Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Система отечественного права состоит из отраслей; в качестве критериев разграничения актов права на подотрасли принято считать предмет и метод правового регулирования. С помощью указанных критериев обосновывается и выделение предпринимательского права как самостоятельной подотрасли в системе права, а также выявляются его отраслевые особенности.

Приступая к изучению любого предмета, мы, прежде всего, задаемся вопросом: а что это такое? То же относится и к гражданскому праву - мы обязаны поставить вопрос: что есть предпринимательское право?

Сам термин «предпринимательское право» возник очень давно. Он известен в как производное гражданского права, которое со времен Древнего Рима и происходит от латинского выражения jus civile - «право цивильное», под которым понималось право римских граждан. Впоследствии этот термин получил всеобщее распространение. Он употребляется во всех системах права, хотя его содержание в определенной мере меняется с изменением экономических, политических и культурных условий жизни того или иного общества.

В современном российском праве термин «предпринимательское право» многозначен. Под ним понимают, в частности:

а) отрасль права как обусловленную совокупность правовых норм;

б) науку как систему знаний, идей, представлений о гражданско-правовых явлениях;

в) учебную дисциплину.

Для того чтобы провести различие между отраслями права, необходимо выяснить два основных вопроса: какие именно связи регулирует отрасль права - т.е. каков предмет правового регулирования, и как оно их регулирует - т.е. какие наиболее общие правовые приемы использует, или в чем заключается метод правового регулирования.

Предмет предпринимательского права составляют связи, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ). В круг таких связей гражданский кодекс прямо включил предпринимательские связи, а также связанные с ними личные непредпринимательские связи.

Степень разработанности курсового проекта. Предмет предпринимательского права обладает чрезвычайной важностью для актов цивилистики Российской Федерации, подтверждается данный тезис тем, что вопрос о предмете раскрывается во всех учебниках по гражданскому праву наравне с принципами дисциплины. Также масштабность самой темы просматривается посредством того, что предмет предпринимательского права затрагивает всю структуру субъектов, объектов и содержание правосвязей как материального, так и нематериального характера.


Объект работы – общественные связи являющиеся содержанием предмета предпринимательского права, регулируемые преимущественно частноправовыми нормами.

Предмет работы – аналитические статьи и различные доктринальные подходы, подвергающие исследованию и характеристике предмет предпринимательского права Российской Федерации.

Цель курсовой работы – изучить в объективном ключе правовую природу предмета предпринимательского права с точки зрения общих и специальных начал.

Перечень задач, посредством которых реализуется процесс исследования:

- понятие предмета предпринимательского права

- содержание предмета предпринимательского права

- правосвязи предмета предпринимательского права

- сравнительно-правовой анализ предмета предпринимательского права социалистического и современного российского.

- заключение.

Гипотеза - определить структурные особенности предпринимательской правосвязи и выявить круг тех социальных связей, которые обусловливают необходимость использования к ним метода гражданско-правового регулирования, - значит вместе с тем дать предметное определение предпринимательского права как одной из отраслей единой системы отечественного социалистического права.

Значимость результатов проявляется в структурном анализе предмета предпринимательского права с учетом его поэтапного исторического изменения, в том числе и в плоскости содержания.

Методология работы:

- метод частноправового регулирования

- метод юридического равенства сторон

- метод автономии воли

- диалектический метод

- метод сравнительного правоведения.

Теоретическая база представлена работами – М.М. Агаркова, Д.М. Генкина, С.Ф. Кечекьяна, О.А. Красавчикова.

Правовая база – международные договоры, Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство.

Структура работы – введение, две тематические главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.

1. Теоретическая составляющая предмета предпринимательского права


1.1. Значимость предмета предпринимательского права

Наука предпринимательского права - это система знаний о предпринимательском праве. В дореволюционной России развивалось международное и частное торговое право, которое определялось как совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом.

Наука предпринимательского права, с точки зрения М.М. Агаркова усваивает отечественное предпринимательское право как обусловленную совокупность актов (правил) поведения, установленных или санкционированных нашим государством. Однако предмет науки предпринимательского права не исчерпывается лишь нормами одноименной подотрасли. Если наука будет исследовать только акты права как таковые, вне связи с деятельностью по их реализации, не будет изучать те общественные связи, которые регулируются данными нормами (и ряд иных явлений), то она может пойти по пути догматического истолкования отечественного предпринимательского права. Она не сможет объяснить, почему эти акты появились, насколько они корреспондируют регулируемым социальным связям, насколько практика их использования отвечает требованиям закона, по каким основаниям возникают, изменяются и прекращаются предпринимательские правосвязи.[1]

Наука отечественного предпринимательского права постигает не только акты данной подотрасли права, но и целый комплекс иных (материальных и юридических) явлений и связей. К этому комплексу, прежде всего, относятся те социального характера общественные связи, которые регулируются нормами отечественного предпринимательского права. При этом, конечно, следует иметь в виду, что наука предпринимательского права усваивает названные социальные связи не сами по себе как таковые, а с точки зрения их определяющей роли применительно к содержанию правового регулирования и соответствия последнего указанным связям. Так, например, одним из элементов предмета гражданско-правового регулирования являются предпринимательские связи. Эта разновидность экономических связей, как и вся совокупность этих связей в нашем обществе, изучается экономической наукой. Наука предпринимательского права берет как исходные данные достижения экономической науки и в то же время рассматривает предпринимательские связи под своим специфическим углом зрения (их определяющая роль применительно к содержанию правового регулирования, соответствие актов предпринимательского права предпринимательским связям и потребностям их общественного развития и т. д.).[2]


