Файл: Предпринимательская деятельность в здравоохранении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимость здравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособность населения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация в государственном секторе позволяет рассчитывать на развитие целевых программ, финансируемых государством.

В момент, на огромные по сокращению бюджетных на 2018 г. в отрасль , развитие (частной ) в России крайне .

Объект работы – предпринимательская.

Предмет работы –предпринимательство в сфере здравоохранения.

Целью данной работы является изучение сущности и основ предпринимательской деятельности в здравоохранении.

  1. Для этого поставлен ряд задач:
  2. Рассмотреть основные функции предпринимательской деятельности;
  3. Проанализировать виды предпринимательства в здравоохранении;
  4. Дать характеристику финансовому контролю предпринимательской деятельности организаций здравоохранения;
  5. Описать планирование предпринимательской деятельности.

Методологические основы исследования:

В процессе работы мною были использованы следующие методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, наблюдения.

Анализ источников первичной информации составили труды З. Ф. Раимбаковой, И. Т. Балабанова, А. И. Балабанова, С. В. Ермасова, а также Федеральные Законы Российской Федерации.

Глава1. Сущность и функции предпринимательства в здравоохранении

Согласно кодексу РФ является , осуществляемая на риск , направленная на получение от пользования , продажи , выполнения или оказания лицами, в этом в установленном порядке. представляет своего сочетание и собственника. состоит в отношениях с и выполняет его , распоряжение ( наличии ограничений) , принадлежащим , рискует имуществом в собственника и за свой установленное вознаграждение, плату. предпринимателя от деятельности значительно самостоятельностью, так как - собственник дела, и работник в лице. извлечение в качестве цели деятельности и вознаграждения, несет этому убытков и , возлагаемую и законами и им обязательствами. Но вся чистая , полученная , остается в его , поэтому в предприниматель - дела.


С точки , определение деятельности (), повсеместно в научной , применительно к предпринимательству в уточнении и . Предпринимательством в следует деятельность и частных лиц, на укрепление и состояния граждан, возместить на осуществление деятельности и получать за счет медицинских или финансирующих их лиц и организаций.

Однако необходимо учитывать, что в любой деятельности кто-то должен возмещать, компенсировать, принимать на себя издержки, расходы, связанные с этой деятельностью, иначе ее просто нельзя осуществить. Если расходы не могут принять на себя государство и общество, их вынужден нести потребитель медико-фармацевтических услуг или другие заинтересованные лица. Необходимость образования прибыли в медико-производственном предпринимательстве связана в основном не с желанием предпринимателей получать «прибавочный продукт», а с необходимостью затрат на развитие деятельности. Обычно цены, тарифы на предпринимательские услуги в здравоохранении формируются не на основе критерия прибыльности, а исходя из социальной доступности. Довольно часто человек, занимающийся предпринимательской медицинской деятельностью, получая прибыль за счет предоставления услуг состоятельным клиентам, снижает цены другим клиентам, что может приводить к потере прибыли, если не компенсируется ростом объема оказываемых услуг.

Материальная основа любой предпринимательской деятельности - производственные ресурсы (природные, трудовые и средства производства). Будучи вовлеченными в предпринимательство, они становятся его факторами. Помимо них к основным факторам предпринимательства относятся научные и информационные ресурсы. Конечным продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (т.е. вещь, предназначенная для продажи, - медико-производственное оборудование, инструменты, лекарства), так и услуга (консультационная, лечебнодиагностическая, страховая).

Рис. 1. Общая схема медицинского предпринимательства

На рис.1 приведена общая схема медицинского предпринимательства. Участвуя в общественном разделении труда, предприниматель за собственные или привлеченные денежные средства приобретает необходимые ему для осуществления конкретных предпринимательских операций факторы медико-производственного предпринимательства и преобразуют их в продукты, товары , нужные потребителям, а затем продает им эти продукты, получая определенную денежную выручку, которая, естественно, должна превышать суммарные затраты предпринимателя на осуществление им предпринимательской деятельности (если не по каждой операции, то хотя бы в пределах обозримого временного интервала - срока окупаемости предпринимательского проекта).


1.1. Виды предпринимательства

Предпринимательство в сфере здравоохранения - это не только чисто производственное предпринимательство (ориентированное на оказание медицинских и сервисных услуг, изготовление лекарственных средств, медико-производственного оборудования, инструментов), но и торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.

Торговое предпринимательство в сфере здравоохранения - это купляпродажа товаров медицинского назначения. Для понимания сути торгового предпринимательства особое внимание следует обратить прежде всего на то, что продуктом предпринимательской деятельности здесь является не тот или иной товар (как может показаться на первый взгляд), а услуга, которую продавец оказывает покупателю, помогая ему приобрести этот товар, тогда как сам продаваемый товар будет в этом случае главным фактором предпринимательства.

