Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы основных функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Термин «Менеджмент» имеет достаточно много определений, сравниться по количеству определений с ним может разве что «Маркетинг». Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Для успешной работы предприятия и решения задач, управление рассматривается как серия непрерывных, взаимодополняющих приемов и методов, которые должны максимально конкретно формулироваться с учетом особенностей и возможностей организации. Термин «Менеджмент» отличается от термина « управление», но является его синонимом. Управлять можно самолетом, автомобильным краном, станком на предприятии. Менеджмент – это только управление людьми и применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально реализовываемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального применения материальных и трудовых ресурсов[6].

Система менеджмента – это комплекс разнообразных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения[5].

Современный менеджмент имеет сложную структуру. Общее представление о менеджменте можно получить, познакомившись с его основными функциями: планированием, организацией, мотивацией и контролем.

Цель данной работы раскрытие главных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.

В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента.

Объектом исследования - основные функции управления, которые применяют все менеджеры в каждой организации, как для решения текущих задач, так и определения дальнейшей перспективы.

Предметом исследования курсовой работы является менеджмент в организации ООО «Криста».

При выполнении работы я опиралась на данные текущей документации ООО «Криста» и некоторые источники теоретической информации (учебники).

Результатом работы является анализ функционирования организации с точки зрения выполнения в ней главных функций менеджмента и внесение предложений по совершенствованию исполнения этих функций, что должно увеличить эффективность хозяйственной деятельности организации.

Хронологические рамки исследования: период 2016-2017 гг.


Теоретико-методологической и эмпирической базой курсовой работы явились труды таких ученых и авторов как: Аверин, А.В., Веснин В.Р., Коротков Э.М., Мамаева, Л.Н., Одегов Ю.Г., в том числе электронные варианты книг и популярных публикаций, специализированные Интернет-сайты и др.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что в одном материале собраны и рассмотрены все основные функции менеджмента для закрепления полученных знаний.

Данная курсовая работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие «функция» применяется в таких науках, как философия, математика, биология. Например, в математике понятие функция – это зависимость одной переменной величины от другой. Так и в менеджменте, «переменные» функций взаимозависимы друг от друга.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по осуществлению функций менеджмента, исполняемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы[5].

Цитата из книги Кноринга: "Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке - порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгой гармонии'' - эта цитата говорит о совокупности приемов и методов и говорит нам о важной части менеджмента, которая называется функцией.

Функция менеджмента, представлена на рисунке 1, отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленная на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет сферу действия установленного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом[13].


Рисунок 1 - Функциональная модель управления

Источник: [13]

Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.[10]

Предвидеть - анализировать будущее, находить программу действий.

Организовывать – выстраивать материальную и социальную стороны предприятия.

Распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия.

Согласовывать - связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.

Контролировать – «держать руку на пульсе», т.е. наблюдать, что бы процесс достижения планов предприятия совершался по определенным правилам и отданным распоряжениям.

Перечень основных функций управления варьируется у различных исследователей, но стоит отметить, что четыре функции управления -планирование, организация, контроль и мотивация всегда присутствуют в научных вариантах и не вызывают сомнений у менеджеров в их необходимости. Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются главными всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др..

Более полное содержание менеджмента как процесса отображают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Главными функциями менеджмента, представлены на Рисунке 2, являются[11]:

1. Предвидение - прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

2. Прогнозирование - это предвидение результатов деятельности предприятия.

3. Целеполагание - это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.[11]

Рисунок 2. Основные функции управления.

Источник:[11]

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности[8].

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.


Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.

Существенная задача менеджеров – добиться истинных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно обусловить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их применять.[20]

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления реализовывается стабильный процесс согласования и установление взаимного соответствия целей и результатов.

1.1 Функция - Планирование

Эволюция развития технологий стремительно идет вперед, изменяется качество жизни, изменяются потребности людей и как сказал английский писатель Л. Кэрролл: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Это выражение имеет прямое отношение к современному управлению, к менеджерам, от которых зависит как развитие предприятий, так и экономика страны в целом. Именно, функция планирование является стартом для будущего развития предприятия, функция менеджмента, которая влечет за собой систематический процесс принятия решений, которые или сократят временной путь к успешному развитию или его оттянут. Суть планирования выражается в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на определенный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач[16].

Планирование дает возможность: заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или другого структурного подразделения.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы: планирования и виды планов.

Типы планирования:

  • перспективное;
  • среднесрочное;
  • текущее (бюджетное, оперативное).

Типы планирования выстраиваются по горизонтальному принципу как иерархия руководящих звеньев предприятия и определяются целями, которые необходимо достичь предприятию для эффективных результатов.

Виды планов:

1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы и др.


2. В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела[12].

Планирование полагает аргументированный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач распознают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее.

Стратегическое планирование ориентировано на длительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, устанавливает программу развития, содержание и последовательность реализации мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения нужными ресурсами.

Стратегический план должен объясняться значительными исследованиями и действительными данными. Чтобы результативно рабоать в сегодняшнем мире бизнеса, предприятие должно анализировать огромное количество информации о состоянии рынка и коньюктуры.

Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе реализовывается координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.

Стратегическое планирование исполняется в виде:

  • долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
  • стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии[13].

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение долгих периодов времени, но и быть достаточно эластичными, чтобы при необходимости можно было реализовать их модификацию и переориентацию.

Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь установленного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха.

Организация, формирующая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.