Файл: Факультет электронного обучения. Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, разница между выборками достоверна - различия между результатами по ряду показателей значимые. Можно утверждать, что лингвисты имеют ряд личностных особенностей, отличающихся от экономистов.

Личностный профиль студента - лингвиста отличается от личностного профиля студента -экономиста. (см. Рис.1)

Рис.1 Усредненный личностный профиль студента –лингвиста и студента -экономиста.

На основании соотнесения экспериментальных данных с личностными характеристиками экономиста (профессиографические требования) были выявлены следующие характеристики профиля экономистов:

-средний уровень общительности, что является достаточно важным качеством для экономиста, т.к. по роду своей профессиональной деятельности он общается с людьми, проводит совещания, презентации и т.п.;

-Высокий уровень интеллектуальных способностей, что также является профессионально важным качеством для экономиста, для которого важно хорошее владение понятийно-логическим аппаратом, развитое мышление и интеллектуальные способности;

-у экономистов выявлен средний балл по эмоциональной устойчивости, что предполагает выдержанность, работоспособность, медленное нервное утомление, что положительно коррелирует с выделенными профессионвально важными качествами экономиста;

-также выявлены средние значения фактора доминантности, что предполагает хороший баланс подчиненности- доминантности;

-оценки по фактору экспрессивности -низкие, что отличает экономистов по этому показателю от группы лингвистов и предполагает благоразумие, рассудительность, что является положительным моментом для профессиональной деятельности экономиста;

- также экономистов от группы лингвистов отличает осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, деловая направленность, что является необходимым в их профессиональной деятельности;

-по фактору смелости и в той и в другой группе получены средние показатели, проявляющиеся в хорошем уровне профессиональных контактов. Совпадение по степени выраженности данного показателя в обеих группах является следствием того, что этот параметр играет одинаково важную роль в профессиональной деятельности, как экономистов, так и лингвистов;

-по следующему параметру- жесткости в группе экономистов получены значимо более низкие баллы, что предполагает наличие у них более высокой рассудочности, реалистичности суждений, практичности по сравнению с лингвистами, для которых данный параметр в структуре профессиографических требованиях не расценивается как важный;


-следующий фактор «доверчивость» равновыражен в обеих группах, что свидетельствует об эмоциональном отношении к людям и не должен характеризовать личность с точки зрения профессиональной направленности;

-по параметру практичности у группе экономистов зафиксирован более низкий балл, что говорит о более выраженных к экономистов практичности и добросовестности;

-экономисты отличаются сене сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям, что является для них желательной чертой с точки зрения профессиографических требований;

-также выявлено, что экономисты более хладнокровны ,спокойны и уверены в себе по сравнению с лингвистами.

Таким образом, основными требованиями к профессиональной компетентности экономиста являются свойства личности специалиста, включающие в себя знания и умения. А также наличие глубинных свойств личности, таких как потребность в общении, уверенность в себе и самооценка, а также реалистичность и деловая направленность. Различия именно по этим качествам и получены нами в результате сравнения групп студентов- лингвистов и студентов - экономистов .

Результаты диагностики по тесту СЖО (см. Приложение 5).

Результаты тестирования по методике СЖО представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты тестирования по методике СЖО.

параметры

Общий

Цели

Процесс

Результат

ЛК-Я

ЛК-Жизнь

лингвисты

103,8

21,5

18,5

20,5

16,5

23,8

экономисты

107,4

27,5

20,5

20,4

17,1

24,1

t-критерий

2,01

1,97

1,37

0,98

1,95

1,94

Учитывая, что наиболее емким определением профессионального самоопределения является процесс формирования единой смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, мы связываем успешность выбора профессии с показателями   осмысленности жизни   личности.

По многим субшкалам у лингвистов получены значения ниже средних показателей. Это позволяет констатировать, что испытуемые имеют достаточно низкую осмысленность жизни, что является препятствием как для эффективной профессиональной деятельности так и для успешности в жизни в целом.

- Низкие баллы по первой шкале «Цели в жизни» характеризуют у испытуемых отсутствие жизненных целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.


- Показатели по второй шкале («Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность») говорят о том, как воспринимают испытуемые процесс жизни. Низкие баллы по этой шкале у студентов - признак недостаточной удовлетворенности своей жизнью в настоящем, при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

- Третья шкала («Результативность жизни и удовлетворенность самореализацией») отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы характеризуют испытуемых как людей неудовлетворенных прожитой частью жизни.

- Показатели по шкале четвертой («Локус контроля – Я») у части обследуемых несколько выше, по сравнению со средними показателями. Это говорит о достаточной уверенности в собственных силах и неумении контролировать события собственной жизни.

- По шкале «Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью» показатели ниже средних значений. Это говорит о том, что для испытуемых характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Следует отметить, что низкие показатели осмысленности жизни у части претендентов могут указывать на то, что они не ставят перед собой конкретных целей, предпочитают «плыть по течению», не видят перспектив реализации своих профессиональных навыков, полученных в процессе обучения.

