Файл: Государственная социальная помощь(Понятие и цели государственной социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды социальной помощи могут группироваться в зависимости от источников их финансирования. По этому критерию социальные пособия можно разделить на страховые, не страховые (государственные) и негосударственные. К страховым социальным пособиям принадлежат денежные выплаты, назначаемые в соответствии с законодательством обязательном государственномсоциальном страховании лицам за счет страховых фондов с целью возмещения им утраченного заработка или частичной компенсации понесенных дополнительных расходов в предусмотренных страховым случаем. Для получения выплат по социальному страхованию единственным условием является то, чтобы человек был застрахован (например, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.). Поддержка населения, находящимся в трудном материальном положении, может исходить от государства в виде обеспечения государственными социальными выплатами за счет государственного и местных бюджетов.

Анализируя предложенные учеными определения пособий, можно сделать вывод о том, что государственным социальным пособиям присущи следующие признаки:

-законодательное закрепление порядка и условий их выплаты;

-установленный период выплаты пособий; целевое назначение пособий; определенные виды пособий;

-определенный законодательством перечень социальных рисков, которые являются основанием для предоставления социальной помощи,

- бюджетный источник финансирования пособий;

-в определенных, определенных законом случаях - учет имущественного положения получателя помощи во время ее назначения.

Преимущественно для выплаты государственных пособий средства поступают из государственного бюджета в виде субвенций в местные бюджеты. Урегулированиеназначения и выплаты всех видов государственных социальных пособий осуществляется нормативными актами, в связи с чем, при наличии предусмотренных законом обстоятельств, граждане приобретают безусловное право на тот или иной вид помощи. Одним из участников правоотношений по предоставлению государственных социальных пособий является государственный орган, в компетенцию которого согласно закону относится назначение и выплата конкретного вида социальной помощи. Поддержка населения, находящегося в трудном материальном положении, может исходить от негосударственных учреждений и организаций, а также граждан в виде предоставления спонсорской и благотворительной помощи. Однако в литературе не уделено должного внимания исследованию негосударственных социальных пособий. Проанализировав действующее законодательство в этой сфере, можно сделать вывод, что негосударственная социальная помощь - это добровольное бескорыстное пожертвование, которое предоставляется негосударственными юридическими лицами гражданам, нуждающихся в материальной и иной благотворительной помощи с целью улучшения их материального положения, попавших в сложные жизненные обстоятельства в случае наступления социальных рисков и находятся за чертой бедности.


Негосударственная социальная помощь предоставляется с целью достижения экономической стабильности и поддержания лиц, которые по физическим или другим недостаткам ограничены в реализации своих прав и законных интересов. Порядок и условия предоставления негосударственных социальных пособий определяются субъектами, которые предоставляют такие пособия самостоятельно. В зависимости от учета имущественного состояния получателя помощи,социальную помощь можно разделить на пособия, которые назначаются независимо от других источников доходов, которое имеет лицо, обратившееся по назначению того или иного вида социального обеспечения (например, помощь по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста и помощь в усыновлении ребенка назначаются независимо от получения на ребенка других видов помощи), а также на пособия, которые назначаются с учетом имущественного состояния лица, то есть такие, которые предоставляются по признаку малообеспеченности. К примеру, помощи малообеспеченным семья предоставются в размере, зависящем от величины среднемесячного совокупного дохода семьи. Указанные пособия предоставляются семьям, которые по уважительным или не зависящим от них причинам имеют среднемесячный совокупный доход, ниже прожиточного минимума для семьи[7].

В зависимости от формы предоставления социальной помощи можно классифицировать помощь, предоставляемой в наличной (денежной) форме (например, пособия по рождению ребенка, по уходу за ребенком по достижению трехлетнего возраста и т.д.), в натуральной форме (продукты питания, одежда, обувь и т.п.) и в безналичной форме (например, адресные безналичные субсидии для покрытия расходов на оплату жилищно-коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающих вжилых помещениях (строениях) государственного и общественного жилищного фонда, в том числе в общежитиях, - на оплату пользования жильем; частного жилого фонда и фонда жилищно-строительства (жилищных) кооперативов - на оплату содержания жилья; жилого фонда независимо от форм собственности - на оплату коммунальных услуг)[8].

