Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая политика как базис налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общие п’ринципы налогообложен’ия в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1999 г и состоящим из двух частей:

1) первая (общая) част’ь устанавливает налоговую систему РФ, основы п’равоотношен’ий, возн’икающих п’ри уплате налогов и сборов, их виды, порядок возн’икновен’ия и исполнен’ия обязанностей налогоплател’ьщиков, формы и методы налогового контроля, ответственност’ь за налоговые нарушен’ия, порядок обжалован’ия действий (бездействия) налоговых органов, методы взиман’ия налогов и т.д.

2) вторая част’ь устанавливает порядок исчислен’ия и уплаты отдел’ьных налогов: федерал’ьного, регионал’ьного и местного уровней, а также порядок п’рименен’ия специал’ьных налоговых режимов [23].

В Налоговом кодексе оп’ределено, что законодател’ьство о налогах и сборах основывается на п’ризнан’ии всеобщности и равенства налогообложен’ия, фактической способности налогоплател’ьщика к уплате налога.

Налоговый кодекс п’ризван решат’ь следующие важнейшие задачи:

  • построен’ие единой для РФ, стабил’ьной налоговой системы с п’равовым механ’измом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового п’равового п’ространства;
  • развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечит’ь доходами федерал’ьный, регионал’ьный и местные бюджеты закрепленными за н’ими и гарантированными налоговыми источн’иками;
  • создан’ие рационал’ьной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирован’ие государственных и частных интересов и способствующей развитию п’редп’рин’имател’ьства, активизации инвестиционной деятел’ьности и увеличен’ию богатства государства и граждан;
  • сн’ижен’ие общего налогового бремен’и;
  • формирован’ие единой налоговой п’равовой базы;
  • совершенствован’ие системы ответственности плател’ьщиков за нарушен’ие налогового законодател’ьства.

Указами П’резидента Российской Федерации устанавливаются:

1) самостоятел’ьные нормы п’рава;

2) поручен’ия органам уп’равлен’ия по разработке нормативных актов по налогообложен’ию.

Постановлен’ия П’равител’ьства РФ устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин, оп’ределяют состав затрат, п’рименяемый п’ри налогообложен’ии, и т.д.

Перейдем к рассмотрен’ию законов и нормативно-п’равовых актов о налогах и сборах, п’ринятые законодател’ьными органами власти субъектов РФ.

Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п.4 ст.1 НК РФ вп’раве вводит’ь (не вводит’ь) на своей территории регионал’ьные налоги и сборы, установленные ст.14 НК РФ, и регулироват’ь отдел’ьные элементы их юридических составов в п’ределах, оп’ределенных НК РФ. Как следует из п.4 ст.1 НК РФ, законодател’ьство субъектов Федерации о налогах и сборах характеризуется тремя важными п’ризнаками:


1) состоит не тол’ько из регионал’ьных законов, но и из иных нормативных актов (решен’ий, постановлен’ий и т.д.);

2) п’рин’имается тол’ько законодател’ьными (п’редставител’ьными) органами власти субъектов РФ (областной думой, законодател’ьным собран’ием и т.п.);

3) п’рин’имается в соответствии с НК РФ [23].

Согласно ст.4 НК РФ, исполн’ител’ьные органы местного самоуп’равлен’ия, в п’редусмотренных законодател’ьством о налогах и сборах случаях, в п’ределах своей компетенции издают нормативные п’равовые акты по воп’росам, связанным с местным налогообложен’ием и со сборами, которые не могут изменят’ь или дополнят’ь законодател’ьство о налогах и сборах [26].

П’равовые акты п’редставител’ьных органов местного самоуп’равлен’ия издаются в соответствии со ст.8, 71, 72, 132 Конституции РФ, положен’иями Федерал’ьных законов "Об общих п’ринципах орган’изации местного самоуп’равлен’ия в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуп’равлен’ия Российской Федерации", а также на основан’ии п.5 ст.1 НК РФ, в которой говорится, что: "местные налоги и сборы устанавливаются нормативными п’равовыми актами, п’ринятыми п’редставител’ьными органами местного самоуп’равлен’ия в п’ределах, установленных НК РФ", и что "их также следует п’рименят’ь с учетом п’ринципов налогового федерализма" [21, 23].

Важное место в условиях развития российской налоговой системы зан’имают акты Федерал’ьной налоговой службы и Мин’истерства финансов Российской Федерации, нап’ример Разъяснен’ия Минфином законодател’ьства о налогах и сборах имеют информационно-разъясн’ител’ьный характер, даются по существу поставленных заявителями воп’росов.

Постановлен’ия Конституционного Суда, решен’ия и оп’ределен’ия Верховного Суда РФ играют существенную рол’ь в налоговой сфере. П’ринятые ими постановлен’ия п’редставляют возможным защиту интересов налогоплател’ьщиков, выражающуюся в возможности обжалован’ия незаконных решен’ий налоговых органов в судебном порядке.

Таким образом, можно считат’ь, что в Российской Федерации имеется достаточное количество нормативной документации налоговой системы, которая обеспечивает не тол’ько единство, стабил’ьност’ь и эффективност’ь налоговой системы, но и защиту п’рав и интересов налогоплател’ьщиков и плател’ьщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.


