Файл: Процессы принятия решений в компании ОАО Промтехмаш.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг обусловлен уровнем организации его управления, неотделимого от процесса производства и являющегося его составной частью, необходимым элементом.

Основные задачи управления – в обеспечении наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создании предпосылок для всемерного повышения эффективности производства. Важное место в управлении занимают процессы принятия решений в компаниях. Этим обусловлена актуальность темы исследования.

Объект исследования – процессы принятия решений в компании.

Предмет исследования – процессы принятия решений в ОАО Промтехмаш.

Цель исследования – рассмотреть теоретические аспекты процессов принятия решений в компаниях и анализ их в компании ОАО Промтехмаш.

При достижении цели исследования были рассмотрены задачи:

  • определены основные понятия управленческих решений, приведена их классификация;
  • изучен подробно процесс принятия решений;
  • приведены методы принятия управленческих решений, математические и психологические;
  • дана организационно-хозяйственная характеристика ОАО Промтехмаш;
  • проанализирован процесс принятия решений в ОАО Промтехмаш;
  • даны рекомендации по совершенствованию процессов принятия решений в компании ОАО Промтехмаш.

Тема исследования достаточно изучена. При подготовке работы были использованы учебники «Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве» под редакцией А.Н. Асаула; «Менеджмент» Е.Л. Драчевой, Л.И. Юликова и другие.

Структуру курсовой работы составляют: введение, две главы, заключение и список литературы.

1. Теоретический аспект процессов принятия решений в компаниях

1.1 Управленческие решения, их классификация

Эффективность работы субъектов предпринимательства напрямую зависима от процессов разработки, принятия и реализации руководством и менеджерами управленческих решений. Роль управленческих решений существенно возросла в условиях научно-технического прогресса, с одной стороны, — значительно расширившего возможности менеджеров разных уровней и увеличивающего скорость принятия управленческих решений, а с другой — улучшающего научное обоснование принимаемого решения, его оптимизацию и эффективность.


Эффективное управление любыми системами (объектами) в разных сферах человеческой деятельности сегодня невозможно без предвидения субъектом управления препятствий на пути к цели и последствий ее достижения. Известное выражение «управлять — значит предвидеть» относимо к деятельности специалистов разного профиля и наполняется более весомым в смысле ответственности содержанием.[1]

Решения, как организационная реакция на возникающие проблемы, — это универсальная форма поведения отдельной личности и социальных групп, что объяснимо сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Решение является руководством к действию, выбранным из множества альтернатив и оформленным в виде плана работы. В жизни принимается огромное число самых различных решений с разными характеристиками. Тем не менее, есть некоторые общие признаки, по которым это множество можно классифицировать. Именно решениями, принимаемыми руководителями любой компании, определяются не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро развивающемся мире.

Принятие решений, как и обмен информацией, — это составные части любой управленческой функции. Необходимость принятия решений присуща всем этапам процесса управления и связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понимание природы и сущности решений.[2]

Решение — результат экономических действий и мероприятий, предпринимаемых руководителями государств, регионов, субъектов предпринимательства (компаний) в результате анализа нескольких альтернативных вариантов. При этом лица, принимающие решения (ЛПР), руководствуются соображениями целесообразности с учетом имеющихся в наличии ресурсов и факторов.

Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория управленческих решений, возникли после появления организации в современном понимании.

«Компании, добивающиеся успеха, способны “перерешать” своих конкурентов, по крайней мере, в следующих трех аспектах: ими принимаются более правильные, оправданные решения; ими принимаются решения быстрее; ими более успешно реализуются принятые решения».[3]

Организационное решение является выбором, совершаемым руководителем, применяемым им в процессе реализации управленческих функций при решении организационных задач. Организационное решение способствует достижению поставленных целей.


Управленческое решение является директивным выбором целенаправленного воздействия на объект управления, базирующегося на анализе ситуации и содержащего программу достижения цели.

«Принятие решений - самый важный вид деятельности, выполняемой менеджерами в деловых компаниях на любом уровне. Это вид деятельности, лучше всего характеризующий поведение менеджеров и отличающий управление/менеджмент от другой социальной деятельности человека. Принятие решений - основная забота и обязанность менеджеров».[4]

Из всех управленческих обязанностей, выполняемых предпринимателями и менеджерами, принятие решений не имеет себе равных по своей значимости, принятие решений — неотъемлемая черта проявления взаимоотношений людей, машин, материалов и технологий.

«Самое важное качество любого менеджера должно быть в его готовности и даже стремлении принятия важных и очень часто трудных решений».[5]

Принятие управленческих решений — сложный междисциплинарный вопрос, основанный на исследовании степени влияния таких аспектов, как технические, экономические, организационные, экологические, психологические, социальные и другие, на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения.

Принятие управленческого решения является главным решением в технологическом цикле управления. Управленческое решение принимает полномочный линейный руководитель в соответствии с предоставленными ему правами, нормами действующего законодательства и указаниями вышестоящих органов управления. Отличительными особенностями управленческих (организационных) решений является обладание следующими характеристиками:

  • целями;
  • последствиями;
  • разделением труда;
  • профессионализмом.

Управленческое решение является определенным экономическим процессом, совершаемым в рамках управления компанией и состоящим из трех этапов: разработки, принятия и реализации. Этапы состоят, кроме выявления проблемы, формулирования заданий, поиска альтернативных вариантов решения еще и из составления плана реализации решения, и оперативного руководства его реализацией.

Объекты управленческих решений — это виды деятельности субъектов предпринимательства (компании) и могут быть представлены:

  • техническим развитием компании;
  • организацией основного и вспомогательного производств;
  • управленческой деятельностью;
  • маркетинговой деятельностью;
  • экономическим и финансовым развитием;
  • организацией заработной платы и премирования;
  • социальным развитием;
  • бухгалтерской деятельностью;
  • кадровым обеспечением и др.

Управленческие решения классифицируют по разным признакам, к примеру:

  • по времени управления они могут быть стратегическими, тактическими, оперативными;
  • по содержанию управляемого процесса могут быть социальными, экономическими, техническими и пр.;
  • по степени участия персонала могут быть индивидуальными, корпоративными.[6]

По одной из классификаций управленческие решения могут быть общими и частными.

Общими управленческими решениями затрагивается вся компания, ее производственная и финансово-хозяйственная деятельность. Общие управленческие решения ведут к коренным изменениям в компании, а также дальнейшему развитию производства (компьютеризации производственного и управленческого процессов, переходу на выпуск новой продукции, реорганизации компании и пр.)

Частными управленческими решениями затрагиваются какие-либо подсистемы, касающиеся текущих вопросов (к примеру, дисциплины, увольнения сотрудника, изменения графика работы каких-либо подразделений и пр.).[7]

Каждое управленческое решение уникально, но его формирование и реализация подчинены внутренней логике, называемой «циклом принятия решений».

Процесс формирования решений в организации различные источники разделяют на разное количество этапов, например:

  • этап выявления проблемы, которую нужно решить (определение проблемной ситуации);
  • этап сбора и обработки информации для принятия управленческого решения;
  • этап организации его исполнения.

Эти основные этапы разработки управленческих решений можно дополнить следующими:

  • получением информации о ситуации;
  • разработкой оценочной системы;
  • разработкой сценариев развития ситуации.

Похожие этапы встречаются в разных литературных источниках, содержащих последовательный подход к рассмотрению сложных проблем. Основные различия возникают в вопросе включения в процесс той или иной стадии, связанной с выполнением решения.

Рисунок 1 представляет наиболее полную классификацию видов управленческих решений по таким разным критериям, таким как: управление; содержание; срок действия и степень влияния на будущие решения; степень уникальности; степень неопределенности; количество критериев выбора; форма принятия решений; способ фиксации; характер использованной информации; степень повторяемости проблемы; прогнозируемые последствия; метод разработки.


Классификация основана на двенадцати критериях и содержит более 40 видов управленческих решений в компаниях.

Процесс управления многогранный[8], но с ясно вырисовываемой системой действий (подготовкой, принятием и реализацией решений), которую с определенной долей условности принято называть «технологией принятия решений». Процесс управленческого труда руководителя обладает определенной технологией — совокупностью последовательно применяемых приемов и способов достижения целей управленческой деятельности. [9]

При этом руководитель сталкивается со многими возможными целями и многими конкурирующими способами и средствами, используемыми для их достижения.

Виды решений в области классификационного

признака

Классификационные признаки

видов решений

Применительно

к управлению

Общие, запрограммированные, рациональные,

интуитивные, альтернативные, организационные,

незапрограммированные, нерациональные, на основе компромисса

Политические, технические, экономические,

социальные, организационные

на основе компромисса

По функциональному

направлению

Срок действия

и степень воздействия

на будущие решения

Оперативные, тактические, стратегические,

глобальные, локальные

Рутинные, уникальные, творческие, не творческие

Условия реализации

Решения в условиях определенности, в условиях

риска, в условиях неопределенности

Степень

неопределенности

Однокритериальные, многокритериальные

Количество критериев

выбора

Единоличные, коллегиальные

Форма принятия

решений

Документированные, недокументированные

Способ фиксации

решения

Детерминированные, вероятностные

Характер

использованной

информации

Степень

повторяемости

проблемы

Традиционные, нетипичные

Прогнозируемые

последствия решения

Корректируемые, некорректируемые

Формализованные, неформализованные

Метод разработки