Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая политика как базис налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5)  недостаточный уровень налогового контроля юридических лиц, что приводит к увеличению доли теневой экономики в государстве. На сегодняшний день у органов налогового контроля нет возможности провести анализ доходов юридических лиц исходя из их расходов, а также производить серьезную проверку движения капитала указанных лиц.

6)  неравномерность распределения налогов между плательщиками. Как считает Лабузова В.А., чрезмерный налоговый гнет возложен на физических лиц, так как большинство налогов, предусмотренных НК РФ, уплачивают именно они[8]. Это, как считают некоторые ученные, нарушает принцип справедливости налогообложения по признаку субъекта налогообложения. К тому, же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, (т.е. физ. лиц и мелких предпринимателей) тогда как основная часть (крупные и средние предприниматели – юридические лица) уходит от оплаты налогов и сборов как на законных, так и на незаконном основании.

7)  единая ставка налога на физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы ставок налогообложения, как считает Швецов Ю. Г., противоречит здравому смыслу. «Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. Нарушается один из важнейших принципов – справедливость налогообложения» [9]. В Государственную Думу РФ не раз поступали законопроекты вводящие прогрессивную шкалу налогообложения. Однако депутатами Государственной Думы, обосновывая это тем, что введение прогрессивного налога толкнет большое число граждан на уклонение от налогов, не эти проекты были отклонены.

Таким образом, можно констатировать, что на данный момент российская налоговая система переживает кризис, который, несомненно, влияет как на экономику страны, так и на функционирование государства в целом. В связи с этим, для решения указанных выше проблем, считаю необходимым:

1)  обеспечение стабильности системы налогообложения путем проведения постепенных налоговых реформ. Изменение налогового законодательства должно быть комплексным и своевременным, все предусмотренные в системе налогов и сборов и налоговой системе механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.

2)  увеличение отчислений от налогов регионального и местного уровней, поступающих в соответствующие бюджеты, а также расширение списка региональных и местных налогов. Это поможет увеличить долю налогов в формировании бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, что в последующем уменьшит давление на федеральный бюджет РФ, а также повысит экономическую независимость указанных субъектов.


3)  значительное увеличение количества налогов, взимаемых на местном уровне и поступающих в бюджеты муниципальных образований, путем внесения соответствующих изменений в НК РФ. Кроме того, необходимо дать органам местного самоуправления реальную возможность самостоятельного регулирования местного налогообложения, формирования доходов местного бюджета, а также передать функции по администрированию данных видов налогов. Данные меры помогут не только развить инициативу и самостоятельность органов местного самоуправления, но и обеспечит стабильность формирования объемов доходов местного бюджета.

4)  постепенное уменьшение количества косвенных налогов и переход государства на обложение налогоплательщиков только прямыми налогами. Большинство развитых стран ориентируется на прямые налоги. Доля косвенных налогов в этих государствах составляет 10–15% от всех видов налогообложения. Данная мера поможет не только упростить налоговую систему РФ, но и решит проблему чрезмерного налогообложения физических лиц. Так как в большинстве случаем конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель – физическое лицо.

5)  усиление контроля над финансовыми операциями юридических лиц, путем предоставления налоговым органам полномочий на проведение анализа доходов как физических, так и юридических лиц, исходя из их расходов. На примере таких государств как Франция, можно создать способ исчисления реального дохода юридических лиц, когда, при несогласии с результатами расчетов контролирующего налогового органа, юридическое лицо должно будет доказать их неправильность путем раскрытия источников своей прибыли.

6)  введение пропорциональной ставки налогообложения. Данная мера поможет уйти от того серьезного расслоения общества, которое сейчас существует в нашей стране. Кроме того, это будет способствовать увеличению денежных поступлений как в федеральный, так и в региональные бюджеты страны. Несомненно, нельзя исключать риск повышения числа граждан, уклоняющихся от налогов при введении данной шкалы налогообложения. Но эту проблему возможно решить путем усиления налогового контроля и введения определенных налоговых льгот для добросовестных налогоплательщиков.

2.2 Перспективы развития и совершенствования российской налоговой системы


Законодательство о налогах и сборах как самостоятельная отрасль российского законодательства появилось, и начало активно развиваться в последнее десятилетие прошлого века. Масштабных преобразований в налоговой сфере требовало развитие экономики. Необходимо было выстроить налоговую систему России, сформировать структуру налоговой службы.

Реализация комплекса мер в рамках налоговой реформы позволила окончательно законодательно оформить структуру налоговой системы Российской Федерации. При этом большое внимание уделялось совершенствованию налогового администрирования, принятию мер, направленных на пресечение налоговых правонарушений, обеспечение прав налогоплательщиков, создание для них максимально комфортных условий для осуществления хозяйственной деятельности и уплаты налогов и сборов.

Результатом преобразования стали положительные изменения, способствующие как развитию бизнеса, так и стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

Дальнейшее направление налоговой политики определены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, в Бюджетном послании Президента РФ, в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Определённый вклад в формирование внешней и внутренней налоговой политики, развитие реформирования налоговой системы вносят специализированные научно-исследовательские институты ФНС, учебные заведения, которые все активнее включаются в исследовательскую работу по заявкам отраслей, ведомств и отдельных предприятий.

