Файл: Логистическая технология JIT(Практические основы применения JIT).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- системы, которые минимизируют запасы в каналах логистики;

- логистические системы быстрого переключения, групповые технологии, выравнивания уровня запасов, превентивное гибкое автоматизированное производство;

- современные системы логистики всеобщего статистического контроля и управления циклами качества товара и т. п.

Из-за чего в данный момент такие технологии принято относить к новой версии концепции «точно в срок» – концепции JIT II.

Изначально JIT-системы вызывали враждебное отношение к себе из-за нажима на поставщиков и предъявления к ним повышенных требований по качеству поставок. Разработана система JITII для достижения гармонии в отношении обеих сторон, которая основана на совместном применении информационных данных и, первоочередно, самых новых прогнозов продаж, система JITII, опираясь исключительно на взаимопонимание и доверие, так как лишь сообща организации могут разрешить существенные расхождения в своих интересах.

Систему JIT называют систему JIT II более, усовершенствованную фирмой BOSE производителем аудиосистем. Подразумевает данная система тесную связь покупателя и продавца и применяется при закупках в масштабах промышленности.

На практике вместо продавца и покупателя можно отследить, что сотрудник фирмы-поставщика сидит в офисе своего клиента в отделе, который занимается закупкой, который уполномочен принимать заказы на закупки у клиента и размещать заказы, по существу, у самого себя. Сотрудник фирмы-поставщика, который работает на заводе, также уполномочен заниматься «совместной работой» там, где находится завод, посещая все совещания по дизайну и проектированию, затрагивающие производственную сферу данной организации.

В случае, когда такая совместная деятельность реализуется верно, то система JIT II должна устранять переизбытки запасов товара, которые бывают и у продавца и покупателя, которые участвуют в совместной работе. Помимо этого, продавец и покупатель могут более эффективно составлять планы на перспективу. По существу, компания BOSE пользуется опытом и знаниями сотрудников своих поставщиков для улучшения качества товара и сокращения издержек. BOSECorporation имеет схожие отношения с несколькими организациями, создавая стоимость при помощи такого стратегического сотрудничества.[14]

Основная цель логистической концепции JIT II является максимальной интеграцией всех логистических функций компании для минимума уровня запасов в интегрированной системе логистики, обеспечение высокой надежности и уровня качества товара и сервиса для максимума удовлетворения запросов потребителей. Системы, которые основаны на идеологии JIT II, применяют гибкие технологии производства выпуска в малых объемах готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.


2.2. Применение концепции JIT в России

Деятельность отечественных производителей в современных условиях должна быть сориентирована на выпуск конкурентоспособной и высококачественной продукции при максимальном сокращении издержек на ее производство. Именно из-за этого особенную значимость приобретает применения передовых концепций, таких как Just-in-time (JIT).

Так же необходимо отметить, чтосущественную долю ОС российских организаций 90-х годов (иногда до 90 %), составляли запасы и дебиторская задолженность. Система JIT как было показано выше позволяет избавиться от страховых запасов, которые иммобилизуют денежные средства организации. Капитал, высвобожденный из запасов можно вложить в оборот.[15]

Таким образом, можно резюмировать, что эффективное управление запасами – это важная и актуальная проблема, как для России, так и для всего мира.

Не случайно среди первопроходцев JIT в США стали General Motors, Ford, Hewlett-Packard, Motorola, Intel и большинство иных крупных производителей. Во многом именно внедрение JIT позволило данным промышленным гигантам отстоять свои рыночные позиции.

Сферой использования JIT могут быть организации среднего и малого размера производства, на которых реализуется короткими циклами с малыми объемами производимой продукции или крупные предприятия, производящие достаточно однородную продукцию (массовое производство). Так JIT получила распространение на всех западноевропейских и американских корпорациях, которые действуют на остроконкурентных рынках. Это Volkswagen, Mitsubishi, Nokia и Boeing.[16]

JIT используется также в дистрибуции и в транспортной логистике. К примеру, фирма TNT logistics управляет процессом поставки комплектующих из американских подразделений BMW. В задачи фирмы входит контроль за своевременным поступлением в организации, как разных изделий, так и нужных товаросопроводительных документов.

