Файл: Финансы акционерных обществ (Понятие финансов акционерных обществ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негативное влияние на финансовую устойчивость оказывали такие факторы, как низкая доля собственных средств, а также в динамике рост показателя «Запасы и НДС».

Также можно отметить, что запасы полностью финансируются за счет краткосрочных обязательств, но поскольку сроки хранения денежных средств в запасах больше сроков погашения краткосрочных обязательств, то вложение денег в медленнореализуемые активы может вызвать значительные финансовые трудности.

2.2 Анализ распределения и управления финансовыми ресурсами

Для начала необходимо составить таблицу с показателями по отчету о финансовых результатах (таблица 4).

Таблица 4

Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах АО «Горизонталь» за 2015-2017 гг., тыс.руб.

Показатели

Коды строк

2015 г.

2016 г.

2017 г

тыс. руб.

тыс. руб.

Прирост к 2015 г, %

тыс. руб.

Прирост к 2016 г, %

Прирост к 2015 г, %

Выручка

2110

167 133

183 682

9,90

192 453

4,78

15,15

Себестоимость

2120

163 871

162 249

-0,99

172 171

6,12

5,06

Валовая прибыль

2100

3 262

21 433

557,05

20 282

-5,37

521,77

Управленческие расходы

2210

1 042

19 448

1766,41

18 654

-4,08

1690,21

Прибыль от продаж

2200

2 220

1 985

-10,59

1 628

-17,98

-26,67

Проценты к уплате

2330

1 193

670

- 43,84

2 450

265,67

105,36

Прочие доходы

2340

297

2 275

665,99

2 381

4,66

701,68

Прочие расходы

2350

612

2 488

306,54

1 291

-48,11

110,95

Прибыль до налогообложения

2300

712

1 102

54,78

268

-75,68

-62,36

Налоги и иные платежи

2410

142

220

54,93

54

-75,45

-61,97

Чистая прибыль

2400

570

882

54,74

214

-75,74

-62,46


Из таблицы 4 видно, что в целом по предприятию с 2015 к 2017 г. показатели меняются в разнонаправленной динамике. Важно отметить, что расходы организации увеличиваются более быстрыми темпами, чем доходы.

За анализируемый период происходит рост выручки от продаж на 25 320 тыс. руб., что составляет 15,15%. Это произошло как за счет увеличения объема проданных товаров, так и за счет увеличения себестоимости товара на 8 300 тыс. руб., что составляет 5,06%, таким образом, себестоимость продаж возросла не пропорционально выручки от продаж. Также это можно заметить, подсчитав изменение валовой прибыли, она выросла лишь на 17 020 тыс. руб., что составляет 521,77%.

Для наглядности финансовой ситуации на предприятии составим график выручки и себестоимости (рис. 1).

Рисунок 1. Изменение выручки и себестоимости АО «Горизонталь» за 2015-2017 гг., тыс. руб.

Управленческие расходы организации увеличились на 17 612 тыс. руб., что составило 1 690,21%. Таким образом, прибыль от продаж снизилась на 592 тыс. руб., или 26,67%.

Проценты к уплате выросли на 1257 тыс. руб., или 105,36%. Рост прочих доходов составил 2 084 тыс. руб., или 701,68%. Прочие расходы увеличились на 679 тыс. руб., или 110,95%.

В результате вышеприведенных изменений прибыль до налогообложения имела рост к 2015 г. в 390 тыс. руб., или 54,78%, а в 2016 – снизилась на 834 тыс. руб., или 75,68%. Общее снижение показателя прибыли до налогообложения на конец 2016 г. по сравнению с 2014 г. составил 444 тыс. руб., или 62,36%.

Снижение налогов и иных платежей в 2017 г. по сравнению с 2015 г. составило - 88 тыс. руб., или 61,97%.

В результате изменения вышеназванных показателей, рост показателя чистой прибыли составил на конец 2015 г. на 312 тыс. руб., или 54,74%, а в 2016 году снизилась – на 668 тыс. руб., или 75,74%. Общее снижение составило на конец 2017 года по сравнению с 2015 годом 356 тыс. руб., или 62,46%. Это является отрицательной тенденцией, так как снижается доходность деятельности предприятия.

Рисунок 2. Изменение показателей прибыли АО «Горизонталь» за 2015-2017 гг., тыс. руб.

Изменения вышеприведенных показателей можно представить на следующем графике (рис. 2).

Далее был рассчитан показатель чистой прибыли на рубль продаж (таблица 5).

Таблица 5

Анализ чистой прибыли на рубль продаж

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное изменение, тыс.руб. (+,-)

Изменение, % (темп роста)

2016г. к 2015г.

2017г. к 2016г.

2017г. к 2015г.

2016г. к 2015г.

2017г. к 2016г.

2017г. к 2015г.

Чистая прибыль на 1 рубль продаж

0,0034

0,0048

0,0011

0,0014

-0,0037

-0,0023

40,80

-76,84

-67,40


Данные изменения чистой прибыли на 1 руб. продаж представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Изменение чистой прибыли на 1 руб. продаж за 2015-2017 гг.

Чистая прибыль на 1 руб. продаж в 2016 году незначительно выросла (на 0,0014 руб.), в 2017 году – снизилась на 0,0037 руб. Общее снижение на конец 2017 г. по сравнению с 2015 г. составило 0,0023 руб., или 67,40%. Такое снижение, несомненно, сказывается на рентабельности деятельности фирмы.

Вертикальный анализ представлен в таблице 6.

Таблица 6

Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах

Показатели

Коды строк

2015 г., в % к выучке

2016 г.

2017 г.

в % к выучке

откл. к 2015г. в %

в % к выручке

откл. к 2016г. в %

откл к 2015г. в %

Выручка, тыс.руб.