На основании анализа результатов тестирования по методике СЖО значимых различий по шкалам между студентами - экономистами и студентами - лингвистами не выявлено. На уровне визуальной оценки (см. Рис.2) можно отметить, что общий показатель осмысленности жизни у студентов экономистов несколько выше, чем у студентов - лингвистов, но статистически эти отличия не подтверждены.

Рис. 2. Профиль смысложизненных ориентаций студентов.

На основании сравнения экспериментальных данных с профессиографическими требованиями нами было выявлено, что имеется тенденция более высокого осознания жизненных перспектив и целей у студентов -экономистов, по сравнению с лингвистами, что вероятно является следствием требований их будущей профессиональной деятельности (планирование и контроль).

Также выявлен несколько более высокий уровень целеполагания в группе экономистов, что может быть аргументировано теми же самыми причинами.


Лингвисты в целом более полагаются на случай, менее ориентированы на цели и общий уровень жизненных ориентаций у них ниже.

Результаты, полученные по методике Холланда находятся в приложении 6.

Результаты диагностики по методике Холланда представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты диагностики по методике Холланда.

группы

реал

социо

интелл

конвек

предп

Артист

Лингвисты

9,2

10,6

10,8

11,45

10,05

9,25

Экономисты

11,9

9,1

10,7

11,5

12

6,75

t-критерий

2,08

1,97

0,96

0,18

2,03

2,09

Часть респондентов показала по тесту Дж. Холланда ведущую направленность на другие сферы, отличные от требуемой.(см. Приложение 6),но часть эта настолько незначительна, что в расчетах ее доля ничтожно мала и не влияет на общую статистическую картину.

Согласно результатам расчетов получены значимые значения tэмп = для показателей «реалистичный тип», «предприимчивый тип» и «артистичный тип»,что соответствует значимым различиям . Таким образом, разница между выборками достоверна - различия между результатами по показателю значимые. Можно утверждать, что студенты - экономисты более предприимчивы и прагматичны, зато студенты - лингвисты более артистичны.(см. Рис.3)

Рис. 3. Распределение студентов по типам

2.4 Анализ полученных результатов

На основании сравнения средних результатов в группах студентов между собой и перечнем профессионально важных качеств можно утверждать, что:

-среди лиц с реалистичным типов значимо преобладают студенты - экономисты, что является прямым подтверждение их профессиональной пригодности ,исходя из характеристик данного типа;

-среди представителей социального типа менее сего студентов - экономистов, что также является закономерным, т.к. к этому типу в большинстве случаев относятся люди «помогающих» профессий, профессий, основой которых является контакт и взаимодействие с людьми, ч то в случае данного исследования более приемлемо для лингвистов;

-среди представителей интеллектуального типа лингвистов и экономистов поровну, что также не противоречит профессиональным требованиям, т.к. интеллектуальные качества одинакового важны как для лингвистов, так и для экономистов;


-примерно такое же распределение получено и для конвенционального типа, для которого характерно предпочтение четко структурированной деятельности, что является одинаково важным и для экономистов ,например, при составлении документов, и для лингвистов, работающих с текстами и правилами;

-предприимчивый тип более часто встречается в группе экономистов, что не противоречит требованиям, предъявляемым к наличию профессионально важных качеств для экономиста, среди которых есть креативность, именно это качество является ведущим для предприимчивого типа;

-артистический тип среди экономистов встречается редко, чаще он присутствует в группе лингвистов, что также вписывается в профессиографические требования.

В ходе практического исследования были решены следующие задачи:

  • проведена диагностика личностных качеств испытуемых 2 групп;
  • проведен сравнительный анализ личностных профилей будущих специалистов-экономистов и специалистов-лингвистов;
  • выявлен общий показатель осмысленности жизни учащихся;
  • описан симптомокомплекс профессионально значимых качеств, образованных личностными свойствами и смысло-жизненными ориентациями, которые проявляются на стадии первичной профессиональной социализации (в период обучения).

Таким образом, в рамках данного исследования были выявлены значимые статистические различия между выборками студентов- экономистов и студентов - лингвистов:

-у лингвистов более выражены такие черты личности, как «общительность», «экспрессивность», «чувствительность»,

- у экономистов более выражены такие черты личности как «практичность», «прямолинейность», «уверенность»;

-в выборке лингвистов наиболее часто встречается артистичный тип

-в выборке экономистов наиболее часто встречаемые типы -предприимчивый и реалистичный .

Таким образом, основными требованиями к профессиональной компетентности экономиста являются свойства личности специалиста, включающие в себя знания и умения. А также наличие глубинных свойств личности, таких как потребность в общении, уверенность в себе и самооценка, а также реалистичность и деловая направленность. Различия именно по этим качествам и получены нами в результате сравнения групп студентов- лингвистов и студентов - экономистов .

В ходе данного исследования выявлен личностный симптомокомплекс, характерный для студентов – экономистов- это прагматичность и реалистичность, достаточно высокий интеллектуальный уровень, самооценка и уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, паритет между доминатностью и зависимостью, наличие черт креативности и предприимчивости, высокий уровень жизнеосмысленности и целеполагания.