Файл: Современные проблемы семейного воспитания(Современные проблемы семейного воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инструкция:

«Тебе предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставь знак «+» (да), если согласен, или «-» (нет), если не согласен. Отвечай быстро, долго не задумывайся»

3) Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку).

Бланк ответов

№№

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

1

Интерпретация: состояние наблюдается часто – 2 б; изредка – 1 балл; не подходит -0

КЛЮЧ

1 - 10 вопросы - тревожность

0 - 7 баллов - не тревожные

8 - 14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня

15 - 20 баллов - очень тревожные

11 - 20 вопросы - фрустрация

0 - 7 баллов - вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8 - 14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место

15 - 20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач

21 - 30 вопросы - агрессивность

0 - 7 баллов - вы спокойны, выдержанны

8 - 14 баллов - средний уровень

15 - 20 баллов - вы агрессивны, невыдержанны, есть трудности в работе с людьми

31 - 40 вопросы - ригидность

0 - 7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость

8 - 14 баллов - средний уровень

15 - 20 баллов - сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье

4) “Градусник” – уровень самооценки и притязаний личности.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Семь линий обозначают:

1.здоровье; 2.ум, способности; 3.характер; 4.авторитет у сверстников; 5. умение многое делать своими руками, умелые руки; 6. внешность 7. уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает.

На каждой линии чертой (-) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества, стороны твоей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты бы был удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

По каждой из шести шкал определить:

a)уровень притязаний- расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака “х”;

б) высоту самооценки – от нижней точки шкалы до знака “-“;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака “х”, до знака “-“, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.


2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам

Таблица 3

Оценка и интерпретация отдельных параметров

Параметр

Количественная

характеристика

в

баллах

низкий

средний

высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

Менее 45

45-79

60-74

75-100

Уровень притязаний.

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный – сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 (средняя и высокая самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтвердить личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – “закрытости для опыта”, нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют “группу риска”, их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и “защитная”, когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – “здоровье” – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику ( например, 54 мм = 54 баллам).


2.3. Анализ результатов исследования

В ходе проведенных методик мы делаем следующие выводы:

1) По тесту школьной тревожности Филлипса более 50% несовпадений, что является повышенной тревожностью, - переживание социального стресса, следовательно, не в полной мере не могут быть развиты социальные контакты со сверстниками.

2)По опроснику Шмишека: акцентуации характера – застревающий и возбудимый типы, акцентуации темерамента – гипертимический и тревожный типы.

Для исследуемого учащегося наиболее характерен возбудимый тип. Склонность к трениям и конфликтам, неуживчивость в коллективе и низкая контактность в общении подтверждается на практике (недавний переход ученика в другой класс).

3) По методике диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) для учащегося характерна высокая самооценка, устойчивость к неудачам, тревожности нет, присуща агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми. Cильно выражена ригидность (противопоказана смена места учебы, изменения в семье). Ученик был вынужден перейти в другой класс, следовательно, он в наибольшей мере был подвергнут стрессу при смене места учебы.

4) “Градусник” – высота самооценки и уровень притязаний личности:

1)Высокий уровень притязаний и высокая самооценка по шкале “способности”, что является оптимальным представлениям о своих возможностях, удостоверяет адекватную самооценку.

2)Низкий уровень притязаний по шкале “характер”, что является индикатором неблагоприятного развития личности, но адекватная самооценка по данной шкале.

3) Высокий уровень притязаний по шкале “авторитет у сверстников”, но самооценка занижена, ребенок входит в “группу риска”.

4) “Умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе” – уровень притязаний и высота самооценки высокие и средние, что является нормой.

