Файл: Особенности политики мотивации персонала организаций (на примере бюджетного учреждения).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В современное время эффективная мотивация – это залог успешной работы не только в коммерческой сфере, но и бюджетной. Мотивация необходима для любого предприятия.
Мотивация – это процесс, побуждающий человека к действию для удовлетворения потребности.
Для правильного управления мотивацией работников руководитель должен понимать, из каких элементов состоит мотивация сотрудника, каким образом эти элементы взаимосвязаны между собой и какими инструментами следует пользоваться для повышения уровня мотивации.
Механизм мотивации – формирование отношений, которые определяют переход от потребностей работников, которое он имеет возможность реализовать при помощи ведения трудовой деятельности, к трудовому поведению.
Актуальность темы работы заключается в том, что в бюджетном учреждении, работа которого направлена не на получение прибыли, а на удовлетворение той или иной общественной потребности необходимо применять систему мотивации персонала, так как политика симулирования зачастую невозможна из-за жестких рамок финансирования таких учреждений.
Предмет исследования – политика мотивации персонала в бюджетном учреждении.
Целью работы является изучение особенностей политики мотивации персонала организаций бюджетной сферы.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность системы мотивации персонала;
- Рассмотреть современную политику мотивации персонала;
- Рассмотреть особенности применения механизмов мотивации персонала в бюджетном учреждении;
1. Сущность системы мотивации персонала
В любой организации существует, как система мотивации персонала, так и система стимулирования персонала. Прежде чем рассматривать эти две системы, нужно дать понятия мотивации, стимула и потребности, которые лежат в основе этих систем.
Мотивы – это побудительные причины действий и поведения человека, которые возникаю под влиянием его потребностей и интересов.
Мотивация человеческой деятельности влияет на удовлетворение потребностей людей, в свою очередь под потребностями понимаются внутренние побудители активности человека, которые порождают его поведение, направляют на поиск материальных и духовных благ.[9]
По классификации Г. Мюррея выделяются следующие потребности:
- Доминантность;
- Агрессия;
- Поиск дружеских связей;
- Отвержение других;
- Автономия;
- Пассивное поведение;
- Потребность в уважении и поддержке;
- Потребность движения;
- Потребность быть в центре внимания;
- Потребность игры;
- Эгоизм;
- Социальность;
- Потребность поиска покровителя;
- Потребность оказания помощи;
- Потребность избегания наказания;
- Потребность самозащиты;
- Потребность преодоления поражения, неудачи;
- Потребность избегания опасности;
- Потребность порядка;
- Потребность суждения.[5]
Все вышеперечисленные потребности являются основой для системы мотивации персонала.
Что же из себя представляют система мотивации персонала? (таб. 1)
Таблица 1 – Система мотивации персонала
Показатели |
Система мотивации персонала |
Особенности |
Желание работника удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность[1] |
Формы |
1)Положительная; 2)Отрицательная; 3)Внешняя; 4)Внутренняя; 5)Самомотивация; 6)Общекорпоративная; 7)Групповая; 8)Индивидуальная[3] |
Функции |
- управленческая [1] |
Факторы |
- чувство причастности к компании; - использование ценных навыков сотрудника; - учитывание идей и инициативы сотрудника; - ощущение достижения, получение результатов от проделанной работы, профессиональный рост; - признание достижений и результатов со стороны руководства и коллег; - изменение в статусе сотрудника[3] |
Таким образом, сущность системы мотивации заключается в том, что она направлена на развитие профессиональных и личностных способностей персонала и не зависит от финансов организации.
2. Современная политика мотивации персонала
Понятие мотивация становится все популярнее во многих организациях и учреждениях. Система мотивации персонала – это двигатель, который подталкивает человека двигаться к цели и который связан с внутренней и внешней средой. С мотивацией напрямую связанно производительность труда. В условиях рынка возрастает роль личности, в соответствии меняется соотношение потребности и стимулов.
Представим различные представления авторов на понятие «мотивация» в виде таблицы 2.
Таблица 2 – Определение понятия «мотивация»
Автор |
Определение |
Лукашевич В.В. |
Мотивация – это побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации [9]. |
Турчинов А.И. |
Мотивация – процесс побуждения человека при помощи внутри личностных и внешних факторов к определенной деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей [15]. |
Герчиков В.И. |
Мотивация выступает как основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы [7]. |
Экономическая энциклопедия |
Мотивация – побуждение человека к труду, являющееся результирующей системой внутренних побудительных элементов, таких как потребности, интересы, ценностные ориентиры, с одной стороны, с другой – отражаемые и фиксируемые сознанием человека факторы внешней среды, т.е. внешние стимулы, побуждающие к деятельности [19]. |
Федосеева В.Н. |
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных действий [24]. |
Основные задачи мотивации персонала представлены на рисунке 1 [16].
Рисунок 1 – Задачи мотивации персонала
Охарактеризуем основные задачи мотивации.
1) Привлечение персонала в организацию. Для достижения стратегических задач организация конкурирует на рынке труда за привлечением человеческих ресурсов. Система мотивации должна быть конкурентоспособной применительно к той категории работников, которой требуется организации (рис.1) [1].