Кроме актов предпринимательского права и управляемых данной отраслью социальных связей наука предпринимательского права усваивает также предпринимательские правосвязи, которые представляют собой правовую форму управляемых правом социальных связей. В силу этого она исследует также и те юридические факты, на основании которых происходит возникновение, изменение и прекращение гражданско-правовых связей.[3]

Наконец, необходимо указать еще на один элемент предмета познавательной деятельности российской предпринимательской науки. Речь идет об опыте использования предпринимательского закона нашими государственными (судебными, прокурорскими, административными и некоторыми иными) органами. Необходимость тщательного изучения практики использования актов отечественного предпринимательского права определяется тем, что именно практика наиболее остро обнаруживает недостатки того или другого закона, его устарелость или несоответствие регулируемым правом социальным связям и потребностям социалистического развития.

Таким образом, предмет познавательной деятельности науки отечественного предпринимательского права складывается из следующих пяти элементов:

а) акты отечественного предпринимательского права (как продолжение актов лидера частноправового регулирования ГК РФ);

б) регулируемые данными нормами общественные связи (основывающиеся на диспозитивном методе регулирования);

в) предпринимательские правосвязи (правоотношения коммерческого типа между субъектами предпринимательской инициативы);

г) юридические факты:

д) опыт использования отечественного предпринимательского закона (теория и практика предпринимательской деятельности, а также акты судебной системы).[4]

Е.А. Суханов указывает, что регулирование предпринимательских и личных непредпринимательских связей, составляющих предмет предпринимательского права (предпринимательского законодательства), выражается в том, что акты предпринимательского права определяют, в чем может и должно проявляться поведение участников этих связей. Следуя нормам предпринимательского права, участники названных связей соответственно в них и действуют. Иначе говоря, акты права (законодательства) еще до возникновения предпринимательских и личных непредпринимательских связей, составляющих их предмет регулирования, предусматривают возможное и должное поведение между будущими участниками данных связей, могущих возникнуть при обстоятельствах, указанных в нормах права (законодательства).[5]


Но это предусмотренное нормами права (законодательством) возможное и должное поведение будущих участников предпринимательских и личных непредпринимательских связей само по себе не является правоотношением. Это только модель будущего правосвязи. При возникновении же фактических предпринимательских и личных непредпринимательских связей в связи с интересами и потребностями их участников, но при обстоятельствах, указанных в нормах права (законодательстве), предусмотренное нормами права (законодательством) возможное и должное поведение участников данных фактических связей становится элементами самих этих связей.

Важно при этом подчеркнуть и то, что предусмотренное нормами права (законодательством) возможное и должное поведение может совпадать с индивидуальным представлением участников фактических предпринимательских и личных непредпринимательских связей о возможном и должном поведении, а может и не совпадать. Однако правовыми эти связи считаются только в случаях соответствия их кормам права (законодательству) или общему смыслу права (законодательства).

Следовательно, предпринимательское правоотношение - это входящие в предмет предпринимательского права (предпринимательского законодательства) предпринимательские или личные непредпринимательские связи, возможное и должное поведение участников которого отвечает требованиям действующих актов предпринимательского права (предпринимательского законодательства).

Из сказанного должен быть сделан и такой вывод. Из признания существования гражданских правосвязей как следствия урегулированности связей, составляющих предмет предпринимательского права (предпринимательского законодательства) отнюдь не следует, что в результате своего урегулирования последние исчезают и свою значимость со стороны государства их волевая форма приобретает лишь в случаях соответствия ее закону. При этом предпринимательские связи как экономические (производственные) по своему содержанию, разумеется, не утрачивают своей объективной (материальной, в большей степени предметной) сущности.[6]

1.2 Содержание предмета предпринимательского права

1. К сфере гражданско-правового регулирования относят, прежде всего, предпринимательские связи, под которыми понимаются такие связи, которые возникают по поводу имущества. Под «имуществом» законодательство понимает различного рода материальные блага, прежде всего, вещи. Этот же термин по данным Л.Л. Чантурия используется для обозначения не только вещей, но вместе с ними и прав на вещи, а также прав и обязанностей одновременно (ст. 128, 132 ГК РФ). К предпринимательским связям относятся и такие связи, которые связаны с выполнением работ и оказанием услуг. Общее свойство предпринимательских связей, входящих в предмет предпринимательского права, определяется по-разному. Их характеристика как товарно-денежных связей делает затруднительным отнесение к предмету предпринимательского права связей по обмену товаров, так как при этом в качестве эквивалента выступают не деньги, а другой товар. Определение общего свойства тем, что предпринимательские связи, регулируемые гражданским правом, носят эквивалентно-возмездный характер, не согласуется с отнесением к предмету предпринимательского права связей, возникающих из безвозмездных сделок, например дарения. Представляется наиболее верным мнение Н.Д. Егорова о том, что «предпринимательские связи, входящие в предмет предпринимательского права, правильнее именовать как имущественно-стоимостные связи ». При таком подходе в состав связей, управляемых гражданским правом, входят имущественно-стоимостные связи, в том числе эквивалентно-возмездные, товарно-денежные, а также имущественно-стоимостные связи безвозмездного характера.[7]