2110

100,00

100,00

0,00

100,00

0,00

0,00

Себестоимость, тыс.руб.

2120

98,05

88,33

-9,91

89,46

1,28

-8,76

Валовая прибыль, тыс.руб.

2100

1,95

11,67

497,85

10,54

-9,68

439,96

Управленческие расходы, тыс.руб.

2210

0,62

10,59

1598,25

9,69

-8,45

1454,68

Прибыль от продаж, тыс.руб.

2200

1,33

1,08

-18,64

0,85

-21,72

-36,31

Проценты к уплате, тыс.руб.

2330

0,71

0,36

-48,90

1,27

249,01

78,35

Прочие доходы, тыс.руб.

2340

0,18

1,24

596,98

1,24

-0,11

596,21

Прочие расходы, тыс.руб.

2350

0,37

1,35

269,91

0,67

-50,48

83,19

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

2300

0,43

0,60

40,83

0,14

-76,79

-67,31

Налоги и иные платежи, тыс.руб.

2410

0,08

0,12

40,97

0,03

-76,57

-66,97

Чистая прибыль отчетного периода, тыс.руб.

2400

0,34

0,48

40,80

0,11

-76,84

-67,40


Из таблицы 6 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает себестоимость проданных товаров, в 2017 году она составляла 89,46%. А наименьший удельный вес в выручке от продаж занимают прочие расходы, в 2016 году они составили 0,67%. Управленческие расходы в 2017 году составили 9,69%. Прочие доходы в 2017 году составили 1,24%. Проценты к уплате занимают в 2017 г. 1,27% выручки. Налоги и иные платежи составили в 2017 г. 0,03%.

Рассматривая структуру показателей в динамике можно отметить, разнонаправленное их изменение.

Важно отметить снижение удельного веса себестоимости в выручке на 8,76% в 2017 г. по сравнению с 2015 г., которое вызвано прежде всего снижением затрат на оказание услуг, более эффективного использования имеющихся мощностей. Это снижение является для предприятия положительным фактором.

Удельный вес управленческих расходов вырос на 1454,68%. Удельный вес процентов к уплате вырос на 78,35%, что связано с увеличение задолженности по ссудам и займам. Удельный вес прочих доходов и расходов увеличился на 596,21% и 83,19% соответственно. Удельный вес налогов и иных платежей уменьшился на 66,97%, что связано со снижением прибыли до налогообложения.

Важно отметить, что на АО «Горизонталь» происходит снижение удельного веса прибыли практически на всех этапах расчета чистой прибыли. Так произошел рост только удельного веса валовой прибыли на 439,96%, снижение доли прибыли от продаж на 36,31%, доли прибыли до налогообложения на 67,31% и доли чистой прибыли на 67,40%.

Проведя горизонтальный и вертикальный анализ можно сделать вывод, что работа предприятия стала менее прибыльной.

Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы.

Для количественной оценки влияния факторов на результирующий показатель используют индексный метод.

По данным таблиц можно отметить снижение к 2017 г. по сравнению с 2015 г. прибыли от продаж на 592 тыс. руб., или 26,67%.

Такое изменение произошло за счет резкого роста управленческих расходов. Увеличение показателей себестоимости также оказало негативное воздействие.

Для факторного анализа прибыли от продаж необходимо составить таблицу 7, где отразим, за счет каких факторов произошло ее изменение.

Таблица 7

Факторный анализ прибыли от продаж

Показатель

Базис (2015 год)

Значение показателя при фактических показателях объема и структуре

Факт (2017 год)

Отклонение фактических показателей от базисных

В том числе за счет

объема и структуры

цен

1

2

3 = 2*I

4

5 = 4-2

6 = 3-2

7 = 4-3

Выручка от продаж, тыс.руб.

167 133

202 231

192 453

25 320

35 098

-9 778

Себестоимость, тыс.руб.

163 871

198 284

172 171

8 300

34 413

-26 113

Коммерческие расходы, тыс.руб.

1 042

1 261

18 654

17 612

219

17 393

Прибыль от продаж, тыс.руб.

2 220

2 686

1 628

-592

466

-1 058


При расчете использовался фактический индекс роста потребительских цен за период 2015-2017 гг. на 21%.

За счет увеличения объема продаж продукции прибыль от продажи продукции увеличилась на + 35 098 тыс. рублей.

Влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж составило - 9778 тыс. руб.

Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: + 34 413 тыс. руб.

Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода: - 26 113 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

Влияние изменения коммерческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах + 17 612 тыс. руб.

Подводя итог, было посчитано общее влияние всех вышеперечисленных факторов: - 592 тыс. руб.

Далее был проведен анализ динамики показателя чистой прибыли за анализируемый период 2015-2017 гг.

Как было указано выше, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. чистая прибыль увеличилась на 312 тыс. руб., в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизилась на 668 тыс. руб.

Таким образом, за период 2015-2017 г. наблюдается снижение чистой прибыли.

Был проведен анализ факторов, влияющих на изменение суммы чистой прибыли за 2015-2017 гг., для чего была составлена таблица 8.

Таблица 8

Факторный анализ чистой прибыли

Показатель

2015 год

2017 год

Изменение, 2017 г. к 2015 г.

Выручка, тыс.руб.

167 133

192 453

25 320

Себестоимость, тыс.руб.

163 871

172 171

8 300

Управленческие расходы, тыс.руб.

1 042

18 654

17 612

Изменение пр. дох. пр. расх., тыс.руб.

-1 508

-1 360

148

Налог на прибыль, тыс.руб.

142

54

-88

Чистая прибыль, тыс.руб.

570

214

-356

Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆ЧП) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим проводится по формулам алгебраической суммы (с учетом знаков и изменений).