Файл: Факультет электронного обучения. Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности
1.1 Система профессионального отбора и профпригодности в психофизиологии
1.2 Психологические компоненты работоспособности
1.3 Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности
Глава 2 Эмпирическое исследование профессиональной пригодности студентов
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Методики исследования и их краткая характеристика
Таким образом, разница между выборками достоверна - различия между результатами по ряду показателей значимые. Можно утверждать, что лингвисты имеют ряд личностных особенностей, отличающихся от экономистов.
Личностный профиль студента - лингвиста отличается от личностного профиля студента -экономиста. (см. Рис.1)
Рис.1 Усредненный личностный профиль студента –лингвиста и студента -экономиста.
На основании соотнесения экспериментальных данных с личностными характеристиками экономиста (профессиографические требования) были выявлены следующие характеристики профиля экономистов:
-средний уровень общительности, что является достаточно важным качеством для экономиста, т.к. по роду своей профессиональной деятельности он общается с людьми, проводит совещания, презентации и т.п.;
-Высокий уровень интеллектуальных способностей, что также является профессионально важным качеством для экономиста, для которого важно хорошее владение понятийно-логическим аппаратом, развитое мышление и интеллектуальные способности;
-у экономистов выявлен средний балл по эмоциональной устойчивости, что предполагает выдержанность, работоспособность, медленное нервное утомление, что положительно коррелирует с выделенными профессионвально важными качествами экономиста;
-также выявлены средние значения фактора доминантности, что предполагает хороший баланс подчиненности- доминантности;
-оценки по фактору экспрессивности -низкие, что отличает экономистов по этому показателю от группы лингвистов и предполагает благоразумие, рассудительность, что является положительным моментом для профессиональной деятельности экономиста;
- также экономистов от группы лингвистов отличает осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, деловая направленность, что является необходимым в их профессиональной деятельности;
-по фактору смелости и в той и в другой группе получены средние показатели, проявляющиеся в хорошем уровне профессиональных контактов. Совпадение по степени выраженности данного показателя в обеих группах является следствием того, что этот параметр играет одинаково важную роль в профессиональной деятельности, как экономистов, так и лингвистов;
-по следующему параметру- жесткости в группе экономистов получены значимо более низкие баллы, что предполагает наличие у них более высокой рассудочности, реалистичности суждений, практичности по сравнению с лингвистами, для которых данный параметр в структуре профессиографических требованиях не расценивается как важный;
-следующий фактор «доверчивость» равновыражен в обеих группах, что свидетельствует об эмоциональном отношении к людям и не должен характеризовать личность с точки зрения профессиональной направленности;
-по параметру практичности у группе экономистов зафиксирован более низкий балл, что говорит о более выраженных к экономистов практичности и добросовестности;
-экономисты отличаются сене сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям, что является для них желательной чертой с точки зрения профессиографических требований;
-также выявлено, что экономисты более хладнокровны ,спокойны и уверены в себе по сравнению с лингвистами.
Таким образом, основными требованиями к профессиональной компетентности экономиста являются свойства личности специалиста, включающие в себя знания и умения. А также наличие глубинных свойств личности, таких как потребность в общении, уверенность в себе и самооценка, а также реалистичность и деловая направленность. Различия именно по этим качествам и получены нами в результате сравнения групп студентов- лингвистов и студентов - экономистов .
Результаты диагностики по тесту СЖО (см. Приложение 5).
Результаты тестирования по методике СЖО представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты тестирования по методике СЖО.
параметры |
Общий |
Цели |
Процесс |
Результат |
ЛК-Я |
ЛК-Жизнь |
лингвисты |
103,8 |
21,5 |
18,5 |
20,5 |
16,5 |
23,8 |
экономисты |
107,4 |
27,5 |
20,5 |
20,4 |
17,1 |
24,1 |
t-критерий |
2,01 |
1,97 |
1,37 |
0,98 |
1,95 |
1,94 |
Учитывая, что наиболее емким определением профессионального самоопределения является процесс формирования единой смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, мы связываем успешность выбора профессии с показателями осмысленности жизни личности.
По многим субшкалам у лингвистов получены значения ниже средних показателей. Это позволяет констатировать, что испытуемые имеют достаточно низкую осмысленность жизни, что является препятствием как для эффективной профессиональной деятельности так и для успешности в жизни в целом.
- Низкие баллы по первой шкале «Цели в жизни» характеризуют у испытуемых отсутствие жизненных целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
- Показатели по второй шкале («Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность») говорят о том, как воспринимают испытуемые процесс жизни. Низкие баллы по этой шкале у студентов - признак недостаточной удовлетворенности своей жизнью в настоящем, при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
- Третья шкала («Результативность жизни и удовлетворенность самореализацией») отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы характеризуют испытуемых как людей неудовлетворенных прожитой частью жизни.
- Показатели по шкале четвертой («Локус контроля – Я») у части обследуемых несколько выше, по сравнению со средними показателями. Это говорит о достаточной уверенности в собственных силах и неумении контролировать события собственной жизни.
- По шкале «Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью» показатели ниже средних значений. Это говорит о том, что для испытуемых характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Следует отметить, что низкие показатели осмысленности жизни у части претендентов могут указывать на то, что они не ставят перед собой конкретных целей, предпочитают «плыть по течению», не видят перспектив реализации своих профессиональных навыков, полученных в процессе обучения.
