Файл: Учет безналичных денежных средств(Теоретические аспекты учета безналичных денежных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) отгрузка продукции (выполнение работ, оказания услуг) и получение товара и счет-фактуру от поставщика;

2) плательщик (покупатель) направляет платежное поручение в свой банк;

3) банк списывает соответствующие денежные средства со счета покупателя и направляет документы о перечислении средств на счет в банк поставщика;

4) банк поставщика зачисляет соответствующую денежную сумму на счет поставщика.

Эта форма безналичных расчетов применяется для осуществления предварительной оплаты за получение поставленных товаров, представленных услуг. Предприятия с помощью платежных поручений, акцентировано банком, могут переводить через предприятия связи пенсии, алименты, заработную плату, командировочные расходы, авторский гонорар отдельным гражданам и юридическим лицам - на выплату заплати, за организованный набор работников для заготовки сельскохозяйственной продукции в населенных пунктах, где нет банков.

Расчеты платежными поручениями достаточно простые и удобные. Их недостатки - отсутствие полной гарантии платежа поставщику.

Выбор той или иной формы безналичных расчетов должен учитывать конкретные условия деятельности предприятия, степень доверия к партнерам, их удаленность, условия и время транспортировки груза, средства связи, место осуществления платежа и т.д. Правильный выбор формы расчетов с каждым контрагентом обеспечивает гарантированность и ускорение получения денежной выручки поставщиком, предотвращение не предусмотренного договором авансирования поставщика плательщиком. Для плательщика это означает обеспечение гарантии поставки, ускорение получения товара, недопущение не предусмотренного договорами авансирования поставщика. В зависимости от состояния платежной системы, степени доверия контрагентов соотношение между наличными и безналичными расчетами может меняться.

1.2. Методология учета безналичных расчетов

Для учета безналичных расчетов в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета [11, с. 68]:

51 «Расчетные счета»;

52 «Валютные счета»;

55 «Специальные счета в банках»;

57 «Переводы в пути».

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия ведет на счете 51 «Расчетные счета».

Это активный счет, по дебету которого записываются: остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.


Основанием для заполнения этого регистра являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Обороты по дебету отражаются в ведомости по счету 51 "Расчетный счет". Основанием для заполнения этой ведомости, как и журнала-ордера по счету 51 "Расчетный счет" служат также проверенные и обработанные выписки.

Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами. Как в журнале-ордере так и в ведомости на счете 51 "Расчетный счет" суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.

Организации (юридические лица) имеют право открывать валютные счета на территории РФ в любом банке, уполномоченным ЦБ на проведение операций с иностранными валютами. Для отражения операций о наличии и движении средств в иностранной валюте используют счет 52 «Валютные счета». По дебету счета отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту - списание денежных средств. К счету 52 могут быть открыты следующие субсчета: Валютные счета внутри страны, Валютные счета за рубежом.

В настоящее время организации, через уполномоченные банки, могут свободно продавать и покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Корреспонденция счетов по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке отражается в бухгалтерском учете следующими записями [11, с. 69];

Дт 57 Кт 52 - Списана валюта на продажу.

Дт 51 Кт 91 - Рублевые средства от продажи зачислены на расчетный счет.

Дт 91 Кт 57 - Списана проданная валюта по курсу ЦБ на дату продажи.

Дт 91 Кт 76 - Начислено комиссионное вознаграждение банку.

Дт 76 Кт 51,52 - Перечислено комиссионное вознаграждение банку.

Дт счета 57 Кт счета 91 или Дт счета 91 Кт счета 57 - На величину положительной курсовой разницы.

Дт счета 91/9, Кт счета 99 или Дт счета99 Кт счета91 - На выявленный финансовый результат от продажи валюты.

Приобретение валюты на внутреннем валютном рынке отражается следующими записями.

Дт 57 Кт 51- Списаны рублевые средства на приобретение валюты

Дт 52 Кт 57- Приобретенная валюта зачислена на валютный счет

Дт 57 Кт 91 или Дт 91 Кт 57 - На величину положительной курсовой разницы

Дт 91 Кт 76 - Начислено комиссионное вознаграждение банку.

Дт 76 Кт 51,52 - Перечислено комиссионное вознаграждение банку.

Организации могут открывать в банках специальные, используемые для отражения движения денежных средств, учитываемых обособлено, по целевому назначению. Для отражения этих операций используется счет 55 «Специальные счета в банках», по дебету которого учитываются поступления денежных средств на специальные счета, а по кредиту – списание. К счету 55 могут быть открыты следующие субсчета: Аккредитивы, Чековые книжки, Депозитные счета и др.


На субсчете 1 отражается движение денежных средств в аккредитивах. Списание денежных средств для открытия аккредитива отражается записью: Дт счета55/1 Кт счетов 51, 52, 66и др.

По мере использования аккредитива их списывают с кредита счета 55/1 в дебет счета 60 или других аналогичных счетов. Неиспользованные средства в аккредитивах отражают по дебету счетов 51, 52 и кредиту счета 55/1.

На субсчете 2 учитывают движение средств, находящихся на чековых книжках. Выдача чековых книжек банком отражается записью Дт счета 55 Кт счетов 51, 52 66. При приобретении материальных ценностей на суммы использованных чеков, предъявленных к оплате в банк – Дт счетов 60, 76 Кт счета 55 субсчет 2. Суммы неиспользованных чеков возвращаются на расчетный и другие счета записью – Дт счета 51,52 Кт счета 55/2.

