Файл: Современные проблемы финансов предприятий ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: составлено на основе отчетности предприятия.

Наибольшую долю в структуре оборотных активов занимают труднореализуемые активы (третья группа). По сравнению с началом 2015 г. активы третьей группы увеличились на 23 137,0 тыс. руб., темп роста по данной группе составил 147,89%. Их доля в структуре оборотных активов увеличилась на конец 2015 г. по сравнению с началом года на 9,17 п.п. Кроме того, на конец года сложилась ситуация, при которой сумма срочных обязательств превысила сумму всех оборотных активов предприятия на 8 417,0 тыс. руб. Значит, не обеспечивается резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Таким образом, долги предприятия могут быть не погашены своевременно, и предприятие можно признать временно неплатежеспособным, а структуру баланса неудовлетворительной.

Далее произведем расчет показателей ликвидности предприятия (см. табл. 9).

Таблица 9

Показатели ликвидности предприятия

Показатели

Сумма, тыс. руб.

отклонение

(+,-)

на 31.12.2014

на 31.12.2015

1. Оборотные активы

80 197,0

102 935,0

+ 22 738,0

1.1. запасы и затраты

44 097,0

55 294,0

+ 11 197,0

1.2.финансовые вложения

10643

12697

+ 2 054,0

1.3. денежные средства

20941

7612

- 13 329,0

2. Краткосрочные обязательства

33 621,0

111 352,0

+ 77 731,0

3. Коэффициент текущей ликвидности

2,39

0,92

- 1,5

4. Коэффициент промежуточной ликвидности

1,07

0,43

- 0,65

5. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,94

0,18

- 0,76

Источник: составлено на основе отчетности предприятия.

Как видно из табл. 9, коэффициент текущей ликвидности на конец года снизился на 1,5 и составил 0,92 при минимальном значении от 1 до 2. Значение коэффициента промежуточной ликвидности далеко не достигает норматива. На конец 2015 г. он составил лишь 0,43 при минимальном нормативе – 0,7. Сравнивая изменение коэффициентов текущей и промежуточной ликвидности можно сделать вывод о росте запасов и о замедлении оборота капитала. Платежеспособность предприятия считается нормальной, если оно в каждый момент только за счет денежных средств может погасить не менее 20% имеющейся задолженности. В нашем случае коэффициент абсолютной ликвидности стремится на конец 2015 г. к нормативу и составляет 0,18. В целом отмечается резкое падение показателей ликвидности предприятия на конец 2015 г. по сравнению с его началом. Низкая ликвидность баланса является сигналом о возникновении трудностей с погашением задолженности.


2.3. Проблемы управления финансами на предприятии и пути их решения

Итак, по результатам анализа выявлены следующие основные проблемы в управлении финансами ООО «Мебельная Компания»:

  • снижение удельного веса абсолютно ликвидных активов в 2015 г. на 9,2 п.п., что ухудшает ликвидность баланса предприятия и платежеспособность предприятия. Данный вывод подтвержден анализом ликвидности баланса и показателей платежеспособности. Баланс предприятия не является абсолютно ликвидным; на предприятии имеет место недостаток денежных средств и финансовых вложений для оплаты наиболее срочных обязательств. Кроме того, на конец 2015 г. сложилась ситуация, при которой сумма срочных обязательств превысила сумму всех оборотных активов, то есть не обеспечивается резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Долги предприятия могут быть не погашены своевременно, предприятие можно признать временно неплатежеспособным, а структуру баланса неудовлетворительной. Все коэффициенты платежеспособности не соответствуют нормативным значениям;
  • рост дебиторской задолженности в 2015 г. более, чем в 37 раз и увеличение удельного веса этой статьи баланса на 3,6 п.п. пункта. Такая ситуация обусловлена кредитной политикой предприятия, предусматривающей предоставление заказчикам отсрочки платежа. С одной стороны, это мера направлена на привлечение покупателей и заказчиков и вызвана высокой конкуренцией на рынке. Но, с другой стороны, активное кредитование покупателей и заказчиков выводит средства из оборота и негативно отражается на платежеспособности ООО «Мебельная Компания». Неэффективность управления дебиторской задолженностью подтвердил анализ деловой активности. В 2015 г. имеет место значительное замедление оборачиваемости дебиторской задолженности: на 12 дней, или на 120 %;
  • в 2015 г. были осуществлены значительные финансовые вложения в приобретение основных средств, что привело к недостатку собственных оборотных средств. В 2015 г. предприятие краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов не привлекало. Финансовое состояние может быть оценено как неустойчивое;
  • значительное увеличение (практически в 3,5 раза) кредиторской задолженности. Основной причиной столь существенного роста кредиторской задолженности явились несвоевременные платежи дебиторов (покупателей и заказчиков), что повлекло отсутствие на предприятии достаточных средств для оплаты по счетам кредиторов.

