Файл: Цель и задачи налогового учета(Характеристика налогового учета и его регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативно-правовое регулирование налогового учета невозможно без определения методики ведения налогового учета. При этом стоит отметить, что подход в этом - одно из самых противоречивых вопросов учетной политики, прежде всего из-за недостаточного нормативно-правового регулирования его вообще.

В подсистемах финансового, управленческого налогового учета используются одни и те же элементы общей системы бухгалтерского учета: документация, оценка, счета, двойная запись, калькуляция, инвентаризация, баланс, но не в неодинаковой степени учитывая свойство учтенных объектов.[19]

Всеобъемлющей является подсистема финансового учета, поэтому в ней применяют все без исключения элементы метода системы бухгалтерского учета - счета, двойная запись, документация, инвентаризация, оценка, калькуляция.[20]

Подсистема налогового учета охватывает значительно более узкий круг объектов. В частности, здесь не находит отражения такой объект бухгалтерского учета, как издержки производства. А потому не применяют элемент калькулирования себестоимости продукции.[21]

Документацию в системе налогового учета ограничивают налоговыми накладными и книгами учета приобретения и продажи товаров, работ, услуг, реестрами учета валовых доходов и расходов. Инвентаризация в налоговом учете не применяется, хотя ее нельзя игнорировать в определении прироста (убытка) товаров, других производственных запасов. Но в основном уточнения остатков товарно-материальных ценностей проводятся по данным инвентаризации, проводимой в финансовом учете. [22]

Если налоговый учет ведут внесистемной выборкой данных, в данном случае не применяют такие элементы метода бухгалтерского учета, как счета и двойная запись операций, что, кстати, свойственно иногда управленческом учете в отдельных странах.

В бухгалтерском учете применяют все виды измерителей - натуральные, трудовые, условные и денежные, а в налоговом учете - только денежный измеритель.

Налоговый и финансовый учет различаются по первичным документам - налоговая накладная - в налоговом учете и товарно-транспортная накладная - в финансовом учете.

Также они различаются по учетным регистрам: приобретение или продажа товаров, работ и услуг, регистры учета валовых расходов и валовых доходов, аналогов которым в финансовом учете вообще нет, отчетными документами, налоговые формы которых гораздо многочисленнее, чем в финансовой отчетности, срокам представления отчетности, которые в налоговой системе более оперативные по сравнению с финансовым.


В частности, налоговая отчетность является месячной, квартальной и годовой, в то время как финансовая - только квартальной и годовой. Здесь уместно отметить, что ни в одной стране Европейского Союза на предприятия не возлагают обязанность ежеквартального составления финансовой отчетности. Правилом является составление годовой финансовой отчетности.[23]

Документы налоговой отчетности, выполняют функции первичных документов финансового учета, поскольку для составления некоторых форм налоговой отчетности данные финансового учета - только исходная информационная база, а потом эти же формы налоговой отчетности является основой для записей в аналитических реестрах финансового учета. [24]

В частности, расчет платы за землю составляют на основе права собственности (пользования) на землю, а потом этот же расчет используют для записей в регистрах финансового учета.[25]

Аналогично используют расчет налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин, основой для составления которого являются инвентарные карточки по учету основных средств.

Учитывая это, представляется резонным утверждение, что налоговый учет имеет право на существование наряду с финансовым, а различия между ними углубляются.

Различия экономического содержания и методики определения финансовых результатов в финансовом и налоговом учете дают основания утверждать, что их предмет отличается (Приложение 1)

В связи с тем, что отсутствует разделение бухгалтерского учета на финансовый, налоговый и управленческий, важна конкретизация сущности и содержания каждого из них, определение сферы применения, конкретизация методики ведения, которая была бы приемлемой на практике.

Разрабатывая по учетной политике предприятия рабочий план счетов бухгалтерского учета надо иметь в виду, что в Плане счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденном приказом не предусмотрены отдельные синтетические счета или, по крайней мере, субсчета для учета валовых расходов и валовых доходов, которые являются определяющими в исчислении налогооблагаемой прибыли.[26]

Вместе с тем, это категории, которые используются только в налоговом учете; они идентичны общеэкономическим категориям «расходы», их нельзя отразить в системе корреспонденции установленных счетов финансового учета, а придется осуществлять выборки данных, необходимых для составления приложений к декларации о прибыли предприятия.


Поэтому вполне обоснованным является вывод, что с таким подходом к организации учетного обеспечения налоговой отчетности нельзя согласиться.

Внесистемное отражение валовых расходов и валовых доходов неизбежно приводит к ошибкам, которые по своим последствиям весьма ощутимые как для предприятий, так и для учетных работников, к которым в результате применяются финансовые санкции за искажение налогооблагаемой прибыли.[27]

Одним из первостепенных условий деятельности предприятия в современных условиях является своевременное и правильное осуществление учета налоговых операций в налоговой отчетности.

Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, которые были проведены плательщиком в течение отчетного периода с целью налогообложения, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью начисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в соответствующих бюджетов.

2. Особенности ведения налогового учета

2.1 Теоретические аспекты организации налогового учета на предприятии

Функционирование любого предприятия сопровождается уплатой налоговых платежей, которые имеют обязательный характер, а, следовательно, предприятие не может полностью отказаться от налоговых расходов.[28]

Однако оно может оптимизировать сумму этих расходов, особенно путем надлежащей организации налогового менеджмента на предприятии, в том числе организации его составной части - эффективной системы налогового учета.

В современных условиях хозяйствования исчисление и уплата налогов является достаточно сложной и ответственной процедурой. Это объясняется не только правильностью определения размеров налоговых платежей за определенный налоговый период и их своевременной уплатой, но и необходимостью использования значительных средств и времени на организацию, а также ведение налогоплательщиком налогового учета.[29]


Важным инструментом налоговой системы является налоговый учет. Учитывая, что правильность его ведения и своевременное отражение налоговых операций в налоговой отчетности является одним из основных условий эффективной деятельности предприятий, учетное обеспечение отчетности о налогах и налоговых платежей является чрезвычайно важным.

Учитывая, довольно жестокую систему финансовых санкций, применяемых к предприятиям в условиях выявления ошибок при осуществлении налогового учета и формировании налоговой отчетности, очевидно, что эффективная налоговая система предусматривает четкое законодательное обоснование всех элементов налогового учета.

Организация налогового учета - это деятельность в пределах предприятия по созданию и постоянному упорядочению и совершенствованию системы налогового учета в целях обеспечения государственных налоговых органов информацией, необходимой для контроля за правильностью начисления и уплаты налогов.[30]

При употреблении термина «организация налогового учета» необходимо различать два следующих понятия: организация его как системы и организация функционирования во времени и пространстве, то есть управление.

Первое понятие является более широким.

Организация налогового учета представляет собой систему методов и мероприятий, обеспечивающих оптимальное функционирование его системы и дальнейшее ее развитие.[31]

Организация системы налогового учета состоит из следующих элементов:

  • организации порядка ведения учетных записей с налогового учета;
  • организации работы бухгалтеров при ведении налогового учета.

Организация порядка ведения учетных записей заключается в:

  • проектировании и внедрении форм первичных носителей информации (бумажных и электронных первичных документов);
  • разработке форм учетных регистров и порядка осуществления в них записей;
  • установлении порядка составления отчетов (налоговых деклараций).

Практика ведения налогового учета позволяет выделить следующие основные принципы его организации:

  • налоговый учет ведется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с нормами налогового законодательства;
  • осуществляется в целях налогообложения, а также налогового контроля;
  • ведется на базе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (подтверждением данных налогового учета являются первичные документы);
  • непрерывность, достоверность и своевременность отражения в налоговом учете данных о деятельности налогоплательщика.[32]

Организация налогового учета имеет ряд предпосылок, от которых она зависит, а именно:

  • от государственных нормативных актов;
  • особенностей отрасли и размера предприятия;
  • квалификации бухгалтерских кадров и технического обеспечения и тому подобное.

Организационное воздействие на подсистему налогового учета осуществляется в рамках системы бухгалтерского учета, которая является открытой и постоянно взаимодействует с другими экономическими системами как на предприятии, так и за его пределами. [33]

На входе системы налогового учета, организуется правовое, методологическое, методическое, информационное, кадровое, материальное и финансовое обеспечение, а на выходе получается экономическая информация.[34]

Организация налогового учета использует не только специфические приемы и методы бухгалтерского учета, но и методы других наук, таких как теория организации, кибернетика, теория систем, биология, эргономика, социология, делопроизводство, математика, психология, менеджмент.[35]

Организация налогового учета включает организацию ведения учетных записей и организацию работы учетного аппарата, которые неразрывно связанные и зависят друг от друга.[36]

Рациональная организация налогового учета способна обеспечить сокращение расходов предприятия, связанных с налогообложением его деятельности. Так, в частности, налоговые расходы можно уменьшить за счет:

  • сокращение суммы налоговых платежей предприятия;
  • избежание затрат на уплату финансовых санкций, связанных с некорректным ведением налогового учета на предприятии;
  • получение дополнительной прибыли за счет увеличения оборачиваемости капитала за счет недопущения сумм налоговых переплат; экономии затрат на организацию и ведение налогового учета.

Для поддержания надлежащего функционирования системы налогового учета необходимо соответствующее финансовое обеспечение, которое проявляется в форме заработной платы персонала, который занимается ведением налогового учета на предприятии, и расходов на повышение его квалификации, и материальное обеспечение, которое включает специализированное помещение, компьютерную технику, офисное оборудование, канцелярские принадлежности, бланки первичных документов, налоговой отчетности (деклараций) и др.

Важным является информационное обеспечение налогового учета, включая внешние и внутренние источники информации. Внешними информационными источниками являются законодательные и нормативные акты, специализированная литература, семинары и т.д.