На основании анализа результатов тестирования по методике СЖО значимых различий по шкалам между студентами - экономистами и студентами - лингвистами не выявлено. На уровне визуальной оценки (см. Рис.2) можно отметить, что общий показатель осмысленности жизни у студентов экономистов несколько выше, чем у студентов - лингвистов, но статистически эти отличия не подтверждены.
Рис. 2. Профиль смысложизненных ориентаций студентов.
На основании сравнения экспериментальных данных с профессиографическими требованиями нами было выявлено, что имеется тенденция более высокого осознания жизненных перспектив и целей у студентов -экономистов, по сравнению с лингвистами, что вероятно является следствием требований их будущей профессиональной деятельности (планирование и контроль).
Также выявлен несколько более высокий уровень целеполагания в группе экономистов, что может быть аргументировано теми же самыми причинами.
Лингвисты в целом более полагаются на случай, менее ориентированы на цели и общий уровень жизненных ориентаций у них ниже.
Результаты, полученные по методике Холланда находятся в приложении 6.
Результаты диагностики по методике Холланда представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты диагностики по методике Холланда.
группы |
реал |
социо |
интелл |
конвек |
предп |
Артист |
Лингвисты |
9,2 |
10,6 |
10,8 |
11,45 |
10,05 |
9,25 |
Экономисты |
11,9 |
9,1 |
10,7 |
11,5 |
12 |
6,75 |
t-критерий |
2,08 |
1,97 |
0,96 |
0,18 |
2,03 |
2,09 |
Часть респондентов показала по тесту Дж. Холланда ведущую направленность на другие сферы, отличные от требуемой.(см. Приложение 6),но часть эта настолько незначительна, что в расчетах ее доля ничтожно мала и не влияет на общую статистическую картину.
Согласно результатам расчетов получены значимые значения tэмп = для показателей «реалистичный тип», «предприимчивый тип» и «артистичный тип»,что соответствует значимым различиям . Таким образом, разница между выборками достоверна - различия между результатами по показателю значимые. Можно утверждать, что студенты - экономисты более предприимчивы и прагматичны, зато студенты - лингвисты более артистичны.(см. Рис.3)
Рис. 3. Распределение студентов по типам
2.4 Анализ полученных результатов
На основании сравнения средних результатов в группах студентов между собой и перечнем профессионально важных качеств можно утверждать, что:
-среди лиц с реалистичным типов значимо преобладают студенты - экономисты, что является прямым подтверждение их профессиональной пригодности ,исходя из характеристик данного типа;
-среди представителей социального типа менее сего студентов - экономистов, что также является закономерным, т.к. к этому типу в большинстве случаев относятся люди «помогающих» профессий, профессий, основой которых является контакт и взаимодействие с людьми, ч то в случае данного исследования более приемлемо для лингвистов;
-среди представителей интеллектуального типа лингвистов и экономистов поровну, что также не противоречит профессиональным требованиям, т.к. интеллектуальные качества одинакового важны как для лингвистов, так и для экономистов;
-примерно такое же распределение получено и для конвенционального типа, для которого характерно предпочтение четко структурированной деятельности, что является одинаково важным и для экономистов ,например, при составлении документов, и для лингвистов, работающих с текстами и правилами;
-предприимчивый тип более часто встречается в группе экономистов, что не противоречит требованиям, предъявляемым к наличию профессионально важных качеств для экономиста, среди которых есть креативность, именно это качество является ведущим для предприимчивого типа;
-артистический тип среди экономистов встречается редко, чаще он присутствует в группе лингвистов, что также вписывается в профессиографические требования.
В ходе практического исследования были решены следующие задачи:
- проведена диагностика личностных качеств испытуемых 2 групп;
- проведен сравнительный анализ личностных профилей будущих специалистов-экономистов и специалистов-лингвистов;
- выявлен общий показатель осмысленности жизни учащихся;
- описан симптомокомплекс профессионально значимых качеств, образованных личностными свойствами и смысло-жизненными ориентациями, которые проявляются на стадии первичной профессиональной социализации (в период обучения).
Таким образом, в рамках данного исследования были выявлены значимые статистические различия между выборками студентов- экономистов и студентов - лингвистов:
-у лингвистов более выражены такие черты личности, как «общительность», «экспрессивность», «чувствительность»,
- у экономистов более выражены такие черты личности как «практичность», «прямолинейность», «уверенность»;
-в выборке лингвистов наиболее часто встречается артистичный тип
-в выборке экономистов наиболее часто встречаемые типы -предприимчивый и реалистичный .
Таким образом, основными требованиями к профессиональной компетентности экономиста являются свойства личности специалиста, включающие в себя знания и умения. А также наличие глубинных свойств личности, таких как потребность в общении, уверенность в себе и самооценка, а также реалистичность и деловая направленность. Различия именно по этим качествам и получены нами в результате сравнения групп студентов- лингвистов и студентов - экономистов .
В ходе данного исследования выявлен личностный симптомокомплекс, характерный для студентов – экономистов- это прагматичность и реалистичность, достаточно высокий интеллектуальный уровень, самооценка и уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, паритет между доминатностью и зависимостью, наличие черт креативности и предприимчивости, высокий уровень жизнеосмысленности и целеполагания.