестиционному конкурсу (т.е. аукцион); выкуп арендованного собственности; разорение. Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо передать хозяйствующий субъект в умелые руки менеджеров и суметь стимулировать для достижения лучших конечных результатов.

Немаловажное значение при организации процесса приватизации играет ряд принципов. При этом перечислим те принципы, которые целесообразно применять в странах с рыночной и переходного периода экономиках.


К данным принципам относят [5, С. 870]:

- приватизация не может быть капризом моды и не должна выступать в качестве догмы, так как государственная собственность является неотъемлемым элементом рыночного механизма;

- процессу приватизации должен предшествовать процесс реструктуризации и разрушения неоправданных монополий;

- изменение структуры собственности должно происходить постепенно;

- обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

- приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

- каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Таким образом, теория приватизации предполагает определение не только сути термина, но и понимания существующих форм, методов и принципов данного процесса.

1.3 Подходы и этапы проведения приватизационного процесса

В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики. Поэтому приватизация является во многом той реформой в экономике, которая формирует базис функционирования рыночных условий. Соответственно можно говорить о том, что приватизация выполняет определенные функции. Как считает Грязнова и можно с ней согласиться, что приватизация выполняет функцию, определяющую приватизацию как элемент экономических реформ и преобразований, а также функцию инструмента государственного регулирования. При этом выступая в роли инструмента государственного регулирования приватизация должна носить долговременный характер. Таким образом, в соответствии с данной функцией многие экономисты считают, что приватизация должна проводится медленными темпами. Такое мнение базируется на трех основных причинах [4]:

1. Для покупки в частную собственность объектов промышленности необходимы сбережения, которые накапливаются достаточно долго;

2. Существует необходимость определения рыночной стоимости предприятий, для чего требуется развитие рыночных отношений и становление рынка в стране;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.


Не смотря на доводы в пользу медленной приватизации, существуют экономисты, которые выступают в качестве сторонников быстрой приватизации, так по их мнению в сжатые сроки можно создать новый класс собственников, которые будут фундаментом социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации [13, С. 824]:

1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

В середине 90-х гг. 20 века приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе. Таким образом, в приватизационном процессе участвует множество структур как государственных, так и частных.

Анализируя процесс приватизации отметим присущие ему этапы, которые характерны для любого вида государственного имущества. Кратко перечислим данные этапы. [7, С. 79]

1 – этап .Предпродажный анализ и оценка хозяйствующего субъекта.

  • стратегические аналитические процедуры и оценивание хозяйствующего субъекта;
  • определить мероприятия по разукрупнению и реструктуризации хозяйствующего субъекта;
  • определить потребность в капитале, ноу-хау, технологии, обучение;
  • проанализировать потенциальных потребителей;
  • определить методы реализации;
  • определить критерии осуществления тендера, поиск инвесторов, оценка поступающих предложений, обеспечивающие объективность и «прозрачность» надлежащих процедур;
  • образовать комиссию по оцениванию поступающих предложений;

2-этап. Подготовка хозяйствующего субъекта к реализации.

  • осуществление нужных действий по реструктуризации;
  • разукрупнение;
  • реализация кадровых перестановок.

3-этап. Маркетинг.

  • организовать рекламу, выпустить информационные брошюры и т.д., которые призваны активизировать интерес потенциальных потребителей;
  • провести национальный или международный тендер. Оценить предложения;
  • рассмотреть все поступившие предложения комиссией по реализации тендера;
  • провести переговоры с одним или несколькими заинтересованными лицами;
  • заключить договор.
  • разработать текст стандартных договоров.

Соответственно данные этапы отражают в общем виде совокупность шагов, которые осуществляются в процессе приватизации государственного имущества.

В конце данной главы сделаем некоторые выводы. Так приватизация – это процесс, который присущ многим странам и он характеризует определенную сторону управления государственным имуществом. При этом отметим, что приватизация выступает в нескольких формах и для ее реализации применяется определенный вид модели приватизации. Кроме того, эффективной организации приватизационного процесса способствует соблюдение ряда принципов и целей, которые лежат в основе приватизации. Все выше изложенное по сути касалось теории приватизации. В следующей главе представим особенности приватизационного процесса в России, происходящие уже на протяжении 20 лет.

Глава 2. Особенности процесса приватизации в России

2.1 Характеристика целей и этапов приватизации России

Исследуя особенности приватизации в России необходимо в первую очередь сказать о целях приватизации. Заметим, что в силу того, что приватизация процесс растянутый во времени, то и цели на каждом этапе и в каждый определенный период различаются. Отметим цели приватизации характерные для современного этапа приватизации. Так основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в настоящее время являются [9]:

  • сокращение избыточного объёма государственной собственности;
  • привлечение инвестиций и современных технологий новыми собственниками, заинтересованными в долгосрочном развитии приватизированных предприятий;
  • повышение эффективности управления за счёт усиления ответственности собственников;
  • оптимизация структуры государственной собственности, в том числе путём её концентрации и преобразования ФГУП в ОАО;
  • создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего малого и среднего.

Приватизация также является одним из источников бюджетных доходов.

Теперь рассмотрим непосредственно основные этапы, которые были осуществлены в ходе приватизационных преобразований в России.