Файл: Факультет электронного обучения. Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании полученных результатов можно утверждать, что существует симптомокомплекс профессионально значимых качеств, образованных личностными свойствами и смысло-жизненными ориентациями, которые проявляются на стадии первичной профессиональной социализации (в период обучения).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о наличии такого симптомокмоплекса экспериментально подтверждена.

заключение

Таким образом, в данной работе мы в общих чертах рассмотрели подходы к  такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделали попытку описания и анализа психологического портрета личности.

Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.

Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.

Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Таким образом, в результате данного исследования выявлено значимое отличие личностных характеристик профессиональной группы студентов- экономистов от группы студентов - лингвистов, что позволяет говорить о наличии профессионального типа личности. То есть нами выявлены типологические характеристики людей, выбирающих профессию экономиста. Эти личностные характеристики образуют симптомокомплекс личностных качеств специалиста, определяющих его профессиональную компетентность на этапе первичной социализации (обучении профессии).

В перспективе данного исследования интересно было бы экспериментально проверить успешность этих характеристик в профессиональной деятельности.


Перекосы в развитии экономики и усиление авторитарных тенденций порождает массовое недовольство. Как минимум, половина молодёжи мечтает уехать из страны, поскольку не видит здесь перспектив для себя. Большинство простых россиян обозлено растущим социальным неравенством и полной беззащитностью перед лицом государственной машины. Если этот кипящий котёл рванёт — всем мало не покажется. Чем чреват русский бунт, мы хорошо знаем из учебников истории.

Тем более что мировой кризис не закончился. Страны еврозоны ломают голову, как спасти своих «блудных дочерей» в лице Италии, Португалии, Испании и Греции. Скорее всего, их будут вытаскивать из ямы за счёт более успешных соседей по Евросоюзу. Так что «штормить» европейскую экономику будет ещё долго. В незавидном положении находится и США, балансируя на грани дефолта. Лишь Китай держится бодрячком и по-прежнему клепает всё подряд: от ширпотреба до самолётов. Но вот незадача: экономический рост в отдельно взятой стране не может длиться бесконечно. Рано или поздно подъём сменяется падением. Уже сейчас эксперты говорят о перегреве китайской экономики. Однажды и она «забуксует». Так что вероятность второй волны кризиса достаточно велика. Наивно будет надеяться, что нас минет чаша сия. Ведь российская экономика являются частью мировой.

Ещё один удар может быть нанесён по геополитическим интересам России. Давайте не будем тешить себя иллюзиями: для Запада наша страна была и остаётся конкурентом. Поэтому её ослабление на руку многим политическим силам. Добиться этого можно как экономическими, так и политическими способами. Например, сыграв на сепаратистских настроениях в национальных автономиях. Несколько щедрых денежных инъекций в дело «борьбы за независимость» — и перед Россией замаячит угроза гражданского противостояния. Нельзя сбрасывать со счетов и китайцев, с интересом поглядывающих на Сибирь и Дальний Восток. Поэтому с точки зрения геополитики мы находимся в позиции тигра, окружённого волчьей стаей. Вроде бы и силы есть сопротивляться, да только обложили со всех сторон.

Перекосы в развитии экономики и усиление авторитарных тенденций порождает массовое недовольство. Как минимум, половина молодёжи мечтает уехать из страны, поскольку не видит здесь перспектив для себя. Большинство простых россиян обозлено растущим социальным неравенством и полной беззащитностью перед лицом государственной машины. Если этот кипящий котёл рванёт — всем мало не покажется. Чем чреват русский бунт, мы хорошо знаем из учебников истории.


Тем более что мировой кризис не закончился. Страны еврозоны ломают голову, как спасти своих «блудных дочерей» в лице Италии, Португалии, Испании и Греции. Скорее всего, их будут вытаскивать из ямы за счёт более успешных соседей по Евросоюзу. Так что «штормить» европейскую экономику будет ещё долго. В незавидном положении находится и США, балансируя на грани дефолта. Лишь Китай держится бодрячком и по-прежнему клепает всё подряд: от ширпотреба до самолётов. Но вот незадача: экономический рост в отдельно взятой стране не может длиться бесконечно. Рано или поздно подъём сменяется падением. Уже сейчас эксперты говорят о перегреве китайской экономики. Однажды и она «забуксует». Так что вероятность второй волны кризиса достаточно велика. Наивно будет надеяться, что нас минет чаша сия. Ведь российская экономика являются частью мировой.

