Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стиль управления: сущность, критерии классификации и особенности на предприятиях).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стиль управления: сущность, критерии классификации и особенности на предприятиях
1.1 Понятие, виды и критерии оценки стиля управления
1.2 Стили и техника лидерства на предприятии
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Комаровка»
3. Оценка формирования и пути совершенствования стиля управления в ОАО «Комаровка»
3.1 Оценка стиля управления руководителя ОАО «Комаровка»
3.2 Пути дальнейшего совершенствования управления на предприятии
Как и у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: «консультативную» и «партисипативную». В рамках «консультативной» руководитель хотя и не полностью, но в значительной мере доверяет подчиненным, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагает. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержку.
«Партисипативная» форма демократического руководства предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах (и тогда они ответят тем же), всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, привлекают их к постановке целей и контролю, что дает возможность им не ощущать себя пешками. Все это сплачивает коллектив.
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический — сложными, где на первом месте выступает качество [5, c. 14].
Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям Требователен, но справедлив В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива
Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (рис 1,6).
Как видно, приемы и способы воздействия на подчиненных у автократа и демократа существенно разнятся (табл. 1.1).
Руководитель с либеральным (невмешателъским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления
Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций пассивен, можно сказать, «плывет по течению» Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных
Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого может быть панибратство, а «дистанция» руководителя со своими подчиненными на работе крайне незначительна. В конечном счете, руководитель либерального стиля не проявляет сколь-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна. В конечном итоге все сводится к технологии принятия управленческих решений, в частности менеджер:
- единолично принимает решение и извещает о нем («чистый автократ»);
- «внушает» решение;
- высказывает свои мысли, идеи и предлагает задавать вопросы;
- предлагает пробное решение в качестве опытного образца (модели) для решения;
- раскрывает суть проблемы, дает указания, оценивает предложения, принимает решения («чистый» демократ);
- устанавливает ограничения и просит сотрудников принять решение;
- позволяет подчиненным действовать без ограничений, установленных руководством «свыше» («чистое невмешательство»).
Исследования немецких ученых выявили зависимость между результатами труда и стилем руководства Эффективность различных стилей оценивалась в течение трех лет.
Самые высокие результаты у коллектива, где преобладает демократический стиль руководства, и самые низкие - либеральный и авторитарный (рис 1.2).
Рисунок 1.2 - Эффективность различных стилей работы руководителя J — авторитарный стиль 2 — либеральный 3 — демократический
Примечание. – Источник: [2, c. 66]
Исследовались производительность труда, психологический климат, текучесть кадров и прибыль
Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации. На этом положении основана система ГРИД (рис. 1.3.).
Рисунок 1.3 - Типы управления (ГРИД)
Примечание. – Источник: [5, c. 69]
В ГРИД наглядно представлены различные способы реализации полномочий руководителем Действия руководителя осуществляются в двух основных измерениях (см. рисунок 1.3):
- забота о производстве (ось X) - стремление к получению положительных производственных результатов,
- забота о людях (ось У) - стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу, понимания и поддержки. Это создание благоприятных условий труда, ходатайство о повышении зарплаты, премирование и т. п.
Взаимосвязь измерений для определения типов управления схематически может быть представлена в виде таблицы с 9-балльной оценкой. В таблице ГРИД 1 балл - это низкая степень измерения, а 9 баллов - высокая Другие показатели обозначают промежуточные степени того или иного измерения [7, c. 113].
Конкретный тип руководства базируется на конкретной системе допущений в отношении способов использования власти и полномочий в интересах объединения людей в рамках трудового коллектива.
Из всей совокупности типов руководства можно выбрать пять, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей.
9. 1 - максимальная забота об эффективности производства (9 баллов) сочетается с минимальной заботой о подчиненных (1 балл) Руководитель типа 9 1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктуя подчиненным, что и как они должны делать
1. 9 - минимальная забота о производстве (1 балл) сочетается с максимальной заботой о людях (9 баллов) Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей
1. 1 - минимальная забота о производстве и о нуждах работников Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации
5. 5 - это теория руководителя с философией «золотой середины» В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных
9. 9 - высокий уровень заботы о производстве синтезирован высоким уровнем заботы о людях. В действиях руководителя типа 9. 9 преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач
Согласно системе ГРИД названные типы управления являются основными Однако в управленческой практике выделяются еще три дополнительных типа управления Их рассматривают как сочетание описанных выше пяти «чистых» типов
Патернализм (материализм) — это сочетание высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, однако он носит не интеграционный характер, а дополняющий Приоритет отдается исполнительности [9, c. 24].
Оппортунизм - сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные личные преимущества
Фасадизм, как и архитектурное слово «фасад», означает лицевую, фронтальную сторону здания Управленческий фасад аналогичен (фронтальная сторона может быть фальшивой, так как загораживает то, что в действительности находится за ней).
1.2 Стили и техника лидерства на предприятии
В зависимости от стиля руководства выделяют стили лидерства. Стиль лидерства – типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три стиля лидерства: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.). При осуществлении управленческой деятельности необходимо опираться на тот или иной стиль лидерства (руководства). При этом оптимальный стиль лидерства – создания образа будет определяться организационной культурой самой команды и организации, к которой она принадлежит.
Оптимальный же стиль лидерства-руководства будет определяться в каждый конкретный момент, в зависимости от того, с какой задачей сталкивается сотрудник, есть ли у него опыт, знания и навыки для ее решения, а также тем, настроен ли он приступить к реализации этой задачи, и уверен ли в своих силах. С развитием команды и изменением характера решаемых задач стиль лидерства, чтобы оставаться оптимальным, должен меняться.
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на [7, с. 62]:
- традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
- рационально – легальных, или рутинных – это лидеры, избранные демократическим путем;
- харизматических – лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
- социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
- политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации.
Энергия этих групп может быть как созидательной, так и разрушительной. Она может быть сфокусирована в едином направлении, но может также быть направлена на противоречивые цели, в результате чего распыляются организационные ресурсы, что в итоге понижает степень эффективности коллективной деятельности.
Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.
В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой динамикой. Групповая динамика – это очень сложный и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика определяет энергию развития группового поведения и степень эффективности решения группой стоящих перед ней задач.