Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность товарных запасов и управления ими на торговом предприятии
1.1 Сущность и понятие товарно-материальных запасов
2. Анализ товарных запасов торгового предприятия
2.2. Анализ состояния и динамики товарных запасов
2.3. Анализ источников формирования товарных запасов
2.4. Анализ эффективности использования товарных запасов
3. Совершенствование управления товарными запасами на торговом предприятии
3.1. Планирование потребности в товарных запасах
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами
На основании полученных данных можно решить ряд задач по оптимизации объема запасов. Например, организации необходимо снизить средний объем ТМЦ. Для этого необходимо выяснить, почему товары группы «А» находятся в таком большом количестве. Даже минимальное снижение запаса из данной группы заметно снизит общий объем запасов [3].
Но, стоит не забывать, что в любой организации должен иметься «страховой запас», который позволит компенсировать возможный незапланированный рост производственных мощностей, либо какие-то проблемы с доставкой. Поэтому снижать запасы товарно-материальных ценностей необходимо с взглядом в будущее [1].
Результаты ABC-анализа могут быть использованы всесторонне. Много информации можно получить при сопоставлении результатов анализа по одному параметру с другим для одного и тоже же объекта исследования. Например, сопоставить результаты анализа по количеству запасов с их стоимостью (таблица 3).
Таблица 3.
Сопоставление объемов ТМЦ на складе с их стоимостью
Код товара |
Наименование |
Товарный запас, шт |
Доля запаса, % |
Стоимость запасов, тыс. руб |
Доля стоимости, % |
1 |
ТМЦ 4 |
300 |
57,1 |
10,5 |
15,7 |
2 |
ТМЦ 3 |
125 |
23,8 |
6,3 |
9,4 |
3 |
ТМЦ 1 |
50 |
9,5 |
18,6 |
27,7 |
4 |
ТМЦ 2 |
35 |
6,6 |
11,3 |
16,8 |
5 |
ТМЦ 5 |
15 |
3 |
20,4 |
30,4 |
Итого: |
525 |
100 |
67,1 |
100 |
Исходя из данного сравнения можно получить ряд достаточно интересных результатов:
1) Товары группы «D», на которые приходится не более 5% от всего объема запасов, по стоимости являются самыми дорогими и составляются 47,2% от общей стоимости всех ТМЦ на складе;
2) Самая многочисленная группа «А» составляет всего 15,7% от общей стоимости ТМЦ, что в 3 раза меньше, чем запасы группы «D».
ABC-анализ должен производится творчески и нуждается в экспериментах. Сопоставление объема запасов с их стоимостью поможет в первую очередь понять, на что тратятся деньги, что уйдет быстрее, а что медленнее. В производственных организациях важно избавляться от неликвидных запасов, освобождая новые площади под более значимые наименования номенклатуры [3].
Даже на рассмотренном примере из 5 наименований видно, что ABC-анализ позволяет не только грамотно распределить все данные на группы, но и облегчить изначальную работу с большими объемами. Это дает возможность более эффективного распределения рабочего времени, которое используется для управления той или иной группой ТМЦ.
Вообще, ABC-анализ это один из методов математической обработки данных. Если провести анализ по стоимости запасов, а потом сократить «неликвидные группы» приносящие до 20% дохода, но занимающие порядка 50-70% площади склада, то через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности компании может снизиться до 50%. Ценность в глазах клиентов имеют не только товары основного ассортимента, но и «ассортиментный хвост», который отличает компанию от конкурентов [2].
Таким образом, учет товарно-материальных ценностей с использованием ABC-анализа позволит сделать первый шаг на пути к эффективной оптимизации запасов на складе.
3. Совершенствование управления товарными запасами на торговом предприятии
3.1. Планирование потребности в товарных запасах
Завершается анализ материально-технической базы торговли разработкой мероприятий по реализации выявленных резервов ее развития и повышения эффективности использования, улучшения обслуживания покупателей.
На АО «ОДК-ПМ» разработкой таких мероприятий занимаются все службы, но ответственным за это является планово-финансовый отдел. Так каждый год разрабатываются бизнес-планы, которые относят к конфиденциальной информации.
Конечно на современном этапе» эти показатели нет смысла рассчитывать, так как сначала необходимо создать базу для привлечения инвестиций, а уж потом оценивать их с точки зрения эффективности. Тем более, что привлечение инвестиций особенно зарубежных предприятий, является наиболее перспективным направлением в нашем государстве.
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами
Поскольку, основными показателями эффективности использования материально технической базы оптовой торговли являются фондоотдача и оптовый товарооборот на 1 кв. метр складской площади, рассмотрим возможные мероприятия по улучшению использования основных средств.
Для увеличения показателя фондоотдачи АО «ОДК-ПМ» необходимо увеличивать объемы своей деятельности. Одной из возможностей увеличения оптового товарооборота, например, является заключение договора диллерства с АО «Коммунарка» (на условиях вознаграждения 5%) на сумму 24 млн. руб., при применении оптовой надбавки 15%, можно увеличить товарооборот на 26,4 млн. руб. Заключение договоров на таких же условиях еще с тремя поставщиками, расширит ассортимент товаров, что привлечет дополнительных покупателей и позволит увеличить товарооборот еще на 79,2 млн. руб. (26,4 млн. руб.*3).
АО «ОДК-ПМ» не на полную мощность использует свои складские помещения. Так, увеличение удельного веса полезной площади до 50 %, позволит увеличить товарооборот на 1 кв. метр на 16,06 млн. руб. ((14,54 млн. руб.*50%)/25,4%-14,54млн. руб.), в результате чего общий оптовый товарооборот базы возрастет на 26001,14 млн. руб. (16,06*1619).
Еще одним из способов получения дополнительной выгоды является оказание услуг различным системам:
- предложение широкого ассортимента товаров;
- завоз товаров силами и средствами поставщика;
- скидки по ценам в зависимости от объема партии товаров;
- предоставление кредитов на короткий срок и др.
Заключение
Основная задача оптовой торговли заключается в снабжении товарами розничной торговой сети. Особенно велика её роль при реализации сложного ассортимента товаров. Ведь предприятиям-производителям выгодно вести реализацию своих товаров большими партиями, без подсортировки с учётом нужд розничной торговли.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под МТБ торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса.
2018 год показывает положительную динамику в работе базы (темп роста оптового оборота - 168%, розничного - 110,4%, увеличение суммы прибыли за 2018 по сравнению с 2017 - на 162 млн.руб., уровня рентабельности - на 0,6%, прирост СОС на 128 млн.руб.) и для дальнейшего наращивания объемов деятельности, укрепления финансового положения базы необходимы активизация работы по внешнеторговой деятельности и нормализация расчетно-платежной дисциплины.
Список использованных источников
- Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов/ Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. — М.: Интерпрессервис, 2010.—576с.
- Балыков, А. Система показателей экономической эффективности / А. Балыков // АПК: экономика, управление. — 2017. — N 7 — С. 19-22.
- Горячко, В.И. Сравнительный анализ производительности труда торговых работников райпо: пособие / В.И. Горячко. — Гомель: ГКИ, 2009.—24с.
- Груздецкий, В. Бизнес-план - основной инструмент управления фирмой: учебник / В. Груздецкий. — Б.м.: Б. л. и Б. г., 2010. — 131 с.
- Емельянова, Т.В. Современные подходы к планированию деятельности предприятий: текст лекций / Т.В. Емельянова. — Гомель: ГКИ, 2009.—24с.
- Емельянова, Т.В. Ценообразование: учеб. пособие / Т.В. Емельянова. — Мн.: Высш. шк., 2016. — 240 с.
- Емельянова, Т.В,. Внутрихозяйственный арендный подряд в кооперативной торговле: лекции для студентов кооперативных вузов, слушателей факультетов повышения квалификации / Т.В. Емельянова, Л.В. Мисникова. — Гомель: ГКИ, 2008. — 35 с.
- Емельянова, Т.В. Разработка стратегии деятельности предприятия потребительской кооперации на рынке товаров и услуг: текст лекции/ Т.В.Емельянова. — Гомель: ГКИ, 2009.
- Кравченко, Л.И. Методика анализа состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли / Л.И. Кравченко [и др.] // Бухгалтерский учет и анализ. — 1999. — N7.—С. 22-30.
- Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие для вузов/ С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков. — Мн.: 000 «Новое знание», 2016. — 240 с.
- Раицкий, К. А. Экономика потребительской кооперации: учеб./ К.А. Раицкий. — М.: Экономика, 2009. — 309 с.
- Раицкий, К. А. Экономика предприятия: учеб. для вузов / К. А. Раицкий. — М.: Информ.— внедрен, центр «Маркетинг», 2017. — 1012с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп.- Минск: АО «Новое издание», 2010. – 688 с.
- Скриба, Н.Н. Бизнес-планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации / Н.Н. Скриба, И.М. Ми-кулич, Р.П. Василевич.—Мн.: БГЭУ, 2016.—216 с.
- Щитникова, И.В. Обобщающие показатели эффективности использования производственного имущества / И.В. Щитникова// Вестник БДЭУ. — 2016. —К 3. — С. 41-45.
- Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: ННФРА-М, 2016. — 295 с.
- Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.], под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. — Мн.: Выш. шк.,2017.—542с.
- Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.], под ред. В.Я. Хрипача. — Мн: Экономпресс,2009. — 464 с.
- Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Е.Л. Кантора [и др.]; под ред. Е.Л. Кантора. — СПб: Питер, 2009. — 352 с.
- Экономика предприятия: учебник / О.И. Волков [и др.], под ред. О.И. Волкова.— М.: ИНФРА-М.2010. — 520с.
Приложение 1
Бухгалтерский баланс
на |
31 ДЕКАБРЯ |
20 |
13 |
г. |
Коды |
||||||||||
Форма по ОКУД |
0710001 |
||||||||||||||
Дата (число, месяц, год) |
2018 |
12 |
31 |
||||||||||||
Организация |
АО «ОДК-Пермские моторы» |
по ОКПО |
79877611 |
||||||||||||
Идентификационный номер налогоплательщика |
ИНН |
2464081162 |
|||||||||||||
Вид экономической |
по |
52.52.22 |
|||||||||||||
Организационно-правовая форма/форма собственности |
Общество с ограниченной ответственностью |
||||||||||||||
Общество/частная собственность |
по ОКОПФ/ОКФС |
47 |
16 |
||||||||||||
Единица измерения: тыс. руб. |
по ОКЕИ |
384 |
Местонахождение (адрес)
На |
31 декабря |
На 31 декабря |
На 31 декабря |
|||||||||
Пояснения 1 |
Наименование показателя 2 |
20 |
13 |
г.3 |
20 |
12 |
г.4 |
20 |
11 |
г.5 |
||
АКТИВ |
||||||||||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||||||||||
Нематериальные активы |
- |
- |
- |
|||||||||
Результаты исследований и разработок |
- |
- |
- |
|||||||||
Нематериальные поисковые активы |
- |
- |
- |
|||||||||
Материальные поисковые активы |
- |
- |
- |
|||||||||
Основные средства |
8073 |
6166 |
5831 |
|||||||||
Доходные вложения в материальные ценности |
- |
- |
- |
|||||||||
Финансовые вложения |
23 |
23 |
23 |
|||||||||
Прочие внеоборотные активы |
- |
- |
- |
|||||||||
Итого по разделу I |
8096 |
6189 |
5854 |
|||||||||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||||||||||
Запасы |
10464 |
11643 |
9666 |
|||||||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
- |
- |
- |
|||||||||
Дебиторская задолженность |
50182 |
35521 |
56496 |
|||||||||
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
3573 |
2394 |
8144 |
|||||||||
Денежные средства и денежные эквиваленты |
4821 |
6745 |
6310 |
|||||||||
Прочие оборотные активы |
67 |
4271 |
4557 |
|||||||||
Итого по разделу II |
69107 |
60574 |
85173 |
|||||||||
БАЛАНС |
77203 |
66763 |
91027 |