Файл: Концепция электронного управления и пути ее реализации на региональном уровне.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Суть управления как информационного процесса
1.2. Сущность управленческой деятельности
1.4. Эффективность управленческого труда
1.5. Современные информационные технологии
Глава 2. Система электронного документооборота Управления ФНС России по Псковской области
2.1. Федеральная налоговая служба России
2.2. Автоматизации деятельности ФНС России
2.3. Система электронного документооборота СЭД ФНС
2.4. Система электронного документооборота СЭД-Регион
Далее в данной работе будет рассмотрено применение системы электронного документооборота в Управлении Федеральной налоговой службы по Псковской области в качестве инструмента повышения эффективности управленческого труда в организации.
Глава 2. Система электронного документооборота Управления ФНС России по Псковской области
2.1. Федеральная налоговая служба России
Федеральная налоговая служба России – ФНС России – является федеральным органом исполнительной власти. Правовое положение ФНС определяется в конституционных нормах и положениях, нормах федеральных законов, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах Министерства финансов РФ. Основополагающими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность ФНС, являются:
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
Согласно Российскому законодательству основными функциями ФНС России являются:
- контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов;
- государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
По количеству сотрудников ФНС является одним из крупнейших государственных органов страны. В 2011 году численность сотрудников ФНС по всей стране составляет 170 тысяч человек [14.].
ФНС России представляют собой единую централизованную систему. Структура ФНС России приведена в приложении №1. Элементами структуры налоговых органов являются структурные подразделения различного уровня, в совокупности образующие определенную иерархию. В этой структуре существует вертикальная подчиненность нижестоящих подразделений вышестоящим подразделениям. Высшим подразделением является Центральный аппарат ФНС России. В его подчинении на втором уровне иерархии находятся Управления ФНС России по регионам (краям, областям, автономным образованиям). Региональные Управления обеспечивают деятельность Инспекций ФНС в пределах конкретного региона.
2.2. Автоматизации деятельности ФНС России
Необходимость автоматизации деятельности Федеральной Налоговой Службы возникла сразу при ее создании в связи с огромными объемами информации, необходимыми для ее функционирования.
В связи с многоуровневой структурой ФНС, эффект от внедрения информационных технологий мог быть обеспечен только путем создания единых территориально-распределенных информационных систем, которые действуют на всех уровнях ФНС начиная от Центрального аппарата до самой удаленной районной Инспекции.
На данный момент в ФНС России действуют информационные системы, выполняющие следующие функции:
- хранение полной информации о налогоплательщиках (юридических лицах, физических лицах и индивидуальных предпринимателях);
- прием налоговых деклараций от налогоплательщиков в электронном виде;
- автоматическое начисление налогов и выполнение всех действий, связанных с налогообложением;
- обмен информацией в электронном виде с внешними организациями: Пенсионным фондом РФ, коммерческими банками, Федеральным Казначейством, Бюро технической инвентаризации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Госавтоинспекцией РФ;
- электронный документооборот.
2.3. Система электронного документооборота СЭД ФНС
Одним из основных направлений автоматизации налоговых органов являлось создание системы электронного документооборота в связи с тем, что ежегодно в ФНС России поступают и обрабатываются более 200 тысяч документов от граждан, юридических лиц и государственных структур.
В настоящее время во всех структурных подразделениях ФНС России действует система электронного документооборота «СЭД ФНС».
СЭД ФНС является трехуровневой единой территориально-распределенной системой электронного документооборота ФНС России, которая включает в себя:
- Систему электронного документооборота центрального аппарата ФНС России (СЭД ЦА ФНС);
- Систему электронного документооборота Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (СЭД-Регион);
- Систему электронного документооборота для инспекции ФНС России (СЭД ИФНС).
Системы электронного документооборота всех уровней ФНС объединены в единую систему с использованием телекоммуникационных каналов связи.
Внедрение СЭД ФНС позволило достичь следующих целей:
- создание единого информационного пространства для эффективного взаимодействия всех структурных подразделений ФНС России;
- перевод документооборота и других видов информационных потоков в электронную форму;
- сокращение сроков рассмотрения и подготовки документов;
- обеспечение быстрой и гарантированной доставки документов до исполнителей.
Внедрение СЭД ФНС осуществлялось поэтапно, начиная с 1999 года. В ходе первого этапа в 2001 году внедрение системы было завершено в Центральном аппарате Федеральной налоговой службы. В ходе второго этапа, с 2002-го по 2004-й год, выполнено внедрение системы на региональном уровне в 86-и Управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам РФ. В 2005 году стартовал завершающий этап создания единой системы электронного документооборота, в ходе которого в систему были включены около 1500 районных, межрайонных и городских инспекций ФНС России.