JIT становится известной и в России, невзирая на сложности, которые обусловлены, в том числе, отечественный менталитет и отсутствие налаженной логистической системы. Ряд крупных отечественных организаций уже пытаются внедрить у себя JIT. К примеру, АВТОВАЗ, КамАЗ и «Уралсвязьинформ». Внедрение системы на Ульяновском автозаводе привело к экономии времени на 20%. В 2003 г. пас также перестроил свое производство согласно концепции JIT.


Некоторые принципы JIT могут быть также использованы при найме персонала. Данный метод эффективен для организаций, чья специфика позволяет серьезно экономить средства, нанимая временных сотрудников точно в тот период, когда они нужны (к примеру, в период сезонного повышения объемов работ), вместо того, чтобы содержать большой штат постоянных сотрудников.

JIT применим даже в строительстве. Так, российско-чешская строительная компания «U-Group» предлагает свои услуги в строительстве и проектировании объектов с применением быстровозводимых стальных конструкций, используя JIT.

С мая 2003 г. ОАО «Северсталь» начал реализовывать поставки металлопроката на ООО «Катерпиллар Тосно» по принципу JIT, т. е. по мере необходимости заказчика в любом материале. Помимо этого, в России поставки по системе JIT реализует такая фирма как Мастер-СНАБ, ведущий поставщик промышленного оборудования и лидер в области комплексного снабжения на рынках Твери, Московской и Тверской областей. Фирма «ЕВРОСИБ-Логистика» предлагает доставку по системе JIT автоэлементов и труб большого диаметра.

В торговле система JIT предполагает, что товары поступают на полки «прямо с колес». Например, в г. Москва действует сеть магазинов самообслуживания «АБК», поставки в которые реализуются по системе JIT. Использование данного принципа позволило повысить объем торговых площадей за счет складских помещений, избежать затоваривания и обеспечить высокий уровень наполнения ассортимента по заявке.

Однако сложно сказать, что концепция JIT получила в России широкое применение. Этому есть ряд объективных причин.

Первая причина представляет собой нестабильность экономики, и в том числе инфляции. В этом случае, у организаций стоит выбор между дополнительными издержками на содержание запаса и избеганием издержек, которые связаны с закупками по повышенным ценам.

Многие российские организации до настоящего времени склоняются к первому варианту – содержание дополнительного запаса, что взаимосвязано также и с тем, что реальная прибыльность (номинальная прибыльность – инфляция) у многих организаций была отрицательной, и высвобождение капитала из запасов для вложения в оборот было невыгодно.

Но стоит выделить, что в данный временной период, эта проблема не является столь актуальной. Организация может спрогнозировать инфляцию, спрогнозировать свои доходы. Следовательно, организациям требуется избавляться от лишних запасов, в частности при помощи внедрения JIT.


Вторая причина – неразвитость инфраструктуры рынка. Как правило, при внедрении JIT, организация старается выбрать малое количество поставщиков, которые отличаются высоким уровнем надежности поставок, поскольку любой сбой в поставках может нарушить расписание производства. О том, насколько важна надежность поставщиков, говорит тот факт, что европейские и американские производители смогли внедрить концепцию JIT лишь через 10 – 15 лет после японцев в основном из-за сниженной надежности поставок. Поставщики в концепции JIT по существу становятся партнерами производителей готового товара в их бизнесе.

В 90-х гг. в России никто не был застрахован от неосуществления поставщиком своих обязательств (срыв сроков поставки, поставка некачественного товара, или ее изъянов в целом). Но, ситуация постепенно с поставщиками улучшилась, недобросовестным контрагентам пришлось уйти с рынка и остались наиболее корректные и сильные поставщики.

