Файл: Классификация правовых норм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая это, специфическая задача нормы в механизме аксиологически-нормативной детерминации правового поведения личности состоит в том, чтобы:

– определить общий круг людей, на которые она распространяет свое действие;

– установить содержание общественных отношений (содержание поведения субъекта-и), а также объекты правоотношений;

– определить обстоятельства, при которых лицо должно руководствоваться этим правилом поведения;

– раскрыть само правило поведения указанием на права и обязанности участников регулируемых отношений, характер их связи между собой, а также государственно-принудительные меры, применяемые к лицам в случае невыполнения ими юридических обязанностей[8].

Несмотря на то, чтобы достоверно проанализировать все возможности воздействия нормы права на поведение лица следует указать на необходимость рассмотрения правовой нормы через текстологический и физическое; психологическое и духовное срезы.

Правонамечает нормативный границу, своеобразную демаркационную линию, отделяющую цивилизованность от нецивилизованности, должное от недопустимого. Эта нормативная граница содержится в юридических текстах[9].

Следовательно, язык закона – не произвольная и вспомогательная форма правового вещания, не закостенелый текст, это – посредник правоотношений, выражения правовой позиции государства, возбудитель правового мышления, правовой регулятор поведения и т.д.. Утверждение, что закон является текстом, позволяет нам рассматривать его как вербального координатора, регулятора и контролера правового поведения социального субъекта в частности, так и общественных отношений в целом. При этом следует акцентировать, что язык, которым написан закон, отличается абсолютной функциональностью, ориентированностью исключительно на сферу правоотношений. Язык закона обеспечивает убежденность в его непогрешимости, отсутствии изъянов и пороков, делает невозможным любую полемику в отношении высказанных в нем правовых требований, что способствует стабилизации и поведенческой рефлексии правового окружения социальным субъектом[10].

Таким образом, существенное влияние на процесс материализации правовых норм осуществляет общественное сознание, под которым понимается выраженное в виде конкретных понятий, суждений и выводов отношение социальных групп к тем или иным явлениям и процессам общественной жизни, которые касаются общих интересов.


1.3. Реализация нормы права

Реализация норм права – внедрение постулатов и их материализации в практике человеческого поведения (деятельности) субъектов права; реализация исключительного правового поведения. Как особый юридический процесс, его можно рассматривать с объективной и субъективной стороны, где объективный предусматривает выполнение правомерных действия в сроки и сроки, предусмотренные законом, а субъективный – представляет собой отношение субъекта к правовым требованиям и состояние его воли в момент совершения действий, устанавливаются правом[11].

Реализация норм права всегда связана с правомерным поведением людей, то есть соответствующим правовым предписаниям. В одних случаях это активные положительные действия (использование права, выполнение обязанностей), в других – это бездействие (воздержание от противоправных действий).

Вспомним также и то, что, как уже отмечалось выше, правовая норма не оказывает прямого, непосредственного влияния на поведение конкретной личности. Отдельный индивид может не владеть информацией о размещении ее точных координат в плоскости законодательства, более того, и не догадываться о существовании ее как таковой. Несмотря на то, посредством правового сознания – синтезированного комплекса юридической идеологии, психологии и установок, предварительно сформированного средствами социализации и правового воспитания, – норма права так или иначе приобретает физического выражения в актах ее реализации, то есть, в действиях лиц, представляя собой правомерное или противоправное поведение.

Реализация норм права – внедрение постулатов и их материализации в практике человеческого поведения (деятельности) субъектов права; реализация исключительного правового поведения. Как особый юридический процесс, его можно рассматривать с объективной и субъективной стороны, где объективный предусматривает выполнение правомерных действия в сроки и сроки, предусмотренные законом, а субъективный – представляет собой отношение субъекта к правовым требованиям и состояние его воли в момент совершения действий, устанавливаются правом[12].

Реализация норм права всегда связана с правомерным поведением людей, то есть соответствующим правовым предписаниям. В одних случаях это активные положительные действия (использование права, выполнение обязанностей), в других – это бездействие (воздержание от противоправных действий).


Многообразие в реализации норм права обусловлено разнообразием содержания и характера общественных отношений, средств правового регулирование, спецификой содержания норм права, формой внешнего проявления поведения и т. п[13].

Согласно характеру действий участников правоотношений, способы реализации норм права можно выделить на:

- соблюдение, для которого свойственно воздерживаться от действий, запрещенных нормами права. Соблюдение является той из форм реализации правовой нормы, которая отражается в согласовании лицом правового поведения согласно норм-запретов. Ее особенностью является пассивность поведения, то есть несовершение действий, запрещенных в норме, выполнение правового запрета (напр., соблюдение тишины в ночное время суток).

- исполнения является формой реализации обязывающих норм права, которое осуществляется в пределах активных действий, которые необходимо осуществлять несмотря на свое желание (напр., оплата за коммунальные услуги)[14].

– использование права, которое является формой возможного варианта поведения – субъективным юридическим правом. Данная форма проявляется в использовании предоставленных прав по собственному усмотрению и желанию. Она заключается как в активной, так и в пассивном поведении лица (напр., избирательное право).

Это основные формы реализации права, при внедрении которых нормы права воплощаются в жизнь, благодаря непосредственным действиям субъектов.