Ещё один удар может быть нанесён по геополитическим интересам России. Давайте не будем тешить себя иллюзиями: для Запада наша страна была и остаётся конкурентом. Поэтому её ослабление на руку многим политическим силам. Добиться этого можно как экономическими, так и политическими способами. Например, сыграв на сепаратистских настроениях в национальных автономиях. Несколько щедрых денежных инъекций в дело «борьбы за независимость» — и перед Россией замаячит угроза гражданского противостояния. Нельзя сбрасывать со счетов и китайцев, с интересом поглядывающих на Сибирь и Дальний Восток. Поэтому с точки зрения геополитики мы находимся в позиции тигра, окружённого волчьей стаей. Вроде бы и силы есть сопротивляться, да только обложили со всех сторон.

список использованной литературы

  1. Алишев Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. - М., 2007.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 2008.
  3. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля//Психологический журнал, 2004. – Т. 5. - № 3. – с.36 – 42.
  4. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. - М., 2009.
  5. Бодров В.А. Основы профессионализма. - М., 2006.
  6. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. . - М.,2007.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 2008. – Стр. 281-310.
  8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. Киев, 2006.
  9. Еникеев Е.И. Общая и социальная психология. Учебник для ВУЗов М.2009.
  10. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. - Кострома, 2006.
  11. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2008. – 258 с.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2007.
  13. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 2002. – 407 с.
  14. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –  688 с.
  15. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 643 с.
  16. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура «личности» . – М: Изд-во ЦЕНТР, 2009. – 400 с.
  17. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. [Текст] / П. А. Рудик. - М., 2008.
  18. Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки: Учеб. пособие. - Ярославль, 2003.
  19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. - М., 2006.
  20. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. - Л., 2008.
  21. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М: Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с

Приложение 1

опросник методики Кеттелла

Приложение 2

ТЕСТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (СЖО)

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

БЛАНК СЖО

Ф.И.О._________________________ Пол______ Возраст_________ Образование__________

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Обычно мне очень скучно.

3

2

1

0

1

2

3

Обычно я полон энергии.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.

3

2

1

0

1

2

3

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.

В жизни я не имею определенных целей и намерений.

3

2

1

0

1

2

3

В жизни я имею очень ясные целя и намерения.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.

3

2

1

0

1

2

3

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.

3

2

1

0

1

2

3

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

3

2

1

0

1

2

3

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь наполнена интересными делами.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

3

2

1

0

1

2

3

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

3

2

1

0

1

2

3

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

3

2

1

0

1

2

3

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

Я человек очень обязательный.

3

2

1

0

1

2

3

Я человек совсем не обязательный.

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

3

2

1

0

1

2

3

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

3

2

1

0

1

2

3

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

3

2

1

0

1

2

3

В жизни я нашел свое призвание и целя.

Мои жизненные взгляды еще не определились.

3

2

1

0

1

2

3

Мои жизненные взгляды вполне определились.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

3

2

1

0

1

2

3

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.

3

2

1

0

1

2

3

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.


Приложение 3

Назначения теста Дж. Холланда

Методика предназначена для определения профессиональной направленности личности.

Инструкция к тесту

Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?".

Тестовый материал

Первый вариант

Вариант А

Вариант Б

1

Инженер-технолог

Инженер-конструктор

2

Вязальщик

Санитарный врач

3

Повар

Наборщик

4

Фотограф

Заведующий магазином

5

Чертежник

Дизайнер

6

Философ

Психиатр

7

Ученый-химик

Бухгалтер

8

Редактор научного журнала

Адвокат

9

Лингвист

Переводчик художественной литературы

10

Врач-психиатр

Статистик

11

Завуч

Председатель профкома

12

Спортивный врач

Фельетонист

13

Нотариус

Снабженец

14

Перфоратор

Карикатурист

15

Политический деятель

Писатель

16

Садовник

Метеоролог

17

Водитель троллейбуса

Медсестра

18

Инженер-электронщик

Секретарь-машинистка

19

Маляр

Художник по металлу

20

Биолог

Глазной врач

21

Телеоператор

Режиссер

22

Гидролог

Ревизор

23

Зоолог

Главный зоотехник

24

Математик

Архитектор

25

Работник детской комнаты милиции

Счетовод

26

Учитель

Командир части

27

Воспитатель

Художник по керамике

28

Экономист

Заведующий отделом

29

Корректор

Критик

30

Завхоз

Дирижер

31

Радиооператор

Специалист по ядерной физике

32

Наладчик

Монтажник

33

Агроном-семеновод

Председатель колхоза

34

Закройщик-модельер

Декоратор

35

Археолог

Эксперт

36

Работник музея

Консультант

37

Ученый

Актер

38

Логопед

Стенографист

39

Врач

Дипломат

40

Главный бухгалтер

Директор

41

Поэт

Психолог

42

Архивариус

Скульптор