Файл: Общие положения наследования в современном законодательстве Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Подача заявления и необходимых документов нотариусу. Как уже говорилось, нотариальное оформление наследства может осуществляться лишь тем нотариусом, который осуществляет свою профессиональную деятельность по нотариальному округу по месту открытия наследства.

5. Получение свидетельства о праве на наследство. Данное свидетельство выдается указанным нотариусом, а при его отсутствии в населенном пункте – уполномоченным на то должностным лицом. После получения свидетельства, правопреемник считается вступившим в наследство [36].

Положениями ст. 1157 ГК законодатель определил дополнительное правомочие потенциальных наследников по закону – возможность отказа от получения наследства. Примечательно, что такой отказ может быть совершен правопреемником как в отношении любого другого наследника по завещанию или закону, независимо от очереди (п. 1 ст. 1158 ГК), так и без указания лица, в пользу которого совершен такой отказ.

Однако, согласно Постановлению КС РФ от 23.12.13г № 29-П, п. 1 ст. 1158 ГК не позволяет однозначно определить перечень лиц, в пользу которых может быть совершен такой направленный отказ [35].

Исходя из этого, возможны разные подходы правоприменительной практики, которые могут необоснованно исключать некоторых лиц из круга наследников по закону, ввиду чего, данное положение признано несоответствующим Конституции РФ, а следовательно, в этой части утратило силу.

Отказ от наследства является выражением воли потенциального правопреемника, направленным на нежелание приобретать на себя все полагающиеся ему наследственные права и обязанности исходя из чего, его следует считать односторонней сделкой. Указанная процедура предполагает соблюдение массы особенностей, среди которых как направленный, так и обычный отказы от наследства совершаются в письменной форме и подаются нотариусу, который ведет наследственное дело по месту открытия наследства. Отказ, согласно п. 2 ст. 1157 ГК, может быть совершен в течение срока, предусмотренного для принятия наследства, в том числе и после такого принятия [9, с.59].

В случае, когда имеет место фактическое овладение наследственным имуществом, отказ от наследства в судебном порядке допустим также и по истечении предусмотренного для того срока, однако лишь при условии, если причины пропуска срока для отказа будут признаны уважительными.

Согласно п. 2 ст. 1158 ГК, недопустим отказ от наследства, совершенный с оговорками или под отлагательными и отменительными условиями. Более того, согласно п. 3 ст. 1157 ГК, отказ не может быть впоследствии взят обратно или каким-либо образом изменен. Отказ от наследства носит безоговорочный и безвозвратный характер – наследство не может быть вновь принято правопреемником после отказа от него [11].


В целях охраны законных интересов недееспособных, ограниченных в дееспособности и несовершеннолетних, отказ от наследства от их лица, должен быть предварительно согласован с органами опеки и попечительства. Кроме того, недопустим отказ от обязательной доли в наследстве (п. 1 ст. 1158 ГК) или от части, причитающейся правопреемнику доли (п. 3 ст. 1158 ГК).

Итак, отечественное законодательство предусматривает два порядка вступления в права наследования – по завещанию и по закону. И если наследование по завещанию предполагает переход имущественных прав в соответствии с волей завещателя, то наследование по закону – исключительно волю самого закона. Отметим, что получение наследственного имущества по закону допускается лишь в случае, когда завещание отсутствует, оно признано судом недействительным или оно распространяется не на всю наследственную массу.

3 А݇КТУА݇Л݇ЬН݇ЫЕ݇ ПР݇О݇БЛ݇Е݇МЫ Н݇А݇С݇Л݇Е݇ДО݇В݇А݇Н݇И݇Я В݇ Н݇О݇ТА݇Р݇И݇А݇Л݇ЬН݇О݇Й И݇ С݇УДЕ݇БН݇О݇Й ПР݇А݇КТИКЕ

Как показывает апелляционная практика, в целом, дела, вытекающие из наследственных правоотношений, рассматриваются правильно. Вместе с тем, не обходится без ошибок, влекущих отмену судебных решений судов первой инстанции и, соответственно, принятие судом апелляционной инстанции новых, в том числе противоположных, решений.

Наиболее распространенными являются дела об оспаривании завещаний, связанные с установлением факта принятия наследства, восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, а также по искам кредиторов к наследникам должника-наследодателя [7, с.145].

Обратимся к примеру.

Решением Алапаевского городского суда были удовлетворены исковые требования А., установлен факт родственных отношений между ним и умершей З., в соответствии с которым они признаны двоюродными братом и сестрой, А. признан наследником третьей очереди по праву представления З. При этом суд первой инстанции исходил из наличия соответствующих оснований для их удовлетворения в соответствии с положениями ст.ст.264, 265 ГПК РФ [13], ст.1144 ГК РФ.

Отменяя данное решение, судебная коллегия исходила из того, что признание лица наследником не относится к способам защиты субъективного гражданского права в соответствии со ст.12 ГК РФ, так как единственным условием признания наследником применительно к положениям ст.ст.1142-1146 ГК РФ является установление факта родственных отношений.