2.4. Предложения по организации учебно-воспитательного процесса

Ребенку трудно найти контакт со сверстниками, склонность к конфликтам, заниженная самооценка по авторитету у сверстников. Исследуемый ученик перешел в другой класс, ему нужно помочь адаптироваться в новом коллективе. Необходимо одобрение, поддержка, поощрение со стороны учителя. Успеваемость исследуемого ученика несколько ниже на фоне остального класса (данный класс является самым сильным по успеваемости в параллели), но у него есть мотивация к получению знаний. Нужно это поощрять, чаще хвалить (на основе личных наблюдений). Некоторые учащиеся относятся к нему негативно (по шкале “авторитет у сверстников” самооценка занижена), необходимо решить эту проблему при поддержке мамы (она активно идет на контакт с учителями м классным руководителем) и классного руководителя.


У исследуемого ребенка выявлена склонность к трениям и конфликтам.

При любой возможности надо использовать методы, облегчающие общение и позволяющие открыто обсуждать проблемы и способы их решения. Самый верный и продуктивный способ выражения негативных переживаний – это их словесное описание. При таком описании особенно важно не переключиться, не перевести разговор на обсуждение того, чем или кем эти чувства вызваны. Описание переживаний достаточно эффективно. Появляется возможность быть понятым. У ребенка возникает желание делиться своими переживаниями. Когда человек говорит о своих переживаниях, описывает их словами, он их начинает лучше понимать и оценивать. А это снижает накал страстей и не позволяет сильным эмоциям блокировать возможность рационального разрешения сложившейся конфликтной ситуации. Не стоит использовать принуждение – волевое навязывание решения, которое устраивает лишь педагога, и конфронтацию – непринятие во внимание позиции ребенка. Не стоит уходить от разрешения возникшего противоречия: конфликт остался, а развязка лишь оттягивается. Важно понимать, что компромисс – самый приемлемый выход из конфликта. Он заключается в открытом поиске наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение таких условий разрешения конфликта: сужение “площадки” спора до минимума, управление отрицательными эмоциями, стремление и умение понять позицию друг друга, осознание того, что в споре почти всегда нет правых; умение и стремление решать конфликт с позиции доброты, недопустимость приклеивания ярлыков. Традиционный вопрос “Кто виноват?” стоит заменить другим: “Как нам быть?”.

Умение внимательно слушать обеспечивает хороший контакт ребенком и часто бывает более ценным, чем умение говорить. Чаще улыбайтесь и шутите. В присутствии добродушно улыбающегося человека или после шутки у ребенка пропадает желание ругаться и ссориться, скорее возникает доброжелательное отношение. Приветливость и доброжелательность одного вызывает аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение.

Итак, умение педагога общаться с психологически травмированными детьми из неполных семей имеет два очень значимых практических результата: во-первых, работать педагогу или воспитателю становится проще; во-вторых, при отсутствии позитивных стереотипов поведения дома у ребенка появляется возможность усвоить их через общение с учителем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья была и в обозримом будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Полноценная семья на основе родственных взаимосвязей аккумулирует и развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. К сожалению, полноценных семей становится всё меньше, но полноценность семьи определяется не только составом, но и нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнить свою миссию Матери, Отца, Сына, Дочери, Бабушки, и Дедушки.

Решение воспитательных задач в процессе формирования личности осуществляется под воз­действием многочисленных факторов ­ и социальных институтов общества. Базисной основой первичной социализации личности является семья как ячейка общества, необходимая для сохра­нения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, являясь в то же время главным условием реализации задатков и способностей чело­века. Кризисные явления в семье связаны с ее нестабильностью, происходит увеличение неполных, конфликтных семей, в которых нрав­ственно-психологический климат явно не способству­ет эффективной социализации личности ребенка, негативно отражается на личности.

От­ражается отрицательно на роли семьи в социализации личности детей также социально-культурный параметр родителей, бытовые условия и образ жизни, ее соци­альный статус. Однако определяющим все же в соци­ализации личности в семье является ее нравственно-психологический климат.

Отмеченные негативные явления, происходящие в неполных семьях, заставляют общество искать пути и средства повышения ее роли в социализации личности.

Современная школа все чаще использует в сво­ей деятельности социальную работу, которая решает такие важные соци­альные задачи, как: содействие в создании нормальных ус­ловий для