Файл: Органы нотариального сообщества: понятие, значение, виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В литературе, исходя из того, что в тексте ст. 1126 ГК РФ не говорится, что копия выдается только наследникам по завещанию, делается вывод о том, что наследники по закону, не указанные в завещании, не лишены права на получение копии протокола: В частности, такой протокол может им понадобиться при оспаривании действительности завещания. Федеральная нотариальная палата придерживается другого мнения в отношении содержания последнего предложения п. 4 ст. 1126 ГК РФ: согласно п. 75 Методических рекомендаций по удостоверению завещания, нотариально засвидетельствованная копия Протокола вскрытия и оглашения закрытого завещания выдается наследникам, указанным в закрытом завещании.

При наследовании по закону определение круга наследников осуществляется путем установления родственных связей наследодателя и существования отношений иждивения. [29.C.23]

Ст. 61 Основ о нотариате [6] устанавливает обязанность нотариуса, получившего сообщение об открывшемся наследстве, известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно.

Таким образом, исходя из вышеприведенной нормы ГК РФ [2], нотариус не вправе принять меры к охране наследства по собственной инициативе. Однако ст. 64 Основ законодательства о нотариате закрепляет право нотариуса принимать меры к охране наследственного имущества самостоятельно. Ио мнению Г.Г. Черемных [33.C.12], это правило является исключением из принципа- диспозитивности, действующего не только в сфере правосудия, но и в сфере нотариальной деятельности . Б.А. Борзенко [12.C.44] также считает, что нотариус вправе принять меры к охране наследства, по собственной инициативе.

Однако в случае отсутствия заявлений об охране наследства и сообщений о смерти наследодателя нотариус может просто не знать о- необходимости принятия таких мер. A.B. Бегичев [11.C.76] предлагает для. немедленного принятия мер по охране предприятия предусмотреть в ч. 3 ГК РФправило согласно которому участник общей собственности на предприятие, доверительный управляющий или арендатор обязаны немедленно сообщить нотариусу о смерти предпринимателя. Однако представляется, что закрепление такой обязанности нецелесообразно при отсутствии в законе санкции за ее неисполнение. [29.C.39]

Выводы:

Подводя итоги исследованию можно сделать вывод о том, что нотариальная палата является некоммерческой организацией, создаваемой нотариусами соответствующего субъекта Российской Федерации в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства для обеспечения нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением».


Отсюда можно сделать вывод о том, что данные споры возникли в связи с неточностью формулировок Основ законодательства РФ о нотариате [6]. Поэтому новый Закон о нотариате и нотариальной деятельности должен более детально предусмотреть и полномочия палат, и порядок формирования их органов управления.

При этом следует обратить внимание на то, что нотариальные палаты – это не обычные некоммерческие организации, и создаются они не нотариусами, а в силу закона, и членство в них не добровольное, а обязательное. Уставы же могут регулировать лишь внутреннюю организацию деятельности нотариальных палат как некоммерческих организаций.

Заключение

Подводя итоги исследованию можно сделать вывод о том, что нотариальная палата является некоммерческой организацией, создаваемой нотариусами соответствующего субъекта Российской Федерации в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства для обеспечения нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением».

Отсюда можно сделать вывод о том, что данные споры возникли в связи с неточностью формулировок Основ законодательства РФ о нотариате. Поэтому новый Закон о нотариате и нотариальной деятельности должен более детально предусмотреть и полномочия палат, и порядок формирования их органов управления.

При этом следует обратить внимание на то, что нотариальные палаты – это не обычные некоммерческие организации, и создаются они не нотариусами, а в силу закона, и членство в них не добровольное, а обязательное. Уставы же могут регулировать лишь внутреннюю организацию деятельности нотариальных палат как некоммерческих организаций.

Нотариат действует от имени государства, представляя его интересы в гражданско-правовых отношениях посредством совершения нотариальных действий строго в соответствии с законодательством РФ.

