Файл: Исследование и диагностика конфликта (Понятие и элементы конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Список использованных источников

  1. Абчук В. А. Менеджмент: учебник для вузов /В.А.Абчук;- СПБ.: Изд-во СОЮЗ, 2014. - 464 с.
  2. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие / А.Р. Алавердов. – М.: МФПУ Университет, 2013. – 192 c.
  3. Анохин С.В. Современный менеджмент: стратегия на инновации / С.В. Внохин // Эксперт. – 2014. – № 6. – С. 44-45.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.
  5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 c.
  6. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учебное пособие / М.И. Бухалков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c.
  7. Бухалков М.И. Управление персоналом / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 c.
  8. Валиева О.В. Управление персоналом. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. – М.: А-Приор, 2012. – 176 c.
  9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. Банки и биржи. М.: ЮНИТИ, 2015. – 541 с.
  10. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
  11. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников. // Вестник самарского государственного технического университета. - 2013. - №1 (7).
  12. Карташев Я.П. Конфликты в организации. – М., Лаборатория книги, 2010.
  13. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 238 c.
  14. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник. Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  15. Кибанов А.Я. Система управление персоналом: учебное пособие / А.Я Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 64 c.
  16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  17. Коротков Э.М.. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова. – М.: Дашков и К, 2013. – 272 c.
  18. Мун Е.И. Конфликты в организации, способы решения конфликтных ситуаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5040 (дата обращения: 15.0.2017).
  19. Оксинойд К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. – М.: Проспект, 2014. – 64 c.
  20. Омельченко К.А., Хомченко О.А. Конфликты в трудовом коллективе: причины возникновения и способы разрешения. // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №12 [Электронный ресурс]. URL: http:// psychology.snauka.ru/ 2014/12/4088 (дата обращения: 19.11.2016).
  21. Пашутин С. «О природе конфликта». Управление в организации // Управление персоналом. – 2012. - №8.
  22. Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. - №11 [Электронный ресурс]. URL: http:// ekonomika.snauka.ru/2015/ 11/10007 (дата обращения: 19.11.2016).
  23. Серочудинов Е.С., Панасюк Д.О. Управление конфликтами: исследование и оценка методов // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19325 (дата обращения: 19.11.2016).
  24. Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. №3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/ 4610 (дата обращения: 19.11.2016).

Приложение 1

Формула возникновения конфликта

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ

Структура конфликта

Приложение 2

Источники возникновения конфликтов

Причины конфликтов

Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и личностей

Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей

Ограниченность ресурсов

Неодинаковое отношение к членам трудового коллектива

Противоречие между функциями и видом трудовой деятельности

Различия в манере поведения и жизненном опыте

Неопределенность перспектив роста

Неблагоприятные физические условия

Недостаточная благожелательность внимания со стороны менеджера

Психологический феномен

Недостаточный уровень профессионализма

Приложение 3

Тест В.А.Розановой «Факторы преодоления конфликтных действий в группе»

Факторы

Оценка в баллах

7 6 5 4 3 2 1

Факторы

1.Общегрупповые цели ясны для всех ее членов

2.Принятие всех задач членами группы

3.Члены группы осознают причины возникающей конфликтной ситуации

4.Преобладает рациональный подход к осознанию возникшего конфликта

5.Члены группы стремятся помочь руководителю в преодолению конфликта

6.Стремление найти адекватный выход из конфликта

7.Стремление группы к сплочению для преодоления конфликта

8. Повышение групповой активности для преодоления конфликта

9.Увеличение группового согласия для разрешения конфликта

10.Члены группы оценивают возможные последствия нерешенного конфликта

11. Руководитель полностью владеет конфликтной ситуацией

12.Руководитель успешно управляет групподина-мическими процессами

13. Руководитель выбирает оптимальную тактику взаимодействия с группой в целях преодоления конфликта

14.Руководитель осуще-ствлял своевременный контроль над выполнением группой общих задач

15.Руководитель способствовал созданию нормального психологического климата в группе