Целенаправленно и результативно проводятся исследования современной налоговой системы учёными федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы ФНС России», который был создан распоряжением правительства Российской Федерации в 1996 году в целях научного обеспечения решения актуальных задач адаптации налоговой системы к существующим реалиям экономики России и формирование путей её развития.

Институт осуществляет научные и нормативно-методические разработки в рамках тематического плана научно-исследовательских работ (НИР), утверждённого ФНС России.

ГНИИ ФНС были выпущены десятки монографий, книг, учебно-методических пособий.

Определённым вкладом в реформирование налоговой системы с учётом особенностей современного периода, обусловленных кризисной ситуации являются следующие разработки: анализ структуры информационных потоков, связанных с регистрацией сведений о налогоплательщиках вне налоговых органов, в целях использования этих сведений для налогового контроля и разработки предложений по совершенствованию налоговой системы; проблемы налогообложения инновационных секторов экономики России, разработка предложений по повышению эффективности администрирования и обеспечению равномерности налогового бремени в этих секторах; анализ возможностей и разработка рекомендаций по применению интегрированного подхода к анализу данных налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций; разработка предложений по совершенствованию методики учёта некоторых видов углеводородного сырья в целях налогообложения.


Учёными института были исследованы рынки добычи, производства и реализации драгоценных металлов в Российской Федерации, заготовки, производства и реализации лесоматериалов в России.

Получил одобрение и рекомендован к внедрению комплекс мер, направленных на совершенствование механизмов выявления и пресечения операций, связанных с легализацией преступных доходов, обналичиванием денежных средств, выводом капитала за рубеж, уклонением от уплаты налогов, при реализации налоговыми органами возложенных на них функций.

Подготовлены предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации и определения адекватной налоговой нагрузки на участников рынка международных перевозок.

Востребован нефтедобывающей отраслью анализ перспектив налоговой политики в области налогообложения от добычи нефти.

Ежегодно попадает под критический «обстрел» специалистов и предпринимателей налог на добавленную стоимость. Амплитуда мнений весьма значительна: от снижения размера НДС с 18 % до 13 % и 12 % и полной замены НДС на налог с продаж. Объективная ситуация в этом вопросе изложена для ФНС в проведённом анализе возможных ограничений и последствий снижения ставки налога на добавленную стоимость с использованием межстрановых сопоставлений, сравнительного анализа опыта проведения подобных реформ, оценки устойчивости бюджетной системы страны в период кризиса.

Учёные ГНИИ РНС принимают участие в международных форумах, семинарах, встречах специалистов по проблемам новых подходов к налогообложению. В частности, следует отметить плодотворную работу специалистов института в Международной налоговой ассоциации. Для данной организации был подготовлен анализ налогообложения операций с использованием электронных платёжных и торговых систем в промышленно развитых странах.

Свою научно исследовательскую деятельность ГНИИ РНС осуществляет в тесном сотрудничестве с Московским налоговым институтом. Совместно ГНИИ РНС и Московский налоговый институт, только в 2008 году выполнили НИР на следующие темы:

«Особенности анализа адекватности исполнения налоговых обязательств экономическим показателям деятельности вертикально интегрированных компаний»; «Совершенствование налогового регулирования в условиях инновационного развития экономики»; «Разработка среднеотраслевых индикаторов, характеризующих зависимость налоговых обязательств от стоимостных и физических показателей строительных организаций»; «Стратегическое развитие налоговых систем индустриальных стран Европы и Америки»; «Методология и методика оценки эффективности деятельности налоговых органов с учётом международного опыта».


Задачи по определению перспектив дальнейшего развития налоговой системы Российской Федерации возложены на функционирующий в Московском налоговом институте центр научно-исследовательских и стратегических разработок.

В совместной научно-исследовательской работе ГНИИ РНС и Московского налогового института принимают активное участие ведущие учёные этих организаций доктора экономических наук Паскачёв А.Б., Кашин В.А., Засько В.Н., кандидат экономических наук Захарова Е.А и др.

В перспективе поставлены для изучения такие крупные проблемы как повышение эффективности налогообложения, причины и последствия мирового финансового кризиса.

Эффект такого взаимодействия – это востребованность научно-исследовательских разработок Министерством финансов России, Федеральной налоговой службой РФ, ведущими отраслями народного хозяйства страны.

Заключение

Хотя многие могут признать и обратное, однако, приходится принять, что на сегодняшний день формирование эффективной и стабильной налоговой системы, с соблюдением всех принципов налогообложения, в России не завершено.

Таким образом, изучив структуру и принципы построения налоговой системы, можно прийти к выводу, что структура, представленная в РФ различными уровнями и видами налогов, ставок налогов и налоговых органов, а так же соблюдение таких принципов построения налоговой системы, как справедливость, определенность, удобство и экономичность, позволяет наиболее рационально, эффективно и стабильно функционировать налоговым системам разных стран и, в частности, в Российской Федерации.

В ходе изучения нормативно-правовой базы, можно сказать, что она состоит из трех уровней, а именно: налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ; нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Рассмотрев налоговую политику как инструмент государственного регулирования экономики, можно сделать вывод, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и дестимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Налоги являются одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговая политика государства отражает тип, цель и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.