Таким образом, для ООО «Мебельная Компания» актуальна проблема совершенствования управления финансами. В связи с этим предлагаются следующие рекомендации:

1. Разработка шкалы рейтинга оценки оптовых покупателей в целях управления дебиторской задолженностью. Предлагаемый механизм управления дебиторской задолженностью включает следующие этапы: общий анализ дебиторской задолженности, распределение задолженности по срокам возникновения; оценка кредитной истории и финансового состояния покупателей и заказчиков; определение бальных оценок кредитоспособности дебиторов в соответствии с разработанной шкалой; определение интегральной бальной оценки кредитоспособности дебитора; определение рейтинга дебитора на основе балльной оценке. Рейтинг отражает уровень риска предприятия при отгрузке продукции в кредит данному дебитору; определение условий оплаты в зависимости от рейтинга дебитора. Предлагается применение дробной шкалы скидок за досрочную оплату. Элементом расчетной базы скидки является объем продаж в стоимостном выражении, оказание которых произошло в кредит.

2. Установление кредитного лимита и применение системы штрафных санкций для снижения кредитного риска в расчетах с покупателями и заказчиками. Предлагается установление кредитного лимита с учетом коэффициента корректировки объема услуг в зависимости от уровня кредитного риска. Кроме того, целесообразно применение фиксированных размеров штрафов для организаций, проранжированных в соответствии со значением кредитных рейтингов. Величина штрафов для каждой группы зависеть от количества дней, на которую произошла задержка платежа.

3. Организации процесса инкассации дебиторской задолженности. Предприятию предлагается использовать регламент действий в рамках досудебного взыскания просроченной дебиторской задолженности, включающий пять этапов в зависимости от срока просрочки с закреплением в рамках каждого этапа конкретного перечня процедур и ответственных за их выполнение.

4. Использование оплаты долгов банковскими векселями в целях сокращения задолженности поставщикам. В этой сделке ООО «Мебельная Компания» фактически замещает своих «необеспеченных» кредиторов одним «обеспеченным» кредитором - банком, который предоставляет кредит предприятию с процентной ставкой ниже, чем ставки по нереструктурированным долгам. Кредиторы выигрывают потому, что взамен сомнительных долгов они получают вполне определенные требования к банку. Поэтому ООО «Мебельная Компания» взамен на эту уверенность в погашении долга может требовать различного вида уступки со стороны кредиторов. Для ООО «Мебельная Компания» такая реструктуризация долгов является вполне приемлемой, так как у предприятия сложились хорошие отношения с обслуживающим банком; предприятие имеет активы, которые можно использовать в качестве залога по кредиту.


Выводы.

В работе исследовано управление финансами в ООО «Мебельная Компания», по результатам которого выявлены следующие основные проблемы:

  • снижение удельного веса абсолютно ликвидных активов, что ухудшает ликвидность баланса предприятия и платежеспособность предприятия;
  • рост дебиторской задолженности;
  • недостаток собственных оборотных средств;
  • значительное увеличение (практически в 3,5 раза) кредиторской задолженности.

ООО «Мебельная Компания» рекомендованы следующие мероприятия:

1. Разработка шкалы рейтинга оценки оптовых покупателей в целях управления дебиторской задолженностью.

2. Установление кредитного лимита и применение системы штрафных санкций для снижения кредитного риска в расчетах с покупателями и заказчиками.

3. Организации процесса инкассации дебиторской задолженности.

4. Использование оплаты долгов банковскими векселями в целях сокращения задолженности поставщикам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать вывод, что финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений. Значение финансов заключается в первую очередь в их непосредственной связи с материальным производством, а также иной производственно-хозяйственной деятельностью. В материальном выражении финансы предприятий представляют собой совокупность обособленных денежных фондов различного назначения или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. Принципы организации финансов являются общими для всех предприятий, в то же время имеются некоторые особенности финансов предприятий, которые зависят от их организационно-правовой формы и формы собственности.

