Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы основных функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планирование может создать ряд важных и часто важнейших благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения.[8]

Планирование оказать содействие понижению риска при принятии решения. Планирование, так как оно служит для выражения определенных целей, помогает основать единство общей цели внутри организации.

Для стратегического планирования характерны следующие положения:

1. Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.

2. Временные рамки, независимо от размеров и капитала предприятия - менее 10 лет.

3. Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.

4. Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.

5. В большинстве организаций полагают, что функция планирования может быть усовершенствована[10].

Обновление ассортимента, обновление производства и ресурсов предприятия происходит примерно каждые 5 лет, поэтому среднесрочное планирование чаще всего составляется на этот временной интервал. Среднесрочные планы формулируют главные задачи, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия реализации или сбыта; финансовая стратегия; стратегия отдела кадров; определение объема и структуры нужных ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства[12].

Среднесрочные планы имеют разработку в определенной последовательности мероприятий для достижения целей, намеченных долгосрочной программой развития. План обычно состоит из количественных показателей, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях[12].

Оперативное планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, применения ресурсов, внедрения новых технологий [14]

Такой тип планирования рассчитывается на год и несет в себе детальную конкретику целей и задач, вытекающих из среднесрочного и долгосрочного планов.


Текущее планирование реализовывается путем детальной разработки оперативных планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

Главными цепочками текущего плана являются календарные планы - месячные, квартальные, полугодовые, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, назначенных перспективным и среднесрочным планами[14].

Календарное планирование – это эффективный инструмент для управления задачами или проектами предприятия и отражает понимание длительности этапов и видах ресурсов и расходов. Например, в планы для отдела сбыта, для сбыта продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию[14].

Оперативные планы осуществляются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план предприятия. Бюджет оперативного плана выражается в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности фирмы и служит средством координационной работы всех звеньев фирмы. При составлении бюджета, в первую очередь, учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет реализовывается зависимая цепочка между перспективными, текущими и др. видами планирования.[6]

Бюджет предприятия составляется, редактируется и утверждается.

Бюджет предприятия охватывает все стороны деятельности и базируется на оперативных планах отделов и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.

1.2 Функция – Организация

Суть организации, как функции управления, заключается в правильном распределении полномочий, ресурсов и ответственности между исполнителями, в разработке организационной структуры предприятия, в установлении порядка и внутренних условий труда.

Функция организации осуществляется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление[14].

Административно-организационное управление полагает определение структуры фирмы, определение взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между сотрудниками предприятия.


Оперативное управление нацелено на организацию работы предприятия в соответствии с утвержденным планом, периодически сопоставляет фактически полученные результаты, с результатами, в изначально намеченном плане. При необходимости результаты корректируют. Оперативное управление взаимосвязано с текущим планированием.

Имеется два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий[8].

Делегирование, как термин, употребляемый в теории управления, означает передачу обязанностей и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые обусловливаться поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций[20].

Организационная структура управления предусматривает распределение функций и полномочий, связана целями с процессом управления, работой менеджеров и функциями, это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой. [13].

ОСУ состоит из «звеньев» - отделы, «уровней» - ступени управления и «связей» - вертикальных и горизонтальных. Организационная структура должна быть оптимальной, оперативной, надежной, гибкой, четкой и экономичной. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе уровней управления.

Для совершенствования ОСУ необходимо конкретизировать функции подразделений, определить права и обязанности каждого руководителя и сотрудника, устранить многоступенчатость и дублирования функций. Таким образом, решается вопрос эффективности управления.

Организационная структура должна быть лучшей копией себя, поэтому необходимо понимать, что важнейшими факторами, вызывающими потребность улучшить или изменить структуру, являются следующие:

  • ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;
  • интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;
  • систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного применения компьютерной техники[16].

Классификация организационных структур.


1. Организационная структура по продукту.

Структура из независимых хозяйственных, производственных подразделений, ориентированных на производство и сбыт определенных видов продуктов. Такая структура снована на группировке сотрудников для организации работы вокруг выделенных продуктов, т.е. у каждой группы сотрудников свой продукт. Функциональные службы производственных отделений сразу поддерживают тесные контакты с соответствующими центральными службами, принимая от них указания по всем вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмы в целом[16].

Так как производственное отделение само выступает центром прибыли, оно реализовывает не только финансовый, но и оперативный контроль за деятельностью предприятий во всемирном масштабе. Этот контроль часто осуществляется путём совместных или переплетающихся директоратов дополняется поездками руководителя производственного отделения на конкретные дочерние предприятия.

2. Организационная структура по региону.

Предполагается, что управленческая ответственность за деятельность ТНК сосредоточивается между самостоятельными подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру деятельности могут выступать как производственные отделения и быть центром прибыли и ответственности. Они исполняют координацию деятельности дочерних и производственных компаний по всем видам продуктов. Подразделение возглавляет распорядитель, который подчиняется непосредственно высшему руководству и выполняет свою деятельность в тесном контакте со всеми центральными службами. Он может иметь в своем подчинении управляющих отдельными отделами[16].

3. Смешанная структура.

Предполагает сочетание различных типов организационных структур управления. Наиболее распространено сочетание отраслевого и регионального принципов при построении организационной структуры. Эта структура наиболее распространена.

Это отражает общие закономерности развития процесса производства в современных условиях, который требует комплексного подхода к формированию организационной структуры фирмы с учетом охвата всех сторон, направлений и сфер деятельности. В этих условиях совокупность отраслевого и регионального аспектов более полно удовлетворяет потребностям развития фирмы[16].

1.3 Функция – Контроль

Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и итогами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль нужны для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как важнейшая функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с развитием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и итогах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты значительно отличаются от поставленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности[13].


Есть три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль обычно осуществляется в форме обусловленной политики, процедур и правил. В первую очередь, он используется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль реализовывается, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль исполняется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль базируется на обратных связях.

Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы[12].

В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе используется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления нужны стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только значительные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность установить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.[16]

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими немаловажными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, эластичен, прост и экономичен. Когда организации реализовывают свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности. Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Эффективность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят[12].