Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным Е. Асбйорн в предмет предпринимательского права входят общественные связи трех видов (п. 1, 2 ст.2 ГК РФ).[15]

1. Во-первых, предпринимательские связи (п. 1 ст. 2 ГК РФ), под которыми понимаются общественные связи, возникающие по поводу принадлежности материальных определенным лицам либо по поводу перехода материальных благ от одних лиц к другим лицам. Необходимо отметить, что термин «имущество» в гражданском праве понимается широко. Под имуществом понимаются не только вещи, то есть предметы материального мира, но и предпринимательские права, которые относятся к иным материальным благам. Предпринимательские связи, регулируемые гражданским правом, в свою очередь, традиционно подразделяются на два вида. К первому виду относятся вещные связи, то есть общественные связи, возникающие по поводу принадлежности материальных благ определенным лицам. В качестве примера вещного правосвязи можно привести связи, возникающие по поводу осуществления права собственности на объекты материального мира. Так, собственник вещи, будучи первым субъектом вещного правосвязи, приобретает совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему имуществом. На второго субъекта вещного правосвязи, которым является неопределенный круг лиц, противостоящий собственнику, возлагается ряд обязанностей, в том числе обязанность не нарушать субъективное право собственности первого участника правосвязи. Необходимо отметить, что правосвязям и собственности вещные связи не исчерпываются. Российскому гражданскому праву известны также вещные правосвязи, складывающиеся по поводу ограниченных вещных прав. Вещные правосвязи в науке предпринимательского права называют также связям и статики, поскольку на обязанном лице в таких правосвязи х лежат обязанности пассивного типа (например, не препятствовать собственнику в осуществлении его правомочий).[16]

Ко второму виду предпринимательских связей, входящих в предмет гражданско-правового регулирования, относятся обязательственные правосвязи, то есть общественные связи, складывающиеся по поводу перехода материальных благ от одних лиц к другим лицам. Примером обязательственных связей являются правосвязи, складывающиеся между конкретными лицами по поводу заключения и исполнения гражданско-правовых договоров (купли-продажи, мены, дарения, аренды и т.п.).

Однако следует иметь в виду, что обязательственные правосвязи могут возникать и при отсутствии договорных связей между субъектами, например, из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лица возникают, так называемые, деликтные обязательства, которые также относятся к категории обязательственных правосвязей. В науке предпринимательского права обязательственные связи именуются связям и динамики, поскольку на субъектах таких правосвязей лежат обязанности, как правило, активного типа.


Во-вторых, в предмет предпринимательского права входят личные непредпринимательские связи, связанные с предпринимательским и (п.1 ст.2 ГК РФ). Под ними понимаются связи нематериального характера, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Особенности данной группы социальных связей определяются нематериальной природой их объектов, представляющих собой идеи, образы, символы, выраженные в какой-либо материальной форме. Тем не менее, данные объекты могут использоваться как товары, а складывающиеся по поводу такого их использования связи приобретают товарную форму, становятся предпринимательским и. Некоторые из них, например промышленные образцы или средства оформления индивидуализации товаров или их производителей, вообще не могут существовать вне товарного оборота. В этом и заключается взаимосвязь рассматриваемых непредпринимательских связей с предпринимательскими.[17]

В-третьих, к предмету гражданско-правового регулирования относятся общественные связи, складывающиеся по поводу защиты неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ. Согласно п. 2 ст. 2 ГК неотчуждаемые права и свободы граждан, другие нематериальные блага граждан защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Примерный перечень нематериальных благ содержится в ст. 150 ГК. В его основе лежат положения, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Речь идет о таких нематериальных благах, как жизнь и здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя, неприкосновенность частной жизни и т.д. По поводу названных объектов складываются личные непредпринимательские связи, ибо они вообще не имеют экономического содержания. Данные блага неотделимы от личности и не могут ни передаваться другим лицам, ни прекращаться по каким-либо основаниям. Но в то же время предпринимательское право защищает такого рода нематериальные блага присущими ему средствами, например, предоставляя их обладателям возможности предъявления судебных исков об опровержении порочащих сведений, компенсации морального вреда и др.[18]

В заключение необходимо отметить, что в соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательское законодательство регулирует связи между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В период разработки Предпринимательского кодекса РФ активно обсуждалась идея создания самостоятельного Предпринимательского кодекса РФ. Однако впоследствии от этой идеи законодатель отказался и в настоящее время Гражданский кодекс РФ включает в свой состав ряд специальных норм, рассчитанных на применение исключительно к связям с участием предпринимателей. К ним, в частности, относятся правила о правовом статусе предпринимателей, в том числе юридических лиц, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности.


2.2. Особенность предмета предпринимательского права

Предметом предпринимательского права, как и любой другой отрасли права, является специфический круг общественных отношений, которые возникают в процессе или в связи с осуществлением предпринимательской деятельности ее субъектами - носителями взаимосвязанных прав и обязанностей, предусмотренных и обеспеченных законом.

Несмотря на то, что предпринимательское право фактически образовалось на базе гражданского и административного права, правоотношения, является его предметом, в процессе развития приобретают все более специфические черты. Как отмечают некоторые авторы, хозяйственные (предпринимательские) отношения по своему содержанию и порядком регулирования существенно отличаются от гражданско-правовых. Они не просто имущественными, а организационно-имущественными.