При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров нужного вида и типа (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев и на послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. Все расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара и в конечном счете оплачиваются покупателем.

Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики обычно выделяют в самостоятельный вид, является, по сути, всего лишь одним из видов торгового предпринимательства, только объектом купли-продажи здесь выступает конкретный специфический товар - денежные средства (в любом их виде, включая российскую валюту, иностранную валюту и ценные бумаги). К наиболее известным разновидностям предпринимательства в финансовой сфере относится вложение средств или предоставление кредитов для осуществления предпринимательской деятельности. Предприниматель (например, банк или другое финансово-кредитное учреждение, занимающееся предпринимательством в здравоохранении) вкладывает свои денежные средства в те или иные объекты и виды медико-фармацевтической деятельности с целью последующего получения доли прибыли. Предприниматели-кредиторы предоставляют денежные средства в долг приобретателям кредитов (хозяйствующим субъектам рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения) под определенный кредитный процент, из которого образуется предпринимательская прибыль.


Страховое предпринимательство - это продажа особой услуги - страховой защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях, зафиксированных в договоре страхования, полностью или частично компенсировать застрахованному лицу потери, которые тот может понести в течение срока действия договора. За это страховщик взимает со страхователя определенную страховую плату.

Наиболее распространенными являются следующие виды страхования:

• жизни;

• здоровья (медицинское страхование);

• имущества;

• риска и ответственности.

Отметим, что собственно предпринимательским является частное страхование, тогда как государственное страхование выполняет прежде всего социальную функцию и не связано непосредственно с получением прибыли.

Субъекты медико-производственного предпринимательства заинтересованы в совершенствовании и развитии системы страхования здоровья как важнейшего источника финансирования здравоохранения, страхования имущества, используемого в медико-производственной деятельности (с точки зрения сохранения и укрепления материально-технической базы МПК), страхования профессионального риска и ответственности (как средства социальной защиты врачей и других работников медико-социального комплекса).

Рис. 2. Прогноз динамики страхового рынка без учета страхования жизни

1.2. Основа экономического механизма

Основу экономического механизма страхования составляет теория вероятности. Регулярно собирая страховые взносы с клиентов, страховщик периодически, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующие компенсации всем пострадавшим застрахованным лицам. Решающую роль здесь играют статистические данные и закон больших чисел, с увеличением числа объединяемых рисков размеры страховых взносов страхователей становятся более устойчивыми и определенными. С ростом вероятности наступления страховых событий страховые взносы возрастают.

Наиболее крупные риски между двумя страховыми организациями и более перераспределяются посредством перестрахования и сострахования.

Основу посреднического предпринимательства составляют купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению всех видов предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. Посредниками являются маклеры и дилеры, а инструментом служат рекламные и другие маркетинговые услуги. Главный фактор посреднического предпринимательства - информация, причем самая разнообразная. Как показывает практика, даже, к примеру, при проведении простейших торгово-посреднических операций на рынке лекарственных средств, медицинского оборудования, помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит, а также о том, кому и за сколько это можно продать, посреднику может пригодиться знание специфических особенностей и условий купли-продажи конкретных видов товаров. За такие сведения он желает получить денежное вознаграждение от продавца, а возможно, и от покупателя.


Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести деловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интересов (порой, как известно, противоречивых). Хороший посредник обычно легко ориентируется в вопросах права. Капиталом особого рода считается деловая репутация посредника.

С развитием рыночных отношений в здравоохранении возрастает потребность в интеллектуальном посредничестве. Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе международных. Сами участники этих проектов в силу разных причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут (или не хотят) проявлять связанную с ними активность и возлагают эту обязанность за определенную плату на квалифицированных посредников.

В условиях рыночной экономики медицинское предпринимательство выполняет следующие основные функции:

• общеэкономическую, проявляющуюся в участии хозяйствующих субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей в товарах и услугах медицинского назначения;

• ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и невоспроизводимых ресурсов;

• инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном техникотехнологическом развитии медицинских организаций, в том числе за счет средств предпринимателей;

• социальную, проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан;

• организаторскую, заключающуюся в принятии бизнесменами, собственниками имущества, используемого в медико-производственных целях, самостоятельных эффективных решений в области организации и диверсификации собственного дела.

В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна также и политическая функция. Активными выразителями политической воли предпринимателей, действующих на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов.

Как социально-экономическое явление предпринимательство комплексно отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реализации медицинских услуг и товаров медицинского назначения между всеми участниками лечебно-оздоровительных процессов. Основные классификационные признаки медико-производственного предпринимательства - форма собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности, вид продукта предпринимательской деятельности, регион предпринимательства, численность работников и объем деятельности, научнотехнический уровень и качество работы, темпы роста и прибыльность.