Наиболее распространенной формой помощи сегодня является предоставление денежной социальной помощи. Впрочем, в литературе обращается внимание на необходимость распространения предоставления социальной помощи в натуральной форме. Так, необходимость предоставления натуральных видов социальных пособий настаивает И.М. Айзинова. Она считает, что в натуральной форме необходимо оказывать помощь семьям с детьми. По ее мнению, денежный размер помощи должен очерчивать только объем материальной поддержки семьи, а сама помощь должна оказываться в форме детского питания, комплектов для новорожденных, летнего отдыха. Подобной же позиции придерживается и Л.В. Соловьева, которая считает, что помощь малообеспеченным лицам, кроме денежной, могут предоставляться и в натуральной форме в виде талонов на одежду, продуктов питания или услуг по льготным ценам.


В зависимости от субъекта получения пособий социальные пособия делятся на индивидуальные и коллективные. Субъекты права на получение социальных пособий - это физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, которые признаны в РФ беженцами или лицами, которые нуждаются в дополнительной защите), которые согласно Конституции и законодательства РФ имеют право на социальную защиту, следовательно, это потенциальные участники социальных правоотношений.Они могут реализовывать свое право при условии наступления определенных юридических фактов, определенных законом. Итак, субъект-получатель определенного социального блага - это субъект права на социальную помощь, это физическое лицо, которое потерпелопределенный социальный риск (или одновременно нескольких социальных рисков)[9].

Субъектов-получателемсоциальной помощи может быть также семьи (например, действующее законодательство о социальной помощи предусматривает социальную поддержку семей с детьми, малообеспеченных семей). Заявление о предоставлении этой социальной помощи подается уполномоченным представителем семьи, следовательно, эта помощь является семейной, то есть коллективной, и используется по целевому назначению. В то же время в научной литературе существует мнение о том, что семья в целом не может бытьсубъектом правоотношений.

В зависимости от цели использования социальная помощь может быть адресована для удовлетворения личных потребностей субъекта –получателя на нужды его семьи или предоставляться на погребение его членов семьи. Так, помощь за рождение ребенка предоставляется одному из родителей ребенка (опекуну), который постоянно проживает вместе с ребенком

В зависимости от механизма определения размера социальных пособий денежные выплаты могут устанавливаться в твердых размерах и в размерах, которые определяются в процентном отношении к прожиточному минимуму. Так, помощь за рождение ребенка начисляется, исходя из размера прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет, установленного на день рождения ребенка.

Помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста выплачивается ежемесячно со дня назначения помощи по уходу за ребенком до дня достижения ребенком указанного возраста включительно. Выплата государственной социальной помощи малообеспеченным семьям ограничивается сроком шесть месяцев. Одиноким лицам, признанным по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными, не имеют других источников к существованию, такая государственная социальная помощь может быть назначена на срок признания лица нетрудоспособным. Государственная социальная помощь инвалидам с детства назначается на все время инвалидности, установленной органами медико-социальной экспертизы. На детей-инвалидов государственная социальная помощь определяется на срок, указанный в медицинском заключении, который выдается в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны здоровья.


Глава 2. Государственная социальная помощь в связи с бедностью в общей системе социального обеспечения


2.1. Законодательство о государственной социальной помощи

С1января2015 годавступилвсилуФедеральныйзаконот28декабря2013г.№442-ФЗ«ОбосновахсоциальногообслуживаниягражданвРоссийскойФедерации»(далее–Законосоциальномобслуживанииграждан), который отражает и закрепляет происходящие в обществеизменения, направленность развития которых определяется новымиэкономическимиотношениями,углублениемдемократизацииполитическойсистемы,идеологическимплюрализмом.Российскийзаконодательвнедряетвсистемуроссийскогосоциальногообеспечениямногиепрогрессивныеэлементывсферезаботыгосударстваонуждающихсявтакойпомощигражданах, апробированные в другихстранах.

УказанныйФедеральныйзаконобосновахсоциальногообслуживанияявляетсянаправленнымнаразвитиесистемысоциальногообслуживаниягражданвРоссийскойФедерации,повышениеегоуровня,атакжеповышения эффективностии качества.

