Файл: Органы нотариального сообщества: понятие, значение, виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И единственный путь – через принятие нового федерального закона. По мнению С.В. Смирнова, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко, «накопившийся в нотариате комплекс проблем требует реформирования и начинаться оно должно с организационных преобразований, главное из которых – перевод нотариата на принципы саморегулирования» [27, с. 11].

Г.Г. Черемных (один из разработчиков ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности») также указывает на то, что «возможности Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по контролю нотариальной деятельности по известным причинам крайне ограничены. В то же время практика показала, что такой контроль нужен. Более того, он должен быть более совершенен, чем в настоящее время. [37, с. 29]

Без наделения нотариальных палат дополнительными полномочиями эту задачу не решить. Не решить ее и при сохранении статуса нотариальных палат как некоммерческих организаций. Поэтому будет правильным изменить этот статус, отказаться от статуса некоммерческих организаций. Основанием для этого может стать Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который позволяет нотариальным палатам стать саморегулируемыми профессиональными организациями с широкими функциями контроля, в том числе контроля со стороны Федеральной нотариальной палаты относительно нотариальных палат субъектов Российской Федерации» [8]. Однако существует и другая точка зрения на организационно-правовую форму нотариальной палаты.

В частности, О.М. Сычев указывает на то, что согласно ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7ФЗ [30, с. 31] они могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Тем не менее, анализируя ст. 24, иные статьи Основ [6], нельзя согласиться с тем, что нотариальная палата и есть форма некоммерческой организации. Анализ ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»[8] позволяет сделать вывод, что на данном этапе нотариальным палатам более всего подходит форма некоммерческого партнерства, так как оно предусматривает обязательность членства и создается, в том числе, для защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Самым важным является то обстоятельство, что члены некоммерческого партнерства имеют право на получение в случае ликвидации организации части ее имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимости этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность [18]. Это особенно важно, так как именно взносы нотариусов формируют имущество нотариальной палаты.


И далее О.М. Сычев [30, с. 11] указывает на то, что «внесенные в ФЗ “О некоммерческих организациях” изменения в части указания новой формы – государственные корпорации к нотариату не применимы. В частности, положения о том, что государственная корпорация учреждается только государством, членство в государственной корпорации не предусмотрено. Оппоненты представленным предложениям вполне обоснованно могут возразить, что публично-правое предназначение нотариальных палат исключает осуществление государственных полномочий только на партнерских началах» [30, с. 7].

В настоящее время в юридической литературе также обсуждаются вопросы существования в Российской Федерации таких особых организаций, как корпорации публичного права [12].

Необходимость появления корпоративной организации, которая давала бы нотариусам большую самостоятельность и поднимала бы в обществе их корпоративную честь и достоинство, в свое время отмечал и профессор В.И. Синайский [18].

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в некоторых странах нотариат определяется как корпорация. Например, в Германии нотариусы объединены в публичную корпорацию, учреждаемую в силу закона, имеющую свой внутренний устав, который утверждается государственным органом, а не регистрируется как у организаций частного права [27, с. 29]. Специалисты в области нотариата (Г.Г. Черемных) полагают объективным процесс превращения нотариата в негосударственную публично-правовую профессиональную корпорацию, осуществляющую от имени государства правоохранительную функцию [33, с. 78]. По их мнению, его окончание подтвердит движение Российской Федерации к правовому демократическому государству.

Рассматривая российский нотариат как публично-правовую корпорацию, президент Орловской областной нотариальной палаты Э.С. Псарева полагает, что ее отличительными признаками являются особые полномочия государства, юридическая ответственность, социальная значимость и высокая организованность [23, с. 10].

Такой точке зрения сопутствуют мнения о постепенном смешении коммерческих и некоммерческих организаций в связи с отсутствием последовательности в реализации принципа запрета распределения прибыли между участниками некоммерческой организации [37, с. 39]. В связи с чем авторами предлагается разграничение коммерческих и некоммерческих организаций не по осуществляемым ими функциям, а по принципу распределения или нераспределения дохода между их членами [37, с. 17]. Против введения нотариальных корпораций авторы выдвигают довод о том, что в корпорации главной целью деятельности нотариусов будет не обеспечение режима законности, а достижение интересов самой корпорации. [21, с. 61].


С таким доводом трудно согласиться, так как одной из основных задач нотариальной палаты является обеспечение нотариальной деятельности. Предпринимательской деятельностью нотариальная палата может заниматься постольку поскольку это необходимо для достижения поставленных целей и выполнения ее уставных задач.

Затем О.М. Сычев [30, с. 31] указывает на то, что «в Законе, регулирующем нотариальную деятельность, следует указать организационно-правовую форму, в которой действуют нотариальные палаты. Оставление правил имущественных взаимоотношений нотариальных палат с иными участниками гражданского оборота только на уровне уставов нотариальных палат будет способствовать усилению правового вакуума в рассматриваемых отношениях. Конечно, у нас есть своя позиция насчет редакции статьи об организационно-правовой форме нотариальных палат.

2.2. Проблемы нотариальной защиты гражданских прав

Отправной точкой для начала нотариального наследственного производства является получение нотариусом сведений об открытии наследства. Прежде всего, нотариус должен определить, относится ли данное конкретное наследственное дело к его юрисдикции.

