Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стиль управления: сущность, критерии классификации и особенности на предприятиях).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стиль управления: сущность, критерии классификации и особенности на предприятиях
1.1 Понятие, виды и критерии оценки стиля управления
1.2 Стили и техника лидерства на предприятии
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Комаровка»
3. Оценка формирования и пути совершенствования стиля управления в ОАО «Комаровка»
3.1 Оценка стиля управления руководителя ОАО «Комаровка»
3.2 Пути дальнейшего совершенствования управления на предприятии
Содержание:
Введение
В научной дискуссии об управлении в широком смысле важным является вопрос о способах управления, который во многом зависит от личности руководителя. Стиль управления представляет собой совокупность способов влияния руководителя на подчиненных. Этот стиль имеет огромное влияние на принятие решений, процесс мотивации и поведение по отношению к подчиненным.
Лидерство – это способность повести за собой более или менее многочисленные группы сторонников. Лидер поэтому имеет на них огромное влияние, что играет важную роль в управлении организацией.
На выбор стиля руководства влияют такие факторы, как размер коллектива, пол участников и способ представления стиля руководства. Оказывается, что чем более многочисленным является коллектив, тем в большей степени можно наблюдать удовлетворение от демократического стиля.
Если принять во внимание пол, то демократический стиль предпочтительнее для женщин, а автократический – для мужчин.
Когда ситуация очень благоприятная и когда ситуация очень неблагоприятная, эффективным является авторитарный стиль руководства.
Однако если ситуация средняя (удовлетворительная), то более эффективным является демократический стиль.
Стоит обратить внимание на то, что обычно автократический стиль эффективен, когда отношения между работниками очень хорошие. В противоположной ситуации, как правило, более оправдан демократический стиль. Проблематика лидерства и предпочтительного стиля руководства связана с непосредственным отношением лидеров к результатам труда.
Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается тем, что оптимальным стилем управления является тот, который основан на конкретных психосоциальных условиях.
Наилучшими лидерами будут те, которые обладают способностью мотивировать либо тормозить действия подчиненных, а также имеют естественный стиль управления. А, как известно, правильно выбранный стиль управления организацией, является залогом ее дальнейшего эффективного развития на рынке в условиях жесткой конкуренции.
Цель данной работы - на основании литературных источников и данных предприятия разработать предложения по формированию и повышению совершенствованию стиля управления на предприятии ОАО «Комаровка».
Объектом курсовой работы является ОАО «Комаровка».
Предмет исследования – стиль управления на предприятии.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность, критерии классификации и особенности стилей управления на предприятиях;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Комаровка»;
- дать оценку формирования и предложить пути совершенствования стиля управления в ОАО «Комаровка».
В процессе выполнения курсовой работы применялись диалектический метод, синтез, расчетно-аналитический метод, методы сравнения, анализа и экспертных оценок.
Областью возможного практического использования полученных в процессе исследования результатов является их внедрение в деятельность по укреплению функционирования ОАО «Комаровка».
Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, публикации специалистов, нормативно-правовая база Республики Беларусь, справочная литература, статистические данные, фактические материалы предприятия.
1. Стиль управления: сущность, критерии классификации и особенности на предприятиях
1.1 Понятие, виды и критерии оценки стиля управления
Слово «стиль» греческого происхождения Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк» Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера
Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений [2, c. 59].
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т е стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.
Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами.
Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоречие. Т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.
Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические) [2, c. 62].
Как видно, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства. Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К.Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический стили. Данный подход и положен автором в основу классификации стилей руководства.Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными.
Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.
Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Т.е. вся власть сосредоточена в руках руководителя-автократа. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии (все постоянно должны быть на виду, см. рисунок 1.1.а).
Это создает напряженную обстановку, так как подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.
Рисунок 1.1 - Место руководителя-автократа (а) и руководителя-демократа (б) при проведении деловых совещаний
Примечание. – Источник: [2, c. 64]
Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру
Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства
Характеристики |
Стиль руководства |
|
Авторитарный (директивный) |
Демократический |
|
«Кредо», принцип |
Руководитель - повелитель, руководимый — подчиненный |
Руководитель - координатор, руководимый — партнер |
Авторитет |
По должности (формальный) |
По работе (реальный) |
Степень организованности |
Детальная организация исполнения работ |
Гибкие организационные рамки исполнения работ |
Вид решения |
Единоличные решения |
Коллегиальные решения |
Вид распоряжений |
Приказ |
Просьба |
Делегирование полномочий |
Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них |
Делегируется общая задача и общая ответственность |
Вид контроля |
Контроль исполнения |
Контроль результата |
Примечание. – Источник: [2, c. 64]
Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение «неугодных» является целью его управленческой деятельности. В споре он часто произносит сакраментальную фразу «Мы с тобой не сработаемся» В таких условиях естественно отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.
Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства. Современная НТР во многом изменила прежнюю ситуацию. Большинство видов физического труда и рутинные операции, относящиеся к умственному, начинают выполнять машины под управлением самих же машин, что неминуемо приводит к изменению отношения людей к своей работе [10, c. 12].
Теперь затрата физических и умственных усилий в процессе трудовой деятельности столь же естественна, как, например, игра или отдых, поэтому любому человеку не должно быть присуще чувство отвращения к работе. Последняя при соответствующих условиях может и должна служить источником удовлетворения, а вовсе не наказанием, которого бы люди старались избежать. Ее добровольное выполнение делает ненужным принуждение и внешний контроль. Человек может управлять своей деятельностью самостоятельно, направляя ее на достижение поставленной цели, достижение само по себе становится наградой за приложенные усилия.
Нормальный человек в обычных условиях не только готов брать на себя ответственность, но и ищет ее; стремление же избежать последней, недостаток честолюбия, беспокойство о личной безопасности являются лишь следствием влияния окружающей действительности, а не спецификой человеческой природы.
Большинство людей, по мнению исследователей, обладают сравнительно высокой степенью фантазии, изобретательности, творчества, которые можно с успехом применить в интересах организации, тем более, что реальный потенциал человека сегодня используется лишь в незначительной степени.
Организации, в которых доминирует демократический стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а успех служит вознаграждением [15, c. 44].
Демократический стиль руководства апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решении, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними, таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении.