Файл: Земельный налог (Сущность понятия «земельный налог»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Земельный налог любой страны, в том числе и Российской Федерации занимает особое место. Независимо от того, что поступления в бюджеты от земельного налога по сравнению с другими поступлениями занимают не большой процент, но данные поступления являются постоянным источником формирования местных бюджетов страны.

Почти все владельцы земельных участков следят за изменениями в налоговом законодательстве РФ, потому что они владеют земельными участками. Так как даже за самый маленький участок земли надо платить налог не зависимо от того, как он принадлежи на праве собственности, праве постоянного, то есть бессрочного, пользования или праве пожизненного наследуемого владения, обязывает физическое или юридическое лицо платить налог на землю. причем, это надо соблюдать.

Все выше изложенное обусловлена актуальность выбранной темы курсового проекта.

Объектом курсовой работы являются нормы гражданского и земельного права, регулирующие земельный налог и практику его реализации.

Предмет исследования является комплекс теоретических и практических вопросов, а именно: толкование и применение норм земельного налога, которые регулируют основания и пределы платы за землю.

Цель курсового проекта – является раскрытие сущности земельного налога в РФ, его роли, характеристики элементов, расчет налога на примере.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  • Описать историю становления земельного налога в РФ;
  • Рассмотреть зарубежный опыт в данном вопросе;
  • Привести классификацию земельного налога;
  • Описать существенные элементы закона о налоге;
  • Описать порядок уплаты земельного налога;
  • Привести формулы для расчета земельного налога;
  • Сделать расчет налога на конкретном примере
  • Земельный налог место и роль в налоговой системе доходных источников бюджета.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Сущность понятия «земельный налог»

1.1 История становления земельного налога в РФ


Земля – это объект обложения, который никогда не утратит данного качества. Именно поэтому земля, с точки зрения финансов является самым лучшим объектом обложения. Согласно общему правилу для всех налогов, поземельный налог это налог на чистый доход с земли.

Если вернуться к истории налогу на землю, следует отметить, что налог на земля в разное время и в разных странах и государствах был разнообразным. Один из самых простых налогов – это налог на землю согласно ее размеру, то есть облагалось по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам – в России. Данный метод налогообложения не используется на данный момент, так как в те времена стал вопрос оплодородию земли. А это привело к тому, что налог на землю изменился в зависимости от плодородия земли. Например, еще в древней Руси делили землю на две «категории» соха доброй и соха худой земли. В Руси так же долгое время применялся налог который назывался десятина, под которым понималось, что налог взимается в размере 1/10 валового дохода с земли.

История не стоит на месте, развивается все. Следовательно, появились новые методы и приемы, которые были взяты за основу налогообложения земли. В основе новых методов и приемов было взято определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С помощью кадастра можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой стороны, кадастр не оказывал влияние землевладельцам каким-либо способом улучшать культуру с целью увеличения их дохода. В прошлом веке, было дано следующее определения понятия «кадастр» - это «совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли».

Кадастры применялись и в древности. Только те кадастры которые были в древности, которые есть сейчас это две большие существенные разницы. Использование накопленного опыта в области финансирования и практического опыта в данной области позволили создать те кадастры которые мы имеем сегодня, и которые сегодня объективно устанавливают поземельный налог.

Далее рассмотрим доходности и устройству поземельного налога на примере Российской Федерации.

Если вернуться к истории, то согласно летописям старых лет налог на землю был еще в далекой древности. Например, во времена татарского правления была создана посошная подать, которая включала в себя и поземельный налог. Причем, эта подать был не просто налог на землю, а налог с учетом качества и площади земли. Поэтому земля в те времена делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. В конце XVII века посошная подать уступает место налогу, который назывался подушный налог. Это налог появился во времена правления Петра I. С тех пор Россия не знала поземельного налога.


Следующий этап в истории имел место в 1853 году – это Государственный земский сбор, который был изменен на основании реформы в 1875 года. Согласно данному налогу оплате подлежали все земли, за исключением казенных земель. Причем сумма налога с каждой губернии и области отличалась, и считалась следующим образом - умножением общего числа десятин, который подлежат обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, которые утвержден в законодательном порядке. Размер налога варьировал согласно закону 1884 г. от 1/4 коп. в Архангельской и Олонецкой губерниях до 17 коп. с десятины В Курской губернии.

В 1896 году по Манифесту стоимость налога была уменьшена в среднем на 50% на 10 лет.

Но размер государственного поземельного обложения в России было невелико. Например, в 1901 г. доходы от него равны 9,87 млн. руб.

Самое большее значение имел поземельный налог, который взимался с государственных крестьян с 1724 года, который назывался оброчной податью. Следует отметить и тот факт, что для подушной подати была допущена несправедливость, которая состояла в том, что помещичьи крестьяне, кроме налога, должны были платили оброк своим помещикам, а государственные крестьяне должны были платить только подушную подать. Из-за того, помещичьи крестьяне и государственные крестьяне платили разные налоги была введена оброчная подать с государственных крестьян, оклад которой постепенно рос. В 1858 г. надо было платить 2 руб. 86 коп.в губерниях 1-го класса, 2 руб. 15 коп. – в губерниях 4-го класса. Законом от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные доходы. Так, по росписи на 1910 г. было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. рублей.

В современном праве под этим понятием имеют в виду обязательные платежи за использование участков земли. При этом, такое использование возможно как на основе права собственности, так и по договорным отношениям. Так же, стоит сказать о том, что регулируются вопросы налогообложения как федеральными актами, так и муниципальными решениями. Это связанно с тем, что данный вид обязательных платежей относится к группе местных налогов. То есть, хотя основные правила и закреплены общегосударственными нормами, местные органы управления регулируют отношения в сфере налогообложения земли в определенной мере самостоятельно.


1.2 Зарубежный опыт

Налог на землю в прошлые века был не только в России но и в других странах и государствах. Земельный налог так же относится к классу местных налогов.

Во Франции земельный налог отличается, тем, что есть налог на застроенные участки и на незастроенные участки. Размер налога как в русском варианте, отличается и определяется местными органами власти (генеральными и муниципальными советами) при расчете бюджета на следующий год. Следует отметить, что размер налога не может превышать законодательно установленного максимума.

Причем налог с земли взимается вместе с построенными зданиями. Налог на недвижимость - это здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, которые используются для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть составляет половину кадастровой арендной стоимости участка. Освобождение от данного налога имеют только здания, которые являются собственностью государства, а так же здания которые так же являются собственностью государства, но находятся за городом, например, сельскохозяйственный здания. Освобождение имеют от земельного налога физические лица, которые старше 75 лет, а также лица, которые получают специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Так же платится налог на незастроенные участки. К незастроенным участкам относятся поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, который служит базисом налога, равен 80% кадастровой арендной стоимости участка. Незастроенные участки которые находятся в собственности государства так же освобождены от налогов. Освобождение от земельного налога в некоторых случаях могут получить участки которые используются для искусственного лесонасаждения, участки, которые предназначены под развитие сельскохозяйственного производства.

В Германии земельный налог накладывается на предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычная ставка равна 1,2 %. Освобождение от данного налога имеют в первую очередь государственные земли, то есть на которых есть государственные предприятия, а так же земли которые находятся во владении церкви. В случае продаже земли, или смене владельца новый владелец обязан оплатить налог в размере 2 % от покупной стоимости земли.

Налог на землю зависит от земельных участков, то есть налог разный для земли, которая используется в сельском хозяйстве, производство.


В Украине, так же пользованием земельными участками является платным.

В Украине все платы за землю регулируются Земельным Кодексом Украины, Налоговым Кодексом Украины, а так же Законом Украины «Об аренде земли».

На сумму земельного налога оказывает влияние площадь участка, денежная оценки земли или ставки налога за землю. В случае, когда выполнена денежная оценка участков, тогда на основании ст. 274 Налогового кодекса Украины ставка будет равна 1% от нормативной денежной оценки земельного участка. Земельные участки, которые входят в категорию жилищного фонда, автостоянки и прочие, участки которые используются для получения прибыли снимается налог в размере 3 % суммы земельного налога.

До 1 мая каждого года приходит уведомление об оплате, и плательщики должны оплатить сумму налога до 1 июля текущего года.

В случае, если на земельном участке расположено здание, собственниками которого являются сразу же несколько владельцев, тогда каждому владельцу начисляется с учетом его придомовой территории.

Законодательством для физических лиц предусмотрен ряд льгот относительно уплаты земельного налога. В частности, согласно ст.281 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются: инвалиды первой и второй группы; физические лица, которые воспитывают трех и более детей в возрасте до 18 лет; пенсионеры (по возрасту); ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты"; физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы.

Если право на льготу у плательщика возникло в течение года, то он освобождается от уплаты налога, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое право. Такое право подтверждается соответствующими документами (предъявляется пенсионное удостоверение, и т.д). В случае потери права на льготу в течение года налог следует уплатить, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено такое право.

Если налогоплательщики, которые пользуются льготами по этому налогу, сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части, то налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) платится на общих основаниях с учетом придомовой территории[1].

В Республике Молдова земельным налогом облагаются все земли за исключением земель, которые являются в государственном пользовании. Следует отметить, что налог на землю в Республике Молдова не повышался с 2009 г. Повышать налог решено поэтапно, чтобы не вызывало больших неудобств аграриям. Вначале налог думали поднять сразу в два раза, но потом пересмотрели и решили увеличить только на 15%.