Законодательством РФ предусмотрено, что все важнейшие наследственные процедуры осуществляются их участниками по месту открытия наследства: подаются заявления наследников о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство, об отказе от наследства (п.1 ст. 1153, п.1 ст. 1159 ГК РФ [2], ст. 62 Основ законодательства о нотариате [6]); принимаются меры по охране наследства и управлению им (п.1 ст. 1171 ГКРФ, ст. 64, ч.2 ст. 68, 69 Основ законодательства нотариате); выдаются свидетельства о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов (п. Г ст. 1162 ГК РФ, 4.1 ст. 70, ч. 1 ст. 75 Основ законодательства о нотариате).[28, c. 29]

Таким образом, основное практическое значение установления места открытия наследства сводится к определению с его помощью компетентного органа по тому или иному наследственному делу.

При наследовании с иностранным элементом иногда компетентный орган определяется на основании положений международного договора, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[1], ч. 2 п. 2 ст. 7 и ст. 1186 ГК РФ имеют приоритет перед законодательством Российской Федерации. Так, Конвенция государств — членов СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. в ст. 48 определяет, что производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти, а производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество.[25, с. 38]


В случае если отношения не регулируются международным договором, компетенция определяется по общим правилам ГК РФ о месте открытия наследства.

Механизм определения места открытия наследства закреплен в ст. 1115 ГКРФ. [2] По общему правилу, оно совпадает с последним местом жительства наследодателя. Однако если последнее место жительства неизвестно или находится за пределами РФ, а гражданин обладал имуществом на территории Российской Федерации, для определения места открытия наследства используется критерий места нахождения такого наследственного имущества. При этом особое значение имеет классификация имущества на движимое и недвижимое. При нахождении наследственного имущества в фазных местах, местом открытия, наследства является место нахождения входящего в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества. И лишь при отсутствии» в составе наследственной массы недвижимого имущества учитывается место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. [27, с. 19]

На практике возникают вопросы, связанные с определением места открытия наследства в случае, если последнее место жительства наследодателя, обладавшего движимым имуществом на территории Российской Федерации, находится за пределами Российской Федерации.

Дело в том, что согласно п.1 ст. 1224 ГК РФ [2], отношения по наследованию, за исключением отношений по- наследованию недвижимого имущества, определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Из этой нормы логически вытекает, что правом страны домицилия наследодателя (lexdomicilii) регулируются все вопросы, связанные с наследованием, в том числе основания наследования, составнаследства, порядок оформления наследственных прав, место открытия, наследства.[34, с. 7]

Это позволило Нотариальной палате РФ сделать вывод о существовании коллизии данной нормы и ст. 1115 ГКРФ [2]: при отсутствии международного договора- решение вопроса о месте открытия наследства, включающего в свой состав находящееся на территории России движимое имущество, если наследодатель имел последнее место жительства за пределами Российской Федерации, возможно как в соответствии со статьей 1224 ГКРФ (пункт 1) - по месту, где наследодатель имел последнее место жительства, так и в соответствии со статьей 1115 ГКРФ (часть вторая) - по месту, где находится наследственное имущество.[31, с. 31]

В связи, с этим Нотариальная палата РФ рекомендует нотариусам при оформлении наследственных прав на движимое имуществом соответствии со статьей 1115 ГК РФ во избежание спорных ситуаций- уведомлять об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства- через Министерство, юстиции РФ.


В литературе высказывается мнение о том, что более рациональным является ограничительное толкование правила, закрепленного в ст. 1115 ГКРФ, когда исключительная компетенция российского нотариуса признается только в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории России, а также иных правда имущество, требующих государственной регистрации или выполнения аналогичных формальностей. В качестве возражения против этой точки зрения можно привести следующее.

Во-первых, и при таком ограничительном, толковании рассматриваемой нормы не всегда удастся избежать коллизий в правовом регулировании наследственных отношений с иностранным, элементом. Виной тому является закрепление различных коллизионных привязок в отношении наследования в России и иностранных государствах. [33, с. 29]

Так, например, на основании ст. 25 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению, наследование имущества гражданина Германии подчинено праву Германии. Таким образом, при нахождении на территории России любого имущества германского гражданина, проживающего на территории России, возникает коллизия компетенций российского нотариуса и органов Германии.[37.C.28]

Во-вторых, закрепление «дополнительной» компетенции российских нотариусов в отношении движимого имущества, находящегося на территории РФ, имеет ряд положительных моментов: организация охраны и управления движимым имуществом нотариусом по месту его нахождения более оперативна и эффективна; наследникам, находящимся на территории России, проще реализовывать свои наследственные права в отношении движимого имущества.

К положительным моментам регулирования международного наследования, осуществляемого ст. 1115 ГK РФ, относится также отсутствие пробела в отношении определения места открытия наследства, состоящего из имущественных прав.

Как справедливо отмечает М.И; Телюкина, имущественные права едва ли могут быть отнесены« к движимому имуществу, корректнее было бы говорить об "имуществе, не являющемся недвижимым" . Тем не менее некоторые имущественные права- имеют своим, объектом недвижимость, подлежат регистрации в качестве ограничений (обременений) в отношении этого недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. [36, с. 81]

Рассматривая вопрос о применимом к наследованию такого имущества праве, Нотариальная палата РФ указала на отсутствие регулирования этого вопроса как в российским праве, так и нормами международного права, и обратила внимание на то, что п. 2 ст. 1186- ГК предусмотрена возможность применения к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, права страны, с которой это отношение наиболее тесно связано (при отсутствии иного правового регулирования). Отсюда был сделан вывод, что при наследовании прав, на недвижимое имущество так же, как и при наследовании недвижимого имущества, должно применяться российское право.[37, с. 28]