Файл: Особенности политики мотивации персонала организаций (на примере бюджетного учреждения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современное время эффективная мотивация – это залог успешной работы не только в коммерческой сфере, но и бюджетной. Мотивация необходима для любого предприятия.

Мотивация – это процесс, побуждающий человека к действию для удовлетворения потребности.

Для правильного управления мотивацией работников руководитель должен понимать, из каких элементов состоит мотивация сотрудника, каким образом эти элементы взаимосвязаны между собой и какими инструментами следует пользоваться для повышения уровня мотивации.

Механизм мотивации – формирование отношений, которые определяют переход от потребностей работников, которое он имеет возможность реализовать при помощи ведения трудовой деятельности, к трудовому поведению.

Актуальность темы работы заключается в том, что в бюджетном учреждении, работа которого направлена не на получение прибыли, а на удовлетворение той или иной общественной потребности необходимо применять систему мотивации персонала, так как политика симулирования зачастую невозможна из-за жестких рамок финансирования таких учреждений.

Предмет исследования – политика мотивации персонала в бюджетном учреждении.

Целью работы является изучение особенностей политики мотивации персонала организаций бюджетной сферы.

Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность системы мотивации персонала;
  • Рассмотреть современную политику мотивации персонала;
  • Рассмотреть особенности применения механизмов мотивации персонала в бюджетном учреждении;

1. Сущность системы мотивации персонала

В любой организации существует, как система мотивации персонала, так и система стимулирования персонала. Прежде чем рассматривать эти две системы, нужно дать понятия мотивации, стимула и потребности, которые лежат в основе этих систем.

Мотивы – это побудительные причины действий и поведения человека, которые возникаю под влиянием его потребностей и интересов.

Мотивация человеческой деятельности влияет на удовлетворение потребностей людей, в свою очередь под потребностями понимаются внутренние побудители активности человека, которые порождают его поведение, направляют на поиск материальных и духовных благ.[9]


По классификации Г. Мюррея выделяются следующие потребности:

  1. Доминантность;
  2. Агрессия;
  3. Поиск дружеских связей;
  4. Отвержение других;
  5. Автономия;
  6. Пассивное поведение;
  7. Потребность в уважении и поддержке;
  8. Потребность движения;
  9. Потребность быть в центре внимания;
  10. Потребность игры;
  11. Эгоизм;
  12. Социальность;
  13. Потребность поиска покровителя;
  14. Потребность оказания помощи;
  15. Потребность избегания наказания;
  16. Потребность самозащиты;
  17. Потребность преодоления поражения, неудачи;
  18. Потребность избегания опасности;
  19. Потребность порядка;
  20. Потребность суждения.[5]

Все вышеперечисленные потребности являются основой для системы мотивации персонала.

Что же из себя представляют система мотивации персонала? (таб. 1)

Таблица 1 – Система мотивации персонала

Показатели

Система мотивации персонала

Особенности

Желание работника удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность[1]

Формы

1)Положительная;

2)Отрицательная;

3)Внешняя;

4)Внутренняя;

5)Самомотивация;

6)Общекорпоративная;

7)Групповая;

8)Индивидуальная[3]

Функции

- управленческая [1]

Факторы

- чувство причастности к компании;

- использование ценных навыков сотрудника;

- учитывание идей и инициативы сотрудника;

- ощущение достижения, получение результатов от проделанной работы, профессиональный рост;

- признание достижений и результатов со стороны руководства и коллег;

- изменение в статусе сотрудника[3]

Таким образом, сущность системы мотивации заключается в том, что она направлена на развитие профессиональных и личностных способностей персонала и не зависит от финансов организации.

2. Современная политика мотивации персонала

Понятие мотивация становится все популярнее во многих организациях и учреждениях. Система мотивации персонала – это двигатель, который подталкивает человека двигаться к цели и который связан с внутренней и внешней средой. С мотивацией напрямую связанно производительность труда. В условиях рынка возрастает роль личности, в соответствии меняется соотношение потребности и стимулов.


Представим различные представления авторов на понятие «мотивация» в виде таблицы 2.

Таблица 2 – Определение понятия «мотивация»

Автор

Определение

Лукашевич В.В.

Мотивация – это побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации [9].

Турчинов А.И.

Мотивация – процесс побуждения человека при помощи внутри личностных и внешних факторов к определенной деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей [15].

Герчиков В.И.

Мотивация выступает как основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы [7].

Экономическая энциклопедия

Мотивация – побуждение человека к труду, являющееся результирующей системой внутренних побудительных элементов, таких как потребности, интересы, ценностные ориентиры, с одной стороны, с другой – отражаемые и фиксируемые сознанием человека факторы внешней среды, т.е. внешние стимулы, побуждающие к деятельности [19].

Федосеева В.Н.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных действий [24].

Основные задачи мотивации персонала представлены на рисунке 1 [16].

Рисунок 1 – Задачи мотивации персонала

Охарактеризуем основные задачи мотивации.

1) Привлечение персонала в организацию. Для достижения стратегических задач организация конкурирует на рынке труда за привлечением человеческих ресурсов. Система мотивации должна быть конкурентоспособной применительно к той категории работников, которой требуется организации (рис.1) [1].

