Файл: Субъекты малого предпринимательства (общественные отношения в сфере субъектов малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема настоящего исследования «Субъекты малого предпринимательства».

Актуальность темы исследовании, объясняется тем, что влияние малого предпринимательства на развитие экономики страны огромно. Опыт развитых стран показывает, что малые предприятия способны играть важную роль в развитии экономики и обеспечении занятости населения. Небольшие компании способны быстрее адаптироваться к меняющимся условиям деятельности, реагировать на динамику рыночной конъюнктуры. Сектор малой экономики обеспечивает экономической системе гибкость и маневренность, необходимые для функционирования в динамично меняющихся условиях рыночной экономики, позволяет ей скорее восстановиться после кризисов.

Малый бизнес способен быстрее и точнее выявить динамику потребительских предпочтений, перестроить производство в связи с изменениями на рынке, учесть и удовлетворить запросы небольших групп населения. Создавая рабочие места, он способствует оздоровлению рынка труда.

Предметом исследования является понятие и принципы исполнения обязательств, действующее российское законодательство и правоприменительная практика по вопросу субъектов малого предпринимательства.

В российской экономической системе роль малого и среднего бизнеса не столь существенна, если говорить о подобных показателях, однако, важность развития этого направления, в том числе за счет программ государственной поддержки, не отрицается уже никем. Обсуждение проблем развития малого и среднего бизнеса, как фундаментального и необходимого элемента социально-экономической системы страны, происходит на самом высоком уровне. 

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в сфере субъектов малого предпринимательства.

Основная цель исследования - комплексное и всестороннее исследование исполнение субъектов малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Определить понятие и значение малого предпринимательства.
  2. Проанализировать правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации.
  3. Рассмотреть контроль в отношении субъектов малого предпринимательства: мониторинг правоприменения.
  4. Определить проблемы антимонопольного регулирования малого бизнеса.
  5. Законодательную основу исследования составляют: положения Конституции РФ, отечественного гражданского, гражданско-процессуального, законодательства, федеральных законов РФ, указов Президента РФ, материалы судебной практики, относящиеся к теме исследования.

Научные труды и публикации таких специалистов и ученых как В.А. Вайпан, А.Г. Демиевой, И.С. Шиткина и др., а также общей теории права и сравнительного правоведения составляют теоретическую основу исследования.

В нашем исследовании мы изучим законодательство и научную литературу за последние пять лет.

В ходе нашего исследования были использованы такие общенаучные методы как анализ, синтез, обобщение, сравнение, а также системный методы. Кроме общенаучных методов были использованы частные методы исследования – конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, толкования и конкретизации.

Значимость проведенного исследования с практической точки зрения состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в правотворческой деятельности, при подготовке учебно – методической литературы, а также в практике правоприменения.

Глава 1. Общие положения о субъектах малого предпринимательства

1.1Понятие и значение малого предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к средним и микропредприятиям.

Кроме крупного бизнеса существует и малый бизнес. Многие авторы используют термин «малый бизнес», под которым в широком смысле понимают совокупность самой активной части юридических и физических лиц, не объединенных в монополистические структуры[1]. Тогда как в узком смысле под этим термином понимается частное предприятие, основанное на предпринимательской идее, обладающее достаточно высоким риском, созданное с целью получения прибыли[2].

Существует и часто используется термин «малое предпринимательство», и им достаточно часто заменяют понятие «малый бизнес», т. к. на сегодняшний день серьезного разграничения этих понятий нет, и считается, что отличие между этими терминами состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство»[3].


Это юридический термин и употребляется в основном в нормативных актах, а «малый бизнес» - это экономический термин и используется в основном в увязке с экономическим развитием региона или государства. Но на наш взгляд, «бизнес» и «предпринимательство» - это не тождественные понятия. И основное их отличие заключается, в том, что само понятие «бизнес» подразумевает, в первую очередь, доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих как раз понятию «предпринимательство». А что касается «малого бизнеса», то здесь проявляется еще и отсутствие стремления «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя.