Кроме этого, 2 ч. ст. 933 ГК РФ посвящена новому, нетрадиционному для отечественной практики виду страхования – страхование предпринимательского риска, определенному в ч.2 ст. 929.[17] Данный риск может включать риск перерыва в коммерческой и производственной деятельности, риск неоплаты, задержки в доставке товаров, риск ответственности производителя за выпуск опасной для пользователя и окружающих товаров, включая ответственность производителя и продавца по закону N 2300-1.[18] Тем более, в последнее время на рынке страхования появились организации, занимающиеся данным видом страхования.

Третья причина представляет собой нетребовательность потребителя. Рынок России в своем большинстве был дефицитен и поглощал практически весь товар, который попадала на рынок, т. е. потребитель был непривередлив.

В данный момент рынок насыщен, возникли высококонкурентные рынки, одним из методов борьбы на котором может быть система JIT. Помимо этого, потребителю требуется не только дешевый, но и качественный товар. Как было выше сказано, система JIT позволяет производить дешевый и качественный товар (применяя философию TQM).

Последняя причина – это то, что управляющие не осознавали важность внедрения такого рода методов управления, как: маркетинг, стратегический менеджмент, логистика и в том числе JIT. Поскольку в 90-е гг. большинство организаций находились в кризисном состоянии, впрочем, как и вся государственная экономика, организациям нужно было удержаться «на плаву», вполне естественно, что управляющие в данных условиях думали о сегодняшнем дне, а никак не о краткосрочных перспективах. В настоящее время данная причина также не актуальна.


Так, проведя анализ всего вышеизложенного можно прийти к следующему выводу, что в настоящее время не существует причин, которые бы могли воспрепятствовать внедрению системы JIT в отечественных организациях. Но, как было видно, это становится возможным только в последнее время, хотя отечественные специалисты предлагали внедрить японский опыт уже в начале 1990-х.

Как было сказано выше, система JIT позволяет производить дешевый товар с высоким качеством (TQM). Таким образом, позволит система JIT выжить отечественным организациям в условиях конкуренции не только на российском, но и на мировом рынке.

Таким образом, микрологистические системы, которые основаны на JIT подходе, связанном с синхронизацией всех этапов и процессов доставки материальных ресурсов, технологии сборки и производства, поставки готового товара потребителям, чрезвычайно критичны к точности прогнозирования и информации. Этим объясняется, в том числе, и короткие составляющие производственных (логистических) циклов. Для эффективного осуществления JIT технологии должны работать с информационно-компьютерной поддержкой и надежными телекоммуникационными системами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы цель была достигнута: исследовать применение логистических систем и концепций в РФ на примере технологии JIT.

В работе отражено содержание концепции и все основные ее принципы, недостатки и преимущества концепции, ее системное осуществление и условия для внедрения самой концепции и микрологистических систем, которые основаны на ней. Так же были рассмотрены тенденции и перспективы развития концепции, и определено насколько широко концепция JIT распространилась в России. Определено, насколько система JIT нужна российским организациям для повышения конкурентного преимущества на мировом рынке. И что не может не внушать оптимизм, система JIT имела удачный первоначальный опыт внедрения на отечественном производстве.

Поставленные задачи исследования разрешены:

- изучены принципы и правила логистики;

- изучено содержание концепции JIT, ее принципы, преимущества и недостатки;

- исследованы тенденции развития и перспективы JIT. Система JITII;

- исследовано применение концепции JIT в России.

В заключение можно сделать вывод, что концепция JIT применяется по отношению к системам промышленности, в которых перемещение товара в производственном процессе и поставки от поставщиков тщательно спланированы по времени – так, что на каждой стадии процесса следующая партия прибывает для обработки точно в тот момент, когда завершена предыдущая партия. В результате получается система, в которой отсутствуют разные пассивные единицы, которые ожидают обработки, а также простаивают оборудование и рабочие, ожидающие товар для обработки.