Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Управление персоналом»(Описание предметной области. Постановка задачи.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Внедрение автоматизации в отдел кадров должно повысить производительность и качество труда работников, эффективно обеспечивать пользователя необходимыми ему данными и ресурсами.

На большинстве предприятий отдельные НR-функции (подбор-отбор, обучение и развитие, кадровый учет) уже автоматизированы. И под "автоматизацией управления персоналом" обычно понимают процедуру сведения воедино разрозненных НR-элементов. Об этом заходит речь, когда консолидация требуется руководству. Например, для введения единых НR-стандартов в компании с филиальной структурой. Для консолидации информации необходимо организовать увязку данных из разных блоков воедино. Важно проработать этот процесс на идеологическом уровне. Автоматизации должна предшествовать концепция, в которой будут прописаны взаимосвязи и коммуникации между всеми НR-элементами грядущей системы и единые принципы, объединяющие работу всех отделов службы управления персоналом.

Процесс автоматизации деятельности отдела кадров должен позволить и обеспечить:

·достаточно быстрый процесс приема на работу и увольнения.

·автоматизированный учет сотрудников

·заказ литературы с использованием базы данных рекомендованных пособий

·быстроту поиска необходимой информации с использованием электронных каталогов отдела кадров

·полный доступ к полнотекстовым и электронным ресурсам, имеющимся в отделе кадров

Таким образом, целью решения задачи автоматизации является снижение времени, затрачиваемого сотрудником отдела кадров на оформление различных документов, связанных с приемом на работу и увольнением, снижение до минимума количества ошибок, допускаемых при заполнении, оптимизация сбора статистики.

Целью данной работы является Разработка регламента выполнения процесса «Управление персоналом».

Объект исследования: Управление персоналом

Предмет исследования: Выполнение процесса «Управление персоналом».

Задачи работы – построить:

- развернутое (подробное) описание предметной области;

Диаграммы «как есть»

Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов.

Диаграммы «как будет»

Глава 1. Описание предметной области.


1.1 Описание предметной области. Постановка задачи.

Управление персоналом – это целенаправленное организационное воздействие на людей, работающих в организации (персонал).

Управление персоналом существует на теоретическом и прикладном уровнях:

-на теоретическом уровне– это область научных знаний и исследований. Цель данных разработок – наиболее эффективное использование персонала в организации;

-на прикладном уровне– это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей подразделений и специалистов подразделений системы управления персоналом по формированию коллектива и достижению этим коллективом целей и задач организации.

Предметом управления персоналом выступает персонал и управленческие, социально-экономические отношения работников, складывающиеся в процессе совместного труда и достижения поставленных целей организации.

Управление персоналом как деятельность включает:

  • наем, отбор и прием персонала;
  • деловую оценку персонала при приеме, аттестации, подборе;
  • профориентацию и трудовую адаптацию;
  • мотивацию и стимулирование трудовой деятельности персонала;
  • организацию труда и соблюдение этики трудовых отношений;
  • управление конфликтами и стрессами;
  • обеспечение безопасности персонала;
  • управление нововведениями в кадровой работе;
  • обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров;
  • управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
  • высвобождение персонала;
  • информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.

Человеческие ресурсы– понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека.

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги.

Персонал – это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.


Основными признаками персонала являются:

-наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом)

-обладание определенными качественными характеристиками:

  • профессией (специальностью)
  • квалификацией
  • компетентностью и др., наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности и отнесение его к одной из категорий персонала (руководителей, специалистов, других служащих, рабочих);

-целевая направленность деятельности персонала

Основными характеристиками персонала организации являются:

  • численность;
  • структура.

Численность персонала зависит от характера, масштаба, слож­ности, трудоемкости производственных, управленческих и иных процессов, степени их автоматизации, компьютеризации.

Структура персонала организации - это совокупность отдельных работников, их групп, объединенных по какому-либо признаку. Виды структуры персонала:

  • статистическая — отражает распределение персонала по видам деятельности, категориям и группам должностей;
  • аналитическая — подразделяется:
  • на общую структуру — в рамках этой структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, ква­лификация, образование, пол, возраст, стаж работы;
  • частную структуру — она отражает положение отдельных групп работников, например "занятых тяжелым трудом", "занятых на обрабатывающих центрах".

Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию и увольнения. Он должен выполнять следующие функции:

  • разработка стратегии управления персоналом;
  • разработка кадровой политики и планирование кадровой работы;
  • наем и отбор рабочих и специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
  • анализ кадрового потенциала, прогнозирование и определение потребности в рабочих кадрах и специалистах, маркетинг персонала;
  • поддержание деловых связей со службами занятости и другими источниками привлечения персонала;
  • планирование, организация и контроль подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации рабочих кадров, специалистов и руководителей;
  • комплектование руководящими, рабочими кадрами и спе­циалистами организации с учетов перспектив ее развития;
  • оценка профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
  • аттестация персонала;
  • создание условий для наиболее полного использования и планомерного профессионального роста работников, планирование деловой карьеры;
  • участие в разработке организационной структуры, штатного расписания организации;
  • организация учета движения персонала;
  • изучение причин текучести персонала и разработка мер по ее снижению;
  • управление занятостью персонала;
  • оформление приема, перевода и увольнения работников;
  • мотивация и стимулирование труда работников;
  • участие в разработке и внедрении планов социального развития предприятия;
  • профориентационная работа;
  • формирование трудового коллектива (групповые и личностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);
  • организация профессиональной и социально-психологической трудовой адаптации молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием на предприятии, организация работы по их закреплению и использованию;
  • подбор и расстановка кадров;
  • создание резерва кадров и его обучение;
  • применение практической социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;
  • диагностика социально-психологических ситуаций;
  • разработка и применение современного стиля и методов управления персоналом;
  • использование новых информационных технологий управления персоналом;
  • применение законов о труде, решение правовых вопросов в трудовых отношениях;
  • управление социальными и производственными конфликтами и стрессами;
  • обеспечение соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
  • участие в обеспечении безопасных условий труда, экономи­ческой и информационной безопасности;
  • организация работы с увольняющимися работниками;
  • рассмотрение писем, жалоб, заявлений

Система управления персоналом организации является составной частью общей системы управления организацией и в современных условиях от ее успешного построения и эффективности работы зависит достижение главных целей функционирования организации на экономическом пространстве.

Система управления персоналом организации

Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Система управления персоналом включает:

  • подсистему линейного руководства;
  • функциональные подсистемы.

Главная цель системы управления персоналом – обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.

Подсистема линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Ее функции выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

Подсистема найма и учета персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом.

Подсистема трудовых отношений проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами.

Подсистема условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.


Подсистема развития персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резер­вом.

Подсистема мотивации и стимулировании персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

Подсистема социального развития осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами, и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию социального страхования.

Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по раз­витию стиля и методов руководства.

Кроме функциональных подсистем, система управления персоналом содержит обеспечивающие подсистемы, основными из которых являются:

Подсистема правового обеспечения системы управления персо­налом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.

Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности.

Подсистема технического обеспечения системы управления персоналом выполняет сбор, регистрацию, копирование, накопление, преобразование, передачу, хранение, обработку и отображение информации с помощью технических средств и средств оргтехники.