В работе исследовано управление финансами в ООО «Мебельная Компания», по результатам которого выявлены следующие основные проблемы:

  • снижение удельного веса абсолютно ликвидных активов в 2015 г. на 9,2 п.п., что ухудшает ликвидность баланса предприятия и платежеспособность предприятия. Данный вывод подтвержден анализом ликвидности баланса и показателей платежеспособности. Баланс предприятия не является абсолютно ликвидным; на предприятии имеет место недостаток денежных средств и финансовых вложений для оплаты наиболее срочных обязательств. Кроме того, на конец 2015 г. сложилась ситуация, при которой сумма срочных обязательств превысила сумму всех оборотных активов, то есть не обеспечивается резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Долги предприятия могут быть не погашены своевременно, предприятие можно признать временно неплатежеспособным, а структуру баланса неудовлетворительной. Все коэффициенты платежеспособности не соответствуют нормативным значениям;
  • рост дебиторской задолженности в 2015 г. более, чем в 37 раз и увеличение удельного веса этой статьи баланса на 3,6 п.п. пункта. Такая ситуация обусловлена кредитной политикой предприятия, предусматривающей предоставление покупателям и заказчикам отсрочки платежа. С одной стороны, это мера направлена на привлечение покупателей и заказчиков и вызвана высокой конкуренцией на рынке. Но, с другой стороны, активное кредитование покупателей и заказчиков выводит средства из оборота и негативно отражается на платежеспособности ООО «Мебельная Компания». Неэффективность управления дебиторской задолженностью подтвердил анализ деловой активности. В 2015 г. имеет место значительное замедление оборачиваемости дебиторской задолженности: на 12 дней, или на 120 %;
  • в 2015 г. были осуществлены значительные финансовые вложения в приобретение основных средств, что привело к недостатку собственных оборотных средств. В 2015 г. предприятие краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов не привлекало. Финансовое состояние может быть оценено как неустойчивое;
  • значительное увеличение (практически в 3,5 раза) кредиторской задолженности. Основной причиной столь существенного роста кредиторской задолженности явились несвоевременные платежи дебиторов (заказчиков), что повлекло отсутствие на предприятии достаточных средств для оплаты по счетам кредиторов.

ООО «Мебельная Компания» рекомендованы следующие мероприятия:

1. Разработка шкалы рейтинга оценки оптовых покупателей в целях управления дебиторской задолженностью. Предлагаемый механизм управления дебиторской задолженностью включает следующие этапы: общий анализ дебиторской задолженности, распределение задолженности по срокам возникновения; оценка кредитной истории и финансового состояния покупателей и заказчиков; определение бальных оценок кредитоспособности дебиторов в соответствии с разработанной шкалой; определение интегральной бальной оценки кредитоспособности дебитора; определение рейтинга дебитора на основе балльной оценке. Рейтинг отражает уровень риска предприятия при отгрузке продукции в кредит данному дебитору; определение условий продаж в зависимости от рейтинга дебитора. Предлагается применение дробной шкалы скидок за досрочную оплату. Элементом расчетной базы скидки является объем продаж в стоимостном выражении, оказание которых произошло в кредит.

2. Установление кредитного лимита и применение системы штрафных санкций для снижения кредитного риска в расчетах с покупателями и заказчиками. Предлагается установление кредитного лимита с учетом коэффициента корректировки объема услуг в зависимости от уровня кредитного риска. Кроме того, целесообразно применение фиксированных размеров штрафов для организаций, проранжированных в соответствии со значением кредитных рейтингов. Величина штрафов для каждой группы зависеть от количества дней, на которую произошла задержка платежа.

3. Организации процесса инкассации дебиторской задолженности. Предприятию предлагается использовать регламент действий в рамках досудебного взыскания просроченной дебиторской задолженности, включающий пять этапов в зависимости от срока просрочки с закреплением в рамках каждого этапа конкретного перечня процедур и ответственных за их выполнение.

4. Использование оплаты долгов банковскими векселями в целях сокращения задолженности поставщикам. В этой сделке ООО «Мебельная Компания» фактически замещает своих «необеспеченных» кредиторов одним «обеспеченным» кредитором - банком, который предоставляет кредит предприятию с процентной ставкой ниже, чем ставки по нереструктурированным долгам. Кредиторы выигрывают потому, что взамен сомнительных долгов они получают вполне определенные требования к банку. Поэтому ООО «Мебельная Компания» взамен на эту уверенность в погашении долга может требовать различного вида уступки со стороны кредиторов. Для ООО «Мебельная Компания» такая реструктуризация долгов является вполне приемлемой, так как у предприятия сложились хорошие отношения с обслуживающим банком; предприятие имеет активы, которые можно использовать в качестве залога по кредиту.