Из материалов дела следует, что к нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти З. обратились А. и другие наследники.

В данном случае установление факта родственных отношений между истцом и наследодателем при наличии спора с иными лицами о праве на наследственное имущество и в отсутствии заявленных об этом требований само по себе не повлечет для истца юридических последствий в виде возникновения наследственных прав, как то предусмотрено ч.1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ [13], в связи с чем районному суду следовало в удовлетворении требований отказать.

Судебная коллегия приняла новое решение об отказе в удовлетворении требований об установлении факта родственных отношений и признании наследником, предварительно разъяснив, что отказ в удовлетворении требований об установлении факта родственных отношений по данному основанию в отсутствие требований искового характера не лишает истца возможности защитить нарушенные наследственные права иным способом, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, предъявив соответствующие исковые требования [3].

Определенные сложности возникают у судов при рассмотрении дел по заявлениям и искам об установлении фактов принятия наследства, признании наследника фактически принявшим наследство.

Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу [11].

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами [23, с.67]. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст.1154 ГК РФ.


В целях подтверждения фактического принятия наследства наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

Судебной коллегией было отменено решение Алапаевского городского суда об отказе в иске К. к Ф. и К. о признании наследника фактически принявшим наследство, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, признании частично недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, признании недействительными договоров дарения и купли-продажи.

Во-первых, дело судом апелляционной инстанции было рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку суд не определил круг лиц, подлежащих привлечению для участия в деле, и разрешил спор без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Р., являющейся наследником первой очереди после смерти своих родителей К. К. и А.

Во-вторых, было допущено нарушение норм материального права.

С учетом открытия наследства после смерти К. в 1984 году к спорным правоотношениям подлежали применению и положения действовавших на тот период ГК РСФСР 1964 года и разъяснений Постановления Пленума ВС СССР от 01.07.1966.

В силу положений ст. 533 ГК РСФСР предметы обычной домашней обстановки и обихода переходили к наследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем до его смерти не менее одного года, независимо от их очереди и наследственной доли.

По действовавшему на момент открытия наследства законодательству признавалось, что к вещам обычной домашней обстановки и обихода, как правило, относились мебель, постельные принадлежности, кухонная утварь и посуда, телевизоры, радиоприемники, книги и т.п.

Отказывая в удовлетворении иска о признании К. Б. принявшим наследство после смерти своего отца К. К., суд первой инстанции необоснованно признал предметами домашней обстановки, перешедшими к супруге умершего К. А., проживавшей совместно с наследодателем, пилу, пчелиные ульи, медогонку, запасные части к автомобилю.

Поскольку данное имущество наследодателя не относится к предметам обычной домашней обстановки и обихода по смыслу ст. 533 ГК РСФСР, а факт того, что в течение 6 месяцев после смерти своего отца истец К. Б. принял данные вещи в свое владение, нашел свое подтверждение, судебная коллегия пришла к выводу о том, что истцом в течение установленного срока были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.


При таких обстоятельствах судебная коллегия удовлетворила исковое требование К. Б. о признании его принявшим наследство после смерти отца и признала недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от 28.09.1984, выданное на имя К. А., в части права на ½ долю спорных жилого дома и земельного участка.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отказал в части требований о признании недействительными договоров дарения и купли-продажи указанного недвижимого имущества, признании права собственности в порядке наследования, но со ссылкой на п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 разъяснил, что для защиты нарушенного права истца законом предусмотрен иной способ, а именно обращение с иском о взыскании денежной компенсации своей доли в наследстве [34].В этом случае действительная стоимость наследственного имущества оценивается на момент его приобретения, то есть на день открытия наследства (ст.1105 ГК РФ).

В соответствии с п. 40 Постановления Пленума от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании» требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам [34]. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п. Кроме того, обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.

Так, удовлетворяя, исковые требования М. Л., И., В. к Ф. о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства по завещанию и завещательным распоряжениям, открывшегося после смерти Г., Алапаевский городской суд признал установленным и исходил из тех обстоятельств, что истцам стало достоверно известно об открытии наследства после смерти наследодателя с момента выдачи свидетельства о смерти 19.04.2013, и именно с этой даты у истцов возникла реальная возможность реализовать свои наследственные права. Полагая, что истцы совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии завещанного наследства, 10.06.2013 они обратились в Алапаевский городской суд Свердловской области с заявлением об установлении факта принятия наследства после смерти Г., умершей 29.04.2012, которое было удовлетворено, но впоследствии апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12.11.2013 решение отменено, в удовлетворении заявления М. Л., И., В. об установлении факта принятия наследства отказано. 27.11.2013 истцы обратились с настоящим иском о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства. Суд первой инстанции посчитал, что истцами представлены достаточные доказательства уважительности причин пропуска срока, установленного ст.1154 ГК РФ для принятия наследства по завещанию после смерти наследодателя, а также свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации истцами наследственных прав в установленный законом срок; обращение в суд наследников, пропустивших установленный срок принятия наследства, последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока.