Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (Понятие и правовое регулирование банкротства).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятие и правовое регулирование банкротства
1.2 Фиктивное и преднамеренное банкротство
2. Особенности и проблемы института банкротства в России на современном этапе
2.1 Статистика банкротства организаций в России
2.2 Проблемы функционирования отечественного института личного банкротства
Содержание:
Введение
В настоящее время все больше организаций в Российской Федерации сталкиваются с банкротством или несостоятельностью, что вызвано непростыми экономическими условиями. Выявление неблагоприятных тенденций развития бизнеса, прогнозирование кризисных ситуаций имеет первостепенное значение для организаций.
Выявление кризисной ситуации является одним из значимых мероприятий в управлении организации. Так как если рассматривать кризис с точки зрения макроэкономики, то это состояние хозяйствующего субъекта, который характеризуется слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью, а крайним проявлением кризиса является полная потеря неплатежеспособности, которая и приводит к банкротству. Следовательно, неплатежеспособность одной организации может вызвать процесс несостоятельности ее коммерческих партнеров и привести к ухудшению макроэкономической ситуации в целом.
Проблема банкротства весьма актуальна и будет оставаться таковой, пока экономика страны ориентирована на построение рыночной системы хозяйствования. Определение возможного банкротства организации в нашей стране законодательно основывается только на критериях платежеспособности и обеспеченности собственными оборотными средствами, чего явно не достаточно.
Цель исследования – изучить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и правовое регулирование банкротства;
- исследовать фиктивное и преднамеренное банкротство;
- провести анализ статистики банкротства организаций в России;
- исследовать проблемы функционирования отечественного института личного банкротства.
Объект исследования – система общественных отношений, возникающих в процессе предпринимательской деятельности. Предмет – понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как К.В. Балдин, Е.А. Бессонова, О. В. Добровлянина, Е.П. Жарковская и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты несостоятельности (банкротства); во второй главе проведен анализ особенностей и проблем института банкротства в России на современном этапе. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
1. Теоретические аспекты несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятие и правовое регулирование банкротства
Согласно ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ: несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Появление института банкротства в Российской Федерации тесно взаимосвязано с институтами займов и кредитования. Кредитно-финансовые отношения в нашей стране имеют стабильную тенденцию роста, так, по подсчетам экспертов Центробанка России в 2016 году объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях составил 8,6 млрд. руб. Из них: 2,5 млрд. руб. – кредитование физических лиц и более шести миллиардов предоставлены организациям, малому и среднему бизнесу. В первом квартале 2017 года российские банки выдали почти 2,2 миллиона новых кредитов, а на 1 октября 2017 года, по тем же показателям, общий объем кредитования населения уже составил порядка семи миллиардов рублей [11].
Мы разделяем точку зрения с О.В. Добровляниной, К.С. Кондратьева, К.В. Патырбаевой о том, что цель института банкротства должна сводиться к регулированию и оказанию экономического оздоровления в условиях признания неплатежеспособным (банкротом) хозяйствующего субъекта [10, c. 34].
В условиях экономического кризиса в Российской Федерации проблема банкротства юридических лиц приобретает особую актуальность. Вследствие негативного воздействия совокупности внутренних и внешних факторов возрастают риски как правомерных, так и незаконных банкротств. Довольно часто встречающееся явление банкротства в современной России является наиболее острой проблемой отечественной экономики. И прочно обосновалась как самостоятельный вид криминального бизнеса.
По подсчетам специалистов Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов экономической деятельности на сегодняшний день существует определенный алгоритм начала процедуры банкротства, где примерно 2/3 созданных компаний прекращают свою деятельность спустя два года после своего образования, именно путем признания банкротом.
Учитывая достаточно сложный механизм процедуры банкротства, экономические, правовые и социальные последствия объявления должника банкротом, законодатель установил особый, отличающийся от общего, процессуальный порядок рассмотрения дел о банкротстве. В то же время в правовой доктрине отсутствует терминологическое единообразие понятия, умышленного банкротства. Здесь можно отметить, что способы совершения преступлений данного вида обладают значительным сходством признаков, особенностей и характерных свойств. Это в свою очередь позволяет обозначить незаконные экономические действия, связанные с процедурой банкротства обобщенным термином – криминальное банкротство. Законодатель различает классифицирующие признаки или характерные черты, свойственные для определения неплатежеспособности.
С точки зрения экономики выделяют «реальное» банкротство, где организация действительно неспособна самостоятельно восстановить платежеспособность в силу различных причин (экономический кризис, падение рынка ценных бумаг) т.е. происходит потеря основного капитала, «техническое» или временное банкротство – в этом случае, как следует из названия данный вид является несколько условным и «заказное» или фиктивное, где целью является незаконный вывод платежных средств и финансовых инструментов из оборота организации [16, c. 304].
В гражданском законодательстве в основу для признания лица в качестве субъекта для признания преднамеренного банкротства положен принцип, в соответствии с которым ответственность несут лишь те лица, по вине которых произошло банкротство.
В Федеральном Законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) определение банкротства представляет собой набор косвенных норм и оценочных понятий, полагающих возможность применения механизмов фиктивного и преднамеренного банкротства [3].
Действующий уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит три состава банкротства – неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) и фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).
Все три диспозиции достаточно четко определяют объект, предмет и субъект финансового преступления. Субъективная сторона данных составов характеризуется умышленной виной субъекта и представляется достаточно сложной к доказыванию. Зачастую признаки, свойственные для преднамеренного или фиктивного банкротства, обнаруживаются в процессе производства по делу при применении процедур банкротства.
Ранее, до передачи функций ФНС России, официальное заключение о банкротстве выдавала Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству. Ее приоритетной задачей являлась разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины. В настоящее время основная работа по выявлению и доказыванию умышленного банкротства ведется арбитражными управляющими и сотрудниками налоговых органов.
Внесенные поправки в Уголовный кодекс РФ в редакции от 2010 года фактически наложили запрет на арест обвиняемых по «предпринимательским статьям», а также существенно снизили санкции наказания за преступления в экономической сфере, что позволяет нам говорить о смене государством политики властных предписаний на гуманизацию в области уголовного законодательства [2].
Мы видим, как в рамках либерализации уголовного законодательства расширяется круг правовых альтернатив для замены реального лишения свободы. Так, например, в 2016 году Верховный суд Российской Федерации уделил достаточно пристальное внимание вопросам, касающихся мер в виде заключения под стражу большей частью именно по экономическим статьям уголовного законодательства, которое выразилось в издании постановления от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».
В пункте 19 данного постановления дается конкретное перечисление статей экономической главы УК РФ и говорится о том, что при назначении наказания лицу, признанному виновным, судам следует иметь ввиду, что содержание осужденного под стражей до постановления приговора не может предопределять назначение ему наказания в виде реального лишения свободы [2]. Кроме того, Верховный суд РФ внес ряд важных изменений в постановление Пленума ВС от 19.12.2013 № 41, в котором обратил внимание на то, что при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, следователю нужно доказывать обстоятельства невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и установил конкретную обязанность судов проверки обоснованности подозрения под страхом отмены решения.
Активно ведется и превентивная работа законодателя в области экономических правоотношений касающихся незаконных процедур банкротства, например, разработан законопроект, предлагающий комплекс мер по стимулированию арбитражных управляющих к более эффективному проведению процедур банкротства [7, c. 67].
Значимым обстоятельством в решении проблемы криминального банкротства, Федеральная налоговая служба по исполнению публичной декларации целей и задач за девять месяцев 2017 года, дала очень высокую оценку эффективности процедур банкротства.
Полагаем, что существенные изменения произойдут и в области административного законодательства, так как в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одним из принципов повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является обеспечение имущественной и административной ответственности реальных собственников за действия, приведшие к банкротству финансовых институтов [10, c. 35].
Таким образом, процедура банкротства – особенный способ ликвидации юридического лица, по которым понимают признанную уполномоченным государственным органом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
1.2 Фиктивное и преднамеренное банкротство
Преднамеренное банкротство представляет собой один из вариантов экономического (финансового) преступления, выражающегося в предумышленном создании или увеличении проблем компании в виде неплатёжеспособности поступками ее владельца или руководства, ведущей к разорению юридического лица и отсутствию возможности законного удовлетворения требований предприятий-кредиторов. При наличии доказательства умышленности поступков в отношении виновных лиц применяются меры административной и уголовной ответственности.
Вопросы банкротства регулируются ФЗ № 127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» [3]. В этом нормативном акте описывается процедура, признаки, а также права и обязанности заинтересованных лиц в случае признания фирмы банкротом. В случае нарушений или выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства вопрос будет регламентироваться Уголовным Кодексом РФ, а также Кодексом об административных правонарушениях.
Преднамеренное банкротство по ст. 196 УК РФ - это явление популярное среди предпринимателей и бизнесменов. Это один из методов не отдавать долг - больше 100 тысяч рублей в течение трех месяцев после даты платежа. Законодательством такой метод обозначен как «процедура неплатежеспособности» [2].