2) Сохранение сотрудников в организации и обеспечение их лояльности. Если вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда, сотрудники могут начать покидать организацию. Чтобы избежать потери сотрудников руководители должны обеспечить конкурентоспособность мотивации. Главным фактором, влияющим на удержание работника в организации, является удовлетворенность его работой в этой организации. Каковы факторы удовлетворенности работой:

  • содержание работы;
  • профессия;
  • оплата;
  • возможность карьерного роста;
  • руководство;
  • сослуживцы;
  • условия работы [11].

3) Стимулирование производительного поведения. Менеджеру необходимо заботиться о повышении результативности и эффективности деятельности сотрудников.

Очень важно увязать цели организации и задачи. Которые ставятся перед сотрудниками. Этого возможно достичь с помощью системы управления целями.

В первую очередь следует поощрять правильные действия сотрудника, которые направлены на достижение цели организации и отвечают требованиям качества. Сотрудник должен точно знать какими должны быть его правильные действия, и желательно должны быть закреплены в форме должностных обязанностей [24].

4) Контроль за издержками на рабочую силу. Хорошо продуманная система мотивации позволит организации контролировать и эффективно управлять затратами на рабочую силу [11].

5) Административная эффективность и простота. В любом случае, результативная и эффективная работа сотрудников, творчество, опыт, преданность философии организации должна подкрепляться реакцией со стороны организации, направленной на удовлетворение тех или иных мотивов сотрудников. Работа, не отвечающая этим требованиям, не должна поощряться, а в некоторых случаях должна наказываться [24].

Основные методы современной системы мотивации персонала, применяемые в организациях:

  1. продвижение по карьерной лестнице;
  2. похвала за плодотворную работу;
  3. проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников;
  4. предоставление места для парковки автомобиля;
  5. выпуск внутриорганизационного журнала с описанием результатов работы и размещением в ней фотографий сотрудников и информационных заметок о них;
  6. проведение корпоративных мероприятий и т.п.[2]

Чтобы понимать какие методы мотивации дадут наибольший эффект необходимо понимать, каким образом каждый работник демонстрирует себя по отношению к организации с этой целью проводя различные исследования, которые определяют следующие типы сотрудников:

  1. сотрудник-коллективист – член команды, его собственные интересы равны интересам компании в целом;
  2. сотрудник-индивидуалист – личные интересы не отождествлены интересам компании, нацелен, прежде всего, на экономическое стимулирование.[2]

Выбор наиболее действенной и результативной системы мотивации зависит от верного отнесения работника к тому или иному типу сотрудника. К сожалению, не существует единой мотивационной структуры для всех работников, поэтому важно грамотно распределить и учитывать индивидуальную полезность специалиста. При этом нужно понимать и учитывать, что ни теория управлением персонала, ни практика не даст однозначной картины. Тема мотивации персонала широко рассматривается как в научной литературе, так и в публицистической [9]. Известны попытки адаптировать традиционные классические теории к современности (Таблица 3)


Таблица 3 - Теории мотивации персонала

Теория

Сущность

Пирамида потребностей А.Маслоу

Использование методов управления, учитывающих потребности работников

Теория ERG (К. Алдерфер)

Согласование целей организации с потребностями отдельных групп работников

Теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда

Развитие потребностей в достижении с помощью обучения

Теория ожидания (В.Врум)

Согласование способностей к обучению с профессиональными требованиями

Модели Р.Кэмбелла, У.Портера, Е.Лоулера

Укрепление уверенности в себе посредством обучения и обеспечение нормальными условиями и ресурсами для обучения

Двухфакторная мотивационно–гигиеническая теория Ф. Герцберга

Раскрытие нового содержания в традиционных профессиях и видах деятельности. Повышения качества рабочих мест и обогащение труда

Теория постановки целей А. Локка

Ясная и четкая постановка целей

Теория справедливости С.Адамса

Справедливость оценок и вознаграждений

Теперь рассмотрим более подробнее теории мотивации.

  1. Теория пирамида потребностей Маслоу:

Американский психолог Абрахам Маслоу автор модели иерархии потребностей, представленная в виде пирамиды (рис. 2) [24].

Рисунок 2 – Пирамида потребностей А.Маслоу

2) Теория мотивации К. Алдерфера (ERG-теория)

Психолог из Йельского университета Клейтон Пол Алдерфер несколько переработал иерархию потребностей А.Маслоу, предложив выделить три основные группы потребности, вместо семи (Таблица 4)

Таблица 4 – Описание ERG-теории

E

R

G

existence (экзистенциальные)

relatedness (социальные)

growth

(развития)

связаны с удовлетворением базовых потребностей. Эта группа совпадает с тем, что А.Маслоу обозначал как физиологические потребности и потребность в безопасности[24]

связана с желанием устанавливать и поддерживать значимые межличностные связи. Эти потребности лежат в сфере взаимодействия с другими людьми и аналогичны потребностям в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений и внешнему компоненту потребности в уважении, то есть в уважении со стороны других людей по классификации А.Маслоу[24]

это стремление к совершенствованию и росту личности. Здесь видны параллели с внутренним компонентом потребности в уважении (самоуважение) и с потребностью самоактуализации[24]