Вложения денежных средств в банковские вклады учитываются на субсчете 3. Перечисление денежных средств по вкладам отражается по дебету счета 55 и кредиту счета 51 или 52. При возвращении вклада производиться обратная запись. С 1 января 2003 года в соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» депозитные вклады должны учитываться в составе финансовых вложений.

На счете 55 на отдельном субсчете отражается денежные средства, перечисленные для приобретения банковских карт, которые используются работниками организации для оплаты услуг, хозяйственных расходов и другие нужды.

Приобретение банковских карт отражается записью: Дт 55 Кт 51. Выдача банковских карт конкретному работнику - Дт 71 Кт 55. Оплата расходов по банковской карте - Дт 10, 26 и другие счета Кт 71.

Денежные средства, поступающие в кассу организации, подлежат сдаче на счета в кредитных организациях. Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств устанавливаются кредитной организацией с учетом территориального расположения организации, режима работы и специфики деятельности. При этом денежные средства могут быть сданы в кассы кредитной организации, инкассаторам, в сберегательные кассы или в кассы почтовых отделений. 

В период с момента передачи денежных средств инкассаторам или непосредственно кредитным организациям, сберегательным кассам или почтовым отделениям сданные денежные средства учитывают на активном синтетическом счете 57 "Переводы в пути". Основанием для принятия денежных средств на учет по счету 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы. 


Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сберегательным банкам или почтовым отделениям, списывают в дебет счета 57 с кредита счета 50 "Касса". 

С кредита счета 57 денежные средства списывают в дебет счета 51 "Расчетные счета" (согласно выписке банка) или других счетов в зависимости от их использования (50, 52, 62, 73). Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на счете 57 обособленно [11, с. 72].

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанно с ними документооборота.

Безналичные расчеты, заменяя обращение наличных денежных знаков, уменьшают потребность в них, ускоряют оборот средств в народном хозяйстве, сокращают издержки обращения, способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение через финансово-кредитную систему.

2. Организация учета безналичных расчетов в ООО «Новые окна»

2.1. Краткая характеристика предприятия

ООО «Новые окна» предлагает широкий спектр услуг: установка окон, дверей, балконов, перегородок, витражей пластиковых и алюминиевых систем.

Юридический адрес: г. Красноярске ул. Вильского, 7а/2

Время работы: пн-пт 9.00-17.30, перерыв: 12:00-13:00

Численность работников предприятия ООО «Новые окна» составляет 97 человек. Из них аппарат управления – 22 человека.

Основным видом деятельности ООО «Новые окна» является установка окон, остекление лоджий, балконов. Предприятие изготавливает окна как на основе пластикового профиля, так и из металлопластика.

Бренд предлагает своим Клиентам пластиковые окна и балконные конструкции, входные и межофисные двери из ПВХ и алюминия, индивидуальное архитектурное проектирование конструкций для остекления фасадов жилых и промышленных зданий, торговых центров, витрин и др..


Организационная структура ООО «Новые окна» представлена далее на рисунке 2.

Генеральный директор

Руководитель коммерческого отдела

Главный бухгалтер

Руководитель отдела кадров

Руководитель отдела маркетинга

Начальник службы контроля

Руководитель отдела продаж

Руководитель сервисной службы

Администраторр

Продавец-консультант

Менеджер по персоналу

Бухгалтер

Охрана

Отдел закупа

Служба монтажа

Маркетолог

Служба доставки

Маркетолог аналитик

Маркетолог по рекламе и PR

Разнорабочий

Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Новые окна»

На предприятии существует линейно - функциональная организационная структура. Организационная структура управления на предприятии строиться по принципу подчинения нижестоящего звена вышестоящему.

Вертикальное разделение труда на предприятии эффективно, т.к. в непосредственном подчинении генерального директора находятся только управленцы среднего звена, а именно: руководитель отдела маркетинга, руководитель сервисной службы, главный бухгалтер, руководитель отдела кадров, руководитель отдела продаж, начальник службы контроля и руководитель коммерческого отдела, и нет представителей низшего звена управления, что снимает дополнительную нагрузку с руководителя.

Согласно организационной структуре существующей на предприятии единоличным исполнительным органом является генеральный директор.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с приказом директора по учетной политике, указаниями и распоряжениями главного бухгалтера о порядке ведения бухгалтерского учета на отдельных участках учетного процесса.

В бухгалтерии ООО «Новые окна» работает 3 человека. Во главе стоит главный бухгалтер, который несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, выполнение требований всех действующих нормативных документов по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности предприятия, а также за получение достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятия на основании данных бухгалтерского учета.

В ООО «Новые окна» бухгалтерский учет автоматизирован. Каждое рабочее место бухгалтера оснащено персональным компьютером. На предприятии используется программное обеспечение «1C: Бухгалтерия 7.7». С помощью программы «1С: Бухгалтерия 7.7», формируются первичные документы по всем разделам бухгалтерского и налогового учета, а также автоматически регистрируются все хозяйственные операции, ведутся журналы-ордера и главная книга, формируются бухгалтерские проводки и создаются все отчетные формы по предприятию в целом. Первичные учетные документы составляются по утвержденным типовым формам на компьютере.