Файл: Факультет электронного обучения. Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем более, что мировой кризис не закончился. Страны еврозоны ломают голову, как спасти своих «блудных дочерей» в лице Италии, Португалии, Испании и Греции. Скорее всего, их будут вытаскивать из ямы за счёт более успешных соседей по Евросоюзу. Так что «штормить» европейскую экономику будет ещё долго. В незавидном положении находится и США, балансируя на грани дефолта. Лишь Китай держится бодрячком и по-прежнему клепает всё подряд: от ширпотреба до самолётов. Но вот незадача: экономический рост в отдельно взятой стране не может длиться бесконечно. Рано или поздно подъём сменяется падением. Уже сейчас эксперты говорят о перегреве китайской экономики. Однажды и она «забуксует». Так что вероятность второй волны кризиса достаточно велика. Наивно будет надеяться, что нас минет чаша сия. Ведь российская экономика являются частью мировой.

Ещё один удар может быть нанесён по геополитическим интересам России. Давайте не будем тешить себя иллюзиями: для Запада наша страна была и остаётся конкурентом. Поэтому её ослабление на руку многим политическим силам. Добиться этого можно как экономическими, так и политическими способами. Например, сыграв на сепаратистских настроениях в национальных автономиях. Несколько щедрых денежных инъекций в дело «борьбы за независимость» — и перед Россией замаячит угроза гражданского противостояния. Нельзя сбрасывать со счетов и китайцев, с интересом поглядывающих на Сибирь и Дальний Восток. Поэтому с точки зрения геополитики мы находимся в позиции тигра, окружённого волчьей стаей. Вроде бы и силы есть сопротивляться, да только обложили со всех сторон.

Глава 2 Эмпирическое исследование профессиональной пригодности студентов

2.1 Цели и задачи исследования

Целью исследования является изучение симптомокомплекса профессионально значимых качеств студентов различных специальностей, находящихся на стадии первичной профессиональной социализации.

Задачи:

  • рассмотреть основные методы проведения профессионально-психологического отбора;
  • провести диагностику личностных качеств испытуемых 2 групп;
  • провести сравнительный анализ личностных профилей будущих специалистов-экономистов и специалистов-лингвистов;
  • выявить общий показатель осмысленности жизни учащихся;
  • сравнить профиль смысло-жизненых ориентаций студентов разных групп;
  • определить ведущую профессиональную направленность будущих специалистов;
  • провести сравнительный анализ личностных профилей студентов двух групп;
  • описать симптомокомплекс профессионально значимых качеств, образованных личностными свойствами и смысло-жизненными ориентациями, которые проявляются на стадии первичной профессиональной социализации (в период обучения).

Для соответствия профессии экономиста претендент должен обладать некоторыми необходимыми личностными качествами, мотивацией и направленностью личности и способностями.

Показателям уровня общих способностей у экономиста, как правило, является успешность обучения в средней школе и специальном учебном заведении. Довольно часты и противоположные случаи: студент не особенно успешно учится, а на самостоятельной работе быстро овладевает педагогическим мастерством и пополняет запас теоретических знаний. Следовательно, для успешного овладения профессией необходимы специальные способности.

Уровень специальных способностей проявляется в глубине, разносторонности владения информацией, умениями расчетов и анализа; в быстроте перестройки своей деятельности.

Желательно также иметь достаточный уровень развития интеллекта и эрудиции, аналитические способности, гибкость в рассуждениях и т.п.

2.2 Методики исследования и их краткая характеристика

Для исследования личностных качеств были использованы следующие методики:

1. Тест Кеттела. Многофакторный опросник личности опубликован Р. Б. Кеттелом в 1949г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста – «17 ЛФ», которая представляет автоматизированный русскоязычный вариант теста «16PF» Кеттела, дополненный служебной шкалой «социальной желательности» (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 187 вопросов форм «А» и «В». В данном случае применялась форма «А» предназначенная, для людей от 16 лет и старше. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей рядом авторов выделяются следующие блоки факторов:

1) интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1);

2) эмоционально-волевые особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);

3) коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы A, H, F, E, Q2, N, L).

Опросник данной методики представлен в приложении 1.


На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость - ригидность (QI), самодостаточность - социабельность (QII), рациональность - эмоциональность (QIII), напряженность - расслабленность (QIV). Подъем профиля выше 7 стэнов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее 4 стэнов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Определение «концов» оси фактора, как положительных, так и отрицательных, условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Как отмечают В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, «положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности».

2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста «Смысл в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована Д. А. Леонтьевым в 1986 - 1988 годах.Тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающемся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру.

Описание и тестовый материл методики указан в приложении 2.

Тест СЖО включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля:

Субшкала 1. Цели в жизни.

Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность.

Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Субшкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни).

Субшкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

3. Третья методика – это тест Дж. Холанда на определение профессиональной направленности. Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов[4]


Тестовый материал представлен в приложении 3.

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Профессии - механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.

Профессии - музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Профессии - врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.

Профессии - машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.

Профессии - директор, журналист, администратор, предприниматель и др.

Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.


Профессии в первую очередь научные - математик, физик, астроном и т. д.

2.3 Результаты исследования

В данной работе были исследованы студенты-выпускники Современной Гуманитарной Академии – экономисты и лингвисты - по 20 человек в группе. Всего 40 человек, средний возраст 22,4 года.

Форма проведения эксперимента - групповая. Общее время тестирования занимало 1,5 - 2 часа.

Полученные данные подвергались статистическому анализу на предмет наличия значимых различий. Для этого использовался T-критерий Стьюдента табличное значение которого для уровня значимости 0,05 и выборки 20+20-2=38,равно 2,021.

Результаты по методике Кеттелла.

Результаты полученные при изучении характерологических особенностей представлены в Приложении 4.

В общем виде результаты тестирования по методике Кеттела в двух выборках представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты тестирования по методике Кеттелла.

Шкалы

A

B

С

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

Лингвисты

8,45

7,9

6,15

4,45

6,70

4,75

5,75

7,60

5,50

7,45

6,60

7,45

8,75

9,1

8,85

7,05

Экономисты

4,20

7,15

4,4

6,1

2,7

6,9

6,00

3,85

5,2

2,8

3,00

4,1

8,45

8,7

8,9

7,1

T критерий

3,56

0,02

2,01

2,00

3,47

1,98

2,00

2,36

0,06

3,16

3,01

2,35

0,04

1,96

1,07

0,05

Часть испытуемых показали направленность к отрицательному полюсу фактора В («Высокий интеллект» – «Низкий интеллект»). Это свидетельствуют о неумении сконцентрировать внимание на задаче, «отстраниться» от эмоциональных переживаний, мешающих решать интеллектуальные задачи.

Согласно результатам расчетов выявлены значимые значения tэмп для показателей «общительность», «экспрессивность», «чувствительность», «практичность», «прямолинейность», «уверенность», что соответствует значимым различиям.