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

1.Цели неясны, либо сознательно отвергаются членами группы

2.Отвержение задач отдельными членами группы

3.Причины возникновения конфликтной ситуации отвергаются членами группы

4.Отсутствует рациональный подход к осознанию возникшего конфликта членами группы

5.Отдельные члены группы стремятся нанести «удар» руководителю или своим коллегам

6.Стремление отдельными членами группы использовать конфликт в своем корыстных целях

7.Наличие эгоистических стремлений у отдельных членов группы и нежелание «гасить» конфликт

8. Противодействие членов группы в поиске средств для выхода из конфликта

9.Стремление членов группы посеять еще большую рознь между собой

10.Участники группы оценивают результаты конфликта с позиций достижения своих личных целей

11.Руководитель не вполне владеет конфликтной ситуацией

12.Руководитель выбирает позицию созерцателя над групподинамическими процессами

13. Руководитель не находит оптимальной тактики взаимодействия с группой в целях преодоления конфликта

14. Руководитель не всегда осуществлял контроль за выполнением общих задач членами группы

15. Руководитель не всегда способствовал своей деятельностью создания положительного психологического климата в группе


Суммарное количество баллов по данному тесту может колебаться в пределах от 15 до 105. Каждый пункт теста оценивается по 7-ми бальной школе оценок от 1 до 7. При заполнении теста дается следующая инструкция:

«Перед Вами тест, позволяющий оценить факторы, которые способствуют предотвращению конфликтных действий в группе работников. Оцените пожалуйста каждый пункт теста при­менительно к условиям группы (отдела, сектора и т.д.), в котором вы работаете.. Получен­ные баллы по всем пунктам теста суммируйте.

При оценке результатов используется сле­дующая градация:

105 -90 баллов - конфликт может быть преодолен на рациональной основе

89 - 74 баллов - разрешение конф­ликта сильно услож­няется ввиду боль­шого переплетения объективных и субъективных труд­ностей, связанных как с деятельнос­тью руководителя, так и членов группы

73 - 45 баллов - конфликт усложня­ется еще больше и становится затяж­ным. Требуется очень большая ра­бота со стороны групп и руководите­ля, чтобы исклю­чить межличностное противоборство. Шансов на устране­ние конфликтов не так много

44-31 балл - выйти из конфлик­та становится мало­реальным

Менее 30 баллов - выход из конфлик­та невозможен

Приложение 4

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению

Тест описания поведения К.Томаса

Опросник

Вопрос 1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

Вопрос 2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов дру­гого и моих собственных.

Вопрос 3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Вопрос 4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интере­сами ради интересов другого человека.

Вопрос 5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стара­юсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполез­ной напряженности.

Вопрос 6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятнос­тей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.


Вопрос 7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

Вопрос 8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Вопрос 9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за ка­ких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

Вопрос 10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

Вопрос 11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным обра­зом сохранить наши отношения.

Вопрос 12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.

Вопрос 13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

Вопрос 14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спра­шиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преиму­щества моих взглядов.

Вопрос 15.

А. Я стараюсь успокоить другого и главным обра­зом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избе­жать напряженности.

Вопрос 16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

Вопрос 17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной напряженности.

Вопрос 18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

Вопрос 19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Вопрос 20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

Вопрос 21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению про­блемы.


Вопрос 22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

Вопрос 23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетво­рить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Вопрос 24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важ­ной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

Вопрос 25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преиму­щества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к желаниям другого.

Вопрос 26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетво­рить желания каждого из нас.

Вопрос 27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Вопрос 28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

Вопрос 29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Вопрос 30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном воп­росе, чтобы мы совместно с другим заинтересован­ным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенден­ции к проявлению различных стратегий поведения (соответствующих форм поведения) в конфликтных ситуациях.

Ключ:

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

А

Б

Б

А

А

Б

A

Б

А

Б

Б

А

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

А

Б

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

А

Б

Б

А

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

А

Б

А

Б

Б

А