В свою очередь, нотариат охраняет и частные интересы от произвольного вмешательства органов государства. В этом проявляется та двойственность, которая изначально присущая частному нотариату, позволяющая уравновешивать и частный, и публичный интересы.

Следует отметить, что вопрос относительно двойственности правового положения нотариальных палат является одним из актуальных в гражданском праве. Именно от организации деятельности нотариальных палат зависит контроль за профессиональной деятельностью нотариусов. Следствием хорошо налаженного контроля является обеспечение реализации и охраны прав и законных интересов лиц, обратившихся к нотариусу для получения квалифицированной юридической помощи.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  7. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
  8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях"
  9. О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: проект Федерального закона № 398234-6 (в редакции от 01.06.2015 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  10. Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» в версии Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2013.
  11. Бегичев A.B. Наследование предприятия М,-ВолтерсКлувер, 2016
  12. Борзенко Б А. Доверительное управление наследственным имуществом // Нотариальный вестник 2005. № 7. С. 17
  13. Гордон M.B. Наследование по закону и по завещанию. М.: Юрид лит., 1967.
  14. Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС КонсулътантПлюс». – 2009.
  15. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Бюл. нотариальной практики. – 2016. – № 1
  16. Лазаревский А. Диагноз института госкорпораций // ЭЖ-Юрист. – 2008. – № 6
  17. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2015. – № 3. – С. 72.
  18. Нотариат за рубежом: позитивный опыт: сб. материалов и ст. / Центр нотариальных исслед. – СПб., 2016
  19. Паиушой И.Л. Гражданско- правовое регулирование института наследования с участием иностранного элемента. Дис. канд. юрид.наук. М., 2007
  20. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате» от 19.05.1998 // Вестн. Конституционного Суда РФ. – 1998. – № 5. – С. 3–9.
  21. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицина-Светланова. М.: Юрайт, 2015. С. 901. (Автор комментария - Т.Д. Чепига).
  22. Проблемы нотариата, как они видятся из Министерства юстиции // Материалы пресс-конференции // Нотариальный вестн. – 2015. – № 1
  23. Псарева Э.С. Деятельность нотариальной палаты в сфере правовой пропаганды и формирования имиджа нотариуса // Современный нотариат: сложившиеся стереотипы и технологии воздействия: материалы науч.-практ. семинара // Нотариальный вестн. – 2015. – №5
  24. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2016
  25. Репин В.С. Комментарий к основам законодательства РФ о нотариате. М., 2000
  26. Романовская О.В. Нотариальная палата, публичная корпорация, саморегулируемая организация: проблемы терминологии // Нотариус. – 2015. – № 5. – С. 14. 13.
  27. Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. Нотариат – публичноправовая саморегулируемая организация // Рос. юстиция. – 2011. – № 5
  28. Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2007. – № 3
  29. Сучкова Н. В. Нотариат: учебник для академического бакалавриата. М., 2015
  30. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2014
  31. Черемных Г. Строители новых палат разваливают нотариат // Нотариальный вестн. – 2015. – № 7/8.
  32. Черемных Г.Г. «Параллельные» нотариальные конторы – вне закона // Рос. юстиция. 2016. – № 9.
  33. Черемных Г.Г. Нотариат как институт предупредительного (превентивного) правосудия // Нотариус. – 1998. – № 5/6. – С. 72–75.
  34. Шеховцов A.B. Закрытое завещание // Нотариальный вестник. 2010. № 3. С. 58.
  35. Экспертное заключение о степени коррупционных и социальных последствий реализации предложений по изменению регулирования организации и деятельности нотариата: материалы Регионального общественного фонда ИНДЕМ // Нотариальный вестн. – 2014. – № 8.
  36. Югов А.А. Понятие и система основных функций публичной власти // Рос. юрид. журнал. – 2008. – № 1
  37. Ярков В.В. Нотариальное право России: учебник. М., 2014