Таким образом, норма права- первичная структура материи позитивного права, правовой системы в целом. Феномен данной категории обосновывается и тем, что норма права выступает посредником между деятельностью государства и организацией общественных отношений; является основным средством в структуре механизма правового регулирования и ключевым звеном связи в системе “право – сознание – поведение”.

Глава 2. Классификация норм права

2.1. Структура нормы права

Структура правовой нормы определяется ее характером, в связи с чем могут возникнуть нормы права, не имеют гипотезы, и нормы права, не имеющие санкции.

Учитывая «специализацию» норм права на регулирование отдельных видов общественных отношений, многие авторы выделяют в составе нормы права два элемента: в регулятивных нормах - гипотезу и диспозицию, в охранных - гипотезу (или диспозицию) и санкцию. В словесном выражении чаще всего так и бывает.


По традиции в норме права выделяют три элемента, которые называются «гипотеза», «диспозиция» и «санкция». Такую логико-юридическую структуру имеют нормы права, которые устанавливают определенный шаблон поведения в определенной ситуации, то есть являются правилами поведения. Части трехэлементные нормативной конструкции связаны, а смысловое содержание каждого из элементов невозможно установить, понять вне связи и соотношением с другими элементами[15]. В соответствии с этим содержанием норма права логично «разделяется» на три части: гипотезу (что указывает на определенные жизненные обстоятельства, наличие или отсутствие которых дает возможность реализовать закрепленные в норме права и обязанности), диспозицию (указывает на то, каким должно быть поведение субъектов при наступлении условий, предусмотренных гипотезой) и санкцию (что предусматривает средства принудительного воздействия как результат нарушения условий диспозиции)[16].

Если санкцию можно считать атрибутом правовой нормы, то гипотезу назвать атрибутом нельзя. Гипотеза правовой нормы может применяться для убеждения граждан. Она определяет круг участников общественных отношений, регулируемых данной нормой, и указывает на те жизненные обстоятельства, при наличии которых возникают у этих участников права и обязанности, изложенные в диспозиции правовой нормы. Без указания этих обстоятельств норма права не может действовать, она теряет свое практическое значение. Следовательно, гипотеза правовой нормы очерчивает границы ее действия.

Существует мнение, что гипотеза связана с диспозицией больше, чем диспозиция с санкцией. А. Е. Лейст даже считает, что норма права отождествляется с диспозицией. По нашему мнению, диспозиция, взятая сама по себе, является выражением, лишенным смысла. Нет ни одного нормативного предписания, содержание которого не проявлял бы волю законодателя об условиях действия данного предписания. Итак, гипотеза является не только обязательным для любого предписания, но и является логически неотделима от диспозиции и только вместе с ней образует норму. Диспозиция без гипотезы, сформулированная в дескриптивной форме, это просто фактическое утверждение, лишенное прескриптивного значения.

Обратившись к текстуальному значению норм права, нетрудно заметить, что их конкретная формулировка не всегда содержит гипотезу, которая указывает на обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма; диспозиция — само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений; и санкция — указание на неблагоприятные последствия в случае нарушения правила поведения, определенного нормой. Это дает основания утверждать, что для структуры правовой нормы характерна так называемая релятивность, то есть относительность выделения гипотезы, диспозиции и санкции.


Не может вызывать сомнения и существование в структуре запрещающего нормы диспозиции. Она выступает в роли несущей части ее конструкции. Поскольку норма — это прежде всего общее правило поведения в регулировании общественных отношениях, она непременно должна содержать и описание этих правил. Иначе регулирование общественных

В двухэлементной конструкции нормы права следует искать не гипотезу, диспозицию или санкцию, а элемент, который указывает на определенные юридически значимые обстоятельства, и элемент, который указывает на те правовые последствия, которые вызывают данные обстоятельства[17].

С. Денисов отметил, что правящие элиты в последние века управляют массой населения не столько с помощью насилия, сколько с помощью обмана.средством обмана становятся нормы конституций, законов. В них населению обещают какие-то права и свободы закрепляются демократические институты.

Одновременно с этими нормами создается механизм их нейтрализации, который превращает эти нормы в «мертвые» или «спящие». Этот механизм включает множество элементов социального, экономического, политического и идеологического характера. Существуют правовые средства нейтрализации норм права, в состав которых включаются специально созданные для этого юридические конструкции. Для оговорок-отступлений в международной норме используют такие конструкции, как: «кроме случаев», «за исключением». Часть 1 ст. 8 Конвенции УНИДРУА о международном финансовым лизинге (Оттава, 28 мая 1988) устанавливает: «Если иное не оговорено в настоящей Конвенции или договоре лизинга, арендодатель освобождается от всякой ответственности перед арендатором относительно оборудования, кроме случаев, когда арендатору причинены убытки вследствие того, что он полагался на опыт и суждение арендодателя, и в результате вмешательства последнего в выбор поставщика или спецификаций оборудования »[18].

Таким образом, структура и конструкция любой нормы права образует единство составляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их количество, расположение, способ связи и назначения зависят от вида норм права. Таким образом, необходимо различать структуру юридических выходных (учредительных, отправных) норм и норм-правил поведения. Основными признаками системы права является целостность, единство и взаимосвязь юридических норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых образуется система права, взаимно согласованы и целенаправленны. Система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, структурируют нормативный материал по определенной функциональной направленностью.