ВсоответствиисФедеральнымзакономобосновахсоциальногообслуживаниясоциальноеобслуживаниегражданбудетосновыватьсяназаявительномпринципе,которыйзаключаетсявследующем–предоставлениесоциальнойзащитыиотказотнихбудутвозможнытолькос учетом волеизъявления (желанием) получателя.

Необходимообратитьособоевнимание,чтоФедеральнымзакономобосновахсоциальногообслуживанияпредполагаетсяиндивидуальныйподходксоциальномуобслуживаниюнаселенияисходяизпотребностейгражданвконкретной социальной защите.

Вместестемвнеотложныхслучаяхмогутоказыватьсясрочныесоциальныеуслуги(например-обеспечениепредметамипервойнеобходимости,содействиевполучениивременногожилья,юридическойипсихологической помощи).

Федеральнымзакономобосновахсоциальногообслуживанияопределяютсяусловияпредоставлениясоциальнойзащиты,какнабесплатной,такинаплатнойоснове,атакжекатегорииграждан,которымсоциальные услугидолжны предоставляться бесплатно.


Вводитсясоциальноесопровождениеграждан,котороевыражаетсявсодействиивпредоставлениимедицинской,психологической,педагогической, юридическойи социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. КрометогоФедеральнымзакономобосновахсоциальногообслуживанияустанавливаютсяположения,которыепредусматриваютосуществлениеобщественногоконтроля(инымисловамиобщественногонадзора) в сфере социальногообслуживания.

ДействиезаконараспространяетсянагражданРоссийскойФедерации,наиностранныхгражданилицбезгражданства,постояннопроживающихнатерритории Российской Федерации, беженцев.

Законом вводятся понятия: «получательсоциальной помощи», «поставщиксоциальнойпомощи»,«профилактикаобстоятельств,обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие«стандартсоциальнойпомощи»излагаетсявновойредакции(основныетребованиякобъему,периодичностиикачествупредоставлениясоциальнойуслуги),приэтомстандартсоциальнойуслугиявляетсясоставнойчастьюпорядкапредоставления социальной защиты.

Взаконенесодержатьсяпонятия«труднаяжизненнаяситуация»,ранеепредусмотренногоФедеральнымзакономот10декабря1995г.№195-ФЗ.Вместоэтогочеткоустановленыобстоятельства,приналичиикоторыхгражданепризнаютсянуждающимисявсоциальномобслуживании(статья 15Закона).

Законпредполагаетиндивидуальныйподходкустановлениюполучателямнеобходимыхимсоциальнойзащиты.Исходяизпотребностигражданинавсоциальнойзащитеисоставлениеиндивидуальныхпрограммпредоставлениясоциальнойзащиты(статья16Закона).Рекомендациипоопределениюпотребностивсоциальнойзащите,атакжеформаиндивидуальнойпрограммыутверждаетсяМинтрудомРоссии(статья7Закона). Программапересматриваетсяне реже, чем раз в три года.

Прописаныправаиобязанностипоставщиковиполучателейсоциальнойзащиты.Следовательно,получателямсоциальнойзащитыможнобудетсамимвыбиратьнаиболееподходящегопоставщика.Вводится общественный контроль в сфере социальногообслуживания.

Следовательно,сущностьсоциальнойзащитыимеетместобытьвсоюзезафиксированныхэкономическихиправовыхгарантий,которыеобеспечиваютследованиеглавнымсоциальнымправамгражданидостижениесихпомощьюсоциально-приемлемогоуровняжизни.Социальныеуслуги,которыепредоставляютсянаселению,являютсянечеминым,какдеятельностьюсоциальныхслужбпосоциальнойподдержке,aтакжеоказаниюсоциально-медицинских,социально-бытовых,материальнойпомощи,психолого-педагогических,социально-правовыхуслугипроведениюсоциальнойреабилитациииадаптацииграждан,которыенаходятсявтруднойжизненнойситуации.Такимобразом,общественно-социальноезначениевидовсоциальнойзащитыявляетсянеоспоримовысоким.