1.3 Налоговая политика как базис налоговой системы

Налоговая политика — это составляющая фискальной политики государства, нацеленная на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации. 

Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов. Реализуется путем:

  • изменения соотношения прямых и непрямых налогов;
  • коррекции налогового механизма и его составляющих — базы, ставок и льгот;
  • регулирования налогового бремени.

Цели налоговой политики 

  • Финансовое обеспечение бюджетов. Своевременное пополнение бюджетных доходов в достаточном объеме — основа благосостояния нации, обороноспособности, подспорье для поддержания экологического баланса.
  • Перераспределение доходов в социально неоднородном обществе, материальная поддержка отдельных слоев населения – инвалидов, сирот.
  • Обеспечение оптимального уровня экономической активности и определенного поведения владельцев значимого имущества.
  • Стимулирование позитивной деятельности — внедрения инноваций, капитальных вложений, создания рабочих мест.

Наряду с бюджетной и монетарной политикой, налоговая политика является ключевым инструментом правительственного влияния на экономику с целью: 

  • сокращения амплитуды ее циклических подъемов и спадов;
  • регулирования ВВП.

Если экономика государства переживает спад, применяется стимулирующая налоговая политика. Сокращается налоговое бремя, вводятся льготы для предприятий пребывающих в упадке отраслей. В совокупности с наращиванием объема госззакупок и бюджетными трансфертами это увеличивает совокупный выпуск и стимулирует спрос.

В период чрезмерного экономического роста и роста инфляции правительство увеличивает налоги. Это снижает уровень экономической активности и сокращает совокупный спрос.

Таким образом, можно сказать, что в налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и дестимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговая политика государства отражает тип, цель и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.


2. Анализ современной налоговой системы в Российской Федерации и пути ее совершенствования

2.1 Характеристика налоговой системы в Российской Федерации

На современном этапе развития России, стабильная система налогообложения является одним из наиболее значимых механизмов, воздействующих на функционирование всей страны. Важность развития системы налогов и сборов бесспорна. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько она продумана, зависит эффективное функционирование всего государства. Это особенно актуально для Российской Федерации, так как в нашей стране налоги формируют более 80% бюджета РФ, из средств которой и осуществляется государственное управление страной. Налоги и сборы играют фискальную и регулирующую роль в РФ, и в связи с этим необходимо постоянно осуществлять комплекс многосторонних мер, направленных на устранение недостатков и совершенствование действующей системы налогообложения. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы системы налогов и сборов, а также предложены пути решения указанных проблем, которые в последующем будут способствовать совершенствованию системы налогообложения и налоговой системы в целом.

Законодательство РФ о налогах и сборах не содержит определения системы налогообложения. Однако, исходя из анализа главы 2 Налогового кодекса РФ (НК РФ), можно сделать вывод, что законодатель под системой налогов и сборов понимает совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории РФ.

На сегодняшний день, система налогообложения РФ имеет ряд существенных недостатков, которые влияют не только на экономику, но и на все государство в целом. На данный момент написано множество научных статей, монографий и диссертаций в которых затрагиваются проблемы современной системы налогов и сборов России. Авторы выделяют множество недостатков ныне действующей системы налогообложения в РФ, среди которых наиболее существенными являются:


1)  нестабильность системы налогообложения и налоговой системы страны в целом, в связи с неустойчивостью и несовершенством законодательства в области регулирования установления и взимания налогов и сборов. Корректировка налогового законодательства – это естественный и неизбежный процесс. Однако, его необходимо осуществлять постепенно, чтобы для налогоплательщика это было безболезненным[1]. В РФ изменения в налоговом законодательстве происходят практически каждый месяц – вносятся и пересматриваются на федеральном и региональном уровнях десятки законодательных актов по налогам и сборам. А это, естественно, негативно влияет на систему налогообложения и, как следствие, на всю налоговую систему страны.

2)  закрепление за субъектами РФ и муниципальными образованиями налогов, не имеющих существенного фискального значения для их соответствующих бюджетов. Налоги субъектов РФ и местные налоги составляют не более 20% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ[2]. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений из федерального бюджета, что является дополнительной нагрузкой на бюджет РФ. Кроме того, данные обстоятельства, в свою очередь, влекут снижение экономической самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.

3)  ограничение перечня налогов на местном уровне. Из перечня местных налогов были убраны налог на рекламу, на наследование и дарения, местные лицензионные сборы. Но в 2015 году, был добавлен новый вид местного налога – торговый сбор. Таким образом, систему местных налогов и сборов стали составлять:

a)  земельный налог;

b)  налог на имущество физических лиц;

c)   торговый сбор.

Сокращение количества налогов на местном уровне стало резким ограничением финансовых возможностей местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов заметно уменьшилась, и произошло повсеместное уменьшение налоговой базы, что естественно сказалось на внутреннем благополучии местного самоуправления. Кроме того, произошло увеличение дотационных отчислений из федерального бюджета, что повлекло еще большее ограничение самостоятельности местного самоуправления. Список налогов, устанавливаемых на территории муниципального образования, является исчерпывающим, что, по мнению некоторых ученных, также является недостатком системы налогообложения страны.

4)  чрезмерная доля косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции государства[13].