Схема внедрения системы электронного документооборота приведена на рисунке 1.
Функциональные возможности СЭД ФНС охватывают все ключевые процессы ведомства в области документационного обеспечения управления: обработку входящей / исходящей документации, работу с организационно-распорядительными документами, служебными записками и поручениями, в том числе согласование и подписание документов, ведение единых ведомственных справочников (организационная структура ведомства, информация о сотрудниках и пр.).
Рис. 1. Схема внедрения СЭД ФНС
Приказами ФНС России были утверждены регламенты обмена документами между Центральным аппаратом ФНС России, Управлениями ФНС России и подчинёнными им инспекциями ФНС России с использованием системы электронного документооборота.
Управление Федеральной налоговой службы России по Псковской области (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы. Основными задачами и функциями Управления являются обеспечение и координация работы всех налоговых органов Псковской области [16.].
Структура Управления приведена в приложении №2. Общее количество сотрудников Управления в 2011 году составляет 105 человек.
2.4. Система электронного документооборота СЭД-Регион
Внедрение системы электронного документооборота в Управлении ФНС по Псковской области было выполнено в 2004-2005 годах, а внедрение в инспекциях по всей области – в 2009 году [18.]. Количество сотрудников, рабочее место которых оборудовано персональным компьютером с доступом к СЭД-Регион, составляет 93 человека.
Для демонстрации функциональности СЭД-Регион рассмотрим реализацию в системе управленческой функции контроля. В данном случае это контроль исполнения документов.
Контроль исполнения документов – это совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов.
В контроле исполнения документов можно выделить:
- контроль по существу решения вопроса, выполнения поручения;
- контроль сроков исполнения задания.
Контроль сроков исполнения документов включает в себя несколько последовательных этапов:
- постановку документов на контроль;
- проверку своевременности доведения документов до конкретных исполнителей;
- предварительную проверку и регулирование хода исполнения;
- снятие документов с контроля;
- учет и обобщение результатов контроля исполнения документов.
Контролю подлежат все документы, требующие исполнения. В СЭД-Регион контроль исполнения документов автоматизирован и осуществляется на основе регистрационных данных, содержащихся в регистрационных карточках документов.
Контроль исполнения документов производится сотрудниками отдела общего и хозяйственного обеспечения, а также сотрудниками других отделов. Начало операций по контролю, то есть постановка документов на контроль, совпадает с моментом регистрации поступивших документов.
Регистрация поступивших документов на бумажных носителях производится в системе СЭД-Регион в день поступления. Для этого в СЭД-Регион сотрудником создается регистрационная карточка, в которой заполняются поля: «От кого», «Исходящий №» и «Дата исходящего», а также поле «Кому», в которое вносится наименование адресата. При регистрации карточка входящего документа автоматически пересылается адресату в соответствии с информацией в поле «Кому».
Входящая корреспонденция в электронном виде автоматически поступает и регистрируется в СЭД-Регион без вмешательства пользователя: это все официальные документы из ФНС России, других Управлений, Межрегиональных инспекций, районных инспекций. В поступивших карточках документов уже заполнены поля «От кого», «Исходящий №», «Дата исходящего», а также вложены электронные образы документов с ЭЦП (электронно-цифровой подписью). В общем отделе проверяется правильность заполнения основных реквизитов, наличие электронного образа документа и ЭЦП, подлинность ЭЦП. В случае отсутствия ошибок, в поле «Кому» вносится наименование адресата, и карточка документа регистрируется и автоматически пересылается адресату. Одновременно отправителю электронного документа автоматически направляются уведомления, подтверждающие факт регистрации. При выявлении ошибок регистрационная карточка документа возвращается отправителю без регистрации с отметкой о причинах отказа в регистрации.
Если документ имеет конкретную дату исполнения, указанную в тексте, или документ входит в перечень документов с типовыми сроками исполнения, его ставят на контроль сразу при регистрации. Входящие документы с индивидуальными сроками исполнения ставятся на контроль после рассмотрения их руководителем, который в своей резолюции определяет конкретный срок.
Если документ при регистрации поставлен на контроль, сотрудником отдела, ответственным за контроль, может быть проведена проверка своевременности доведения документа до конкретного исполнителя. С этого момента начинается контроль исполнения документа.
В течение срока исполнения документа осуществляются предварительные проверки и регулирование хода исполнения, результаты которых фиксируются в регистрационной карточке.
Документ считается исполненным и снимается с контроля только после фактического выполнения по существу, документального подтверждения исполнения и направления результатов заинтересованным организациям и лицам. Снятие документа с контроля оформляется отметкой об исполнении документа и направлении его в дело. Краткие сведения о ходе исполнения документа, даты и номера подготовленных документов, фамилии исполнителей фиксируются в регистрационной карточке СЭД-Регион.