Употребление формулировки «бизнес», как и «малый бизнес» подразумевает также предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, не учитывая соблюдение всех норм и правил действующего законодательства конкретного государства. То есть понятие «бизнес» включает в себя любую предпринимательскую деятельность, которая приносит прибыль. Таким образом, к бизнесу можно отнести и незаконную с точки зрения государства деятельность, поэтому термин «бизнес» неправомерно использовать при характеристике активной хозяйственной деятельности законопослушных субъектов хозяйствования и ее значения для развития экономики и государства в целом.

Более правильным и емким понятием является понятие «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, а также выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую социальную, экологическую составляющую хозяйственной деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства.

Под «малым предпринимательством» понимается не только целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, связанная с повышенным риском, основанная на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, но и обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству.


Поскольку термин «малое предпринимательство» более полно отражает сущность, цели и функции самого термина «предпринимательство», а также это понятие ближе по содержанию, целям и функциям к термину «малому инновационное предпринимательство», далее будем использовать термин «предпринимательство».

С экономической точки зрения «малое предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которые играют очень важную роль в решении определенных экономических задач и выполняют в экономике существенные функции, и поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки.

Социальный подход к понятию «малое предпринимательство» характеризует его так: малые предприятия, которые выполняют в обществе и экономике определенные функции, которые признаются особо существенными с социальной точки зрения, и играют очень важную роль в решении определенных социальных проблем государства.

Социальная значимость малого предпринимательства может рассматриваться с двух позиций: с точки зрения значения для экономического развития государства (увеличение числа налогоплательщиков и повышения уровня стабильности) и с точки зрения общественного развития (снижение уровня безработицы и снижение уровня преступности).

Значение малого предпринимательства с экологической точки зрения определяется используемыми источниками местного сырья, его близостью к потребителю, влиянием малого предпринимательства на свое непосредственное окружение, небольшими финансовыми возможностями платить штрафы за несоблюдение экологических норм. С экологической точки зрения малое предпринимательство можно охарактеризовать так: малые предприятия, использующие инновационные технологии, которые позволяют не загрязнять окружающую среду, перерабатывать отходы или внедрять безотходные технологии.

Экологическая значимость малого предпринимательства может также рассматриваться с точки зрения значения для экономического развития государства (снижение себестоимости и рост прибыли - рост налогооблагаемой базы) и с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и улучшение экологической обстановки в регионе).

Роль и значение малого предпринимательства с точки зрения формирования стратегии заключается в том, что именно формирование так называемого «класса» малых предприятий или, если их можно так назвать, «связующей прослойки» между потребителями и крупными предприятиями в виде малых предприятий, является фундаментом или основой экономического развития государства, как это показывает опыт развития ведущих стран мира - США и Западной Европы.


Стратегию развития малого предпринимательства также можно рассматривать с двух позиций: с точки зрения значения для экономического развития государства (предпринимательская деятельность - источник средств к существованию, прибыль направляется на личное потребление и для государства только повышает уровень стабильности; укрупнение и развитие предприятия увеличивает прибыль и налогооблагаемую базу) и с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы)[4].

Как мы видим, в вопросе об отнесении предприятий и соответствующего вида предпринимательства к малому на сегодняшний день существуют различные точки зрения. Мы предлагаем свою трактовку понятия «малое предпринимательство», которая кроме численности работников, должна включать критерии социальной, экологической и стратегической значимости, а также экономической необходимости стать связующим звеном между крупными и средними предприятиями и потребителем (т.е. оно должно заполнить те хозяйственные ниши, которые крупные и средние предприятия по экономическим соображениям не в состоянии занять).

Итак, под «малым предпринимательством» будем понимать не только целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую экономическую, социальную, экологическую и стратегическую составляющие данной хозяйственной деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства, но и стремление «малого предпринимательства» как экономической необходимости стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя, в соответствии с предлагаемыми критериями.

К критериям отнесения предпринимательства или предприятия к малому кроме численности работников стоит отнести: цели предпринимательской деятельности, т.е. социальную и экологическую значимость предпринимательства для государства и общества. Критерии отнесения предпринимательства или предприятия к малому должны определяться целями малого предпринимательства. Система целей должна соответствовать интересам региона, государства и общества в целом и самих малых предприятий. Формирование именно системы целей обусловлено вероятностью конфликта интересов региона, малых предприятий государства и общества в целом и необходимостью их согласования.