2) Сохранение сотрудников в организации и обеспечение их лояльности. Если вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда, сотрудники могут начать покидать организацию. Чтобы избежать потери сотрудников руководители должны обеспечить конкурентоспособность мотивации. Главным фактором, влияющим на удержание работника в организации, является удовлетворенность его работой в этой организации. Каковы факторы удовлетворенности работой:
- содержание работы;
- профессия;
- оплата;
- возможность карьерного роста;
- руководство;
- сослуживцы;
- условия работы [11].
3) Стимулирование производительного поведения. Менеджеру необходимо заботиться о повышении результативности и эффективности деятельности сотрудников.
Очень важно увязать цели организации и задачи. Которые ставятся перед сотрудниками. Этого возможно достичь с помощью системы управления целями.
В первую очередь следует поощрять правильные действия сотрудника, которые направлены на достижение цели организации и отвечают требованиям качества. Сотрудник должен точно знать какими должны быть его правильные действия, и желательно должны быть закреплены в форме должностных обязанностей [24].
4) Контроль за издержками на рабочую силу. Хорошо продуманная система мотивации позволит организации контролировать и эффективно управлять затратами на рабочую силу [11].
5) Административная эффективность и простота. В любом случае, результативная и эффективная работа сотрудников, творчество, опыт, преданность философии организации должна подкрепляться реакцией со стороны организации, направленной на удовлетворение тех или иных мотивов сотрудников. Работа, не отвечающая этим требованиям, не должна поощряться, а в некоторых случаях должна наказываться [24].
Основные методы современной системы мотивации персонала, применяемые в организациях:
- продвижение по карьерной лестнице;
- похвала за плодотворную работу;
- проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников;
- предоставление места для парковки автомобиля;
- выпуск внутриорганизационного журнала с описанием результатов работы и размещением в ней фотографий сотрудников и информационных заметок о них;
- проведение корпоративных мероприятий и т.п.[2]
Чтобы понимать какие методы мотивации дадут наибольший эффект необходимо понимать, каким образом каждый работник демонстрирует себя по отношению к организации с этой целью проводя различные исследования, которые определяют следующие типы сотрудников:
- сотрудник-коллективист – член команды, его собственные интересы равны интересам компании в целом;
- сотрудник-индивидуалист – личные интересы не отождествлены интересам компании, нацелен, прежде всего, на экономическое стимулирование.[2]
Выбор наиболее действенной и результативной системы мотивации зависит от верного отнесения работника к тому или иному типу сотрудника. К сожалению, не существует единой мотивационной структуры для всех работников, поэтому важно грамотно распределить и учитывать индивидуальную полезность специалиста. При этом нужно понимать и учитывать, что ни теория управлением персонала, ни практика не даст однозначной картины. Тема мотивации персонала широко рассматривается как в научной литературе, так и в публицистической [9]. Известны попытки адаптировать традиционные классические теории к современности (Таблица 3)
Таблица 3 - Теории мотивации персонала
Теория |
Сущность |
Пирамида потребностей А.Маслоу |
Использование методов управления, учитывающих потребности работников |
Теория ERG (К. Алдерфер) |
Согласование целей организации с потребностями отдельных групп работников |
Теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда |
Развитие потребностей в достижении с помощью обучения |
Теория ожидания (В.Врум) |
Согласование способностей к обучению с профессиональными требованиями |
Модели Р.Кэмбелла, У.Портера, Е.Лоулера |
Укрепление уверенности в себе посредством обучения и обеспечение нормальными условиями и ресурсами для обучения |
Двухфакторная мотивационно–гигиеническая теория Ф. Герцберга |
Раскрытие нового содержания в традиционных профессиях и видах деятельности. Повышения качества рабочих мест и обогащение труда |
Теория постановки целей А. Локка |
Ясная и четкая постановка целей |
Теория справедливости С.Адамса |
Справедливость оценок и вознаграждений |
Теперь рассмотрим более подробнее теории мотивации.
- Теория пирамида потребностей Маслоу:
Американский психолог Абрахам Маслоу автор модели иерархии потребностей, представленная в виде пирамиды (рис. 2) [24].
Рисунок 2 – Пирамида потребностей А.Маслоу
2) Теория мотивации К. Алдерфера (ERG-теория)
Психолог из Йельского университета Клейтон Пол Алдерфер несколько переработал иерархию потребностей А.Маслоу, предложив выделить три основные группы потребности, вместо семи (Таблица 4)
Таблица 4 – Описание ERG-теории
E |
R |
G |
existence (экзистенциальные) |
relatedness (социальные) |
growth (развития) |
связаны с удовлетворением базовых потребностей. Эта группа совпадает с тем, что А.Маслоу обозначал как физиологические потребности и потребность в безопасности[24] |
связана с желанием устанавливать и поддерживать значимые межличностные связи. Эти потребности лежат в сфере взаимодействия с другими людьми и аналогичны потребностям в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений и внешнему компоненту потребности в уважении, то есть в уважении со стороны других людей по классификации А.Маслоу[24] |
это стремление к совершенствованию и росту личности. Здесь видны параллели с внутренним компонентом потребности в уважении (самоуважение) и с потребностью самоактуализации[24] |