По данным Г.О. Петрова теории обычно ставится вопрос о соотношении предпринимательского права со смежными отраслями хозяйственного и коммерческого права. Разница заключается в объемах отношений, составляющих их предмет правового регулирования.[19]

Предметом правового регулирования предпринимательской права является предпринимательская деятельность, в соответствии со ст. 42 ГК определяется как самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. То есть, она является специфическим видом хозяйственной деятельности, осуществляемой от имени предпринимателя, в его имущественную ответственность, по его страх и риск и имеет целью получение прибыли.

В предпринимательской деятельности, в частности, видят черты деятельности особого творчески поискового, новаторского характера, при которой обрабатываются новые сферы выгодного вложения ресурсов, идеи новых комбинаций в производстве, освоение новых рынков, создание новых продуктов и способов достижения цели.

Расширение предпринимательской деятельности и активное сотрудничество значительного количества юридических и физических лиц разных форм собственности требует ускорения развития предпринимательского права и обобщения уже приобретенных как теоретических, так и практических результатов. Неотъемлемой составляющей этого процесса является и разработка механизма постепенной гармонизации отечественного предпринимательского права в соответствии с международными требованиями, в том числе законодательства стран ЕС. Но на первом этапе этой работы отечественная законодательная база нуждается в существенном совершенствовании, устранение противоречивости, обеспечение стабильности принятых норм, особенно налогового законодательства, и создание тем самым более благоприятных условий для развития бизнеса вообще и частного частности.


По уровню (предметом) правового регулирования соответствующих отношений предпринимательское право делится на публичное и частное право. Публичное предпринимательское право регулирует вопросы организации государственных учреждений и их отношения с отдельными лицами, в том числе - субъектами предпринимательской деятельности. Публичными, например, являются отношения, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности, сертификацией и стандартизацией продукции (работ, услуг), осуществлением государственного контроля за соблюдением указанных требований.

Личное предпринимательское право регулирует отношения между отдельными лицами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Например, заключение между учредителями хозяйственного общества учредительного договора является проявлением частно-правовых отношений между ними, поскольку зависит от воли его сторон и, соответственно, не зависит от воли государственных органов.

С вопросом о предмете предпринимательского права тесно связан вопрос о его методе, то есть способ воздействия на соответствующие отношения.[20]

Метод предпринимательского права обусловлен спецификой методов тех отраслей, нормы которых входят в состав этой отрасли. Например, имущественные отношения, складывающиеся в процессе занятия предпринимательской деятельностью, регулируются нормами различных отраслей права; соответственно и методы регулирования в любом случае разные. А именно:

- метод властных предписаний - при плановом распределении материалов и средств, преобладало при административно-командной управлении государственным сектором (административное право);

- метод запрета под угрозой наказания - при преступных посягательствах на собственность (уголовное право);

- метод договора - при непосредственном осуществлении предпринимательской деятельности ее субъектами, вступающих в имущественные правоотношения как равноправные стороны (гражданское право);

- метод равноправия - при регулировании имущественных отношений между супругами, возникающих в случае раздела имущества субъекта предпринимательской деятельности, основанного на базе общего имущества супругов (семейное право) и др.

В общем методом предпринимательского права являются, в основном, разрешительный метод (для субъектов предпринимательской деятельности - "разрешено все, что не запрещено законом", для публичных органов власти - "разрешено то, что установлено законом»).


По данным О.А. Красавчикова критерием разделения предпринимательского права на публичное и частное может быть и метод правового регулирования. Публичным считается право, если в случае нарушения интересов субъекта предпринимательской деятельности правовую защиту предоставляется по требованию лица, представляющего государство, независимо от воли потерпевшего. Например, органы прокуратуры в силу полномочий, предоставленных им действующим законодательством, могут обратиться в хозяйственный суд с заявлением о защите интересов государства, даже если конкретное лицо (например, государственное предприятие, учреждение, организация) и не обращалась с соответствующей просьбой. Частным есть право в случае, если правовая защита предоставляется по требованию отдельного лица, чье право нарушено (если предприятие или организация обращается в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов самостоятельно).[21]

С вопросом о предмете предпринимательского права тесно связан вопрос о его методе, то есть способ воздействия на соответствующие отношения. Метод предпринимательского права обусловлен спецификой методов тех отраслей, нормы которых входят в состав этой отрасли. Например, имущественные отношения, складывающиеся в процессе занятия предпринимательской деятельностью, регулируются нормами различных отраслей права; соответственно и методы регулирования в любом случае разные.

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль права, не является совокупностью норм, регулирующих отношения определенного вида. Все нормы взаимосвязаны и формируют систему с более или менее четкой внутренней структурой и внутренним разделением. Однако, как справедливо отмечается в юридической литературе, учитывая продолжающийся процесс становления предпринимательского права, выделения из него самостоятельных дисциплин (биржевого, инвестиционного права и т.д.), говорить о его специализации и четкую систему крайне трудно. В рамках отрасли предпринимательского права выделяются правовые институты - совокупность норм права меньшего объема, регулирующих родственные отношения в пределах той группы общественных отношений, которые составляют предмет отрасли, то есть отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Например, институтами предпринимательского права являются институты договорного права, права промышленной собственности, защиты экономической конкуренции, институт регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности и др. Совокупность институтов, в свою очередь, позволяет выделить в пределах области предпринимательского права Общую и Особенную части. Вышесказанное позволяет определить предпринимательское право как систему общеобязательных норм (правил), регулирующих отношения в сфере занятия предпринимательской деятельностью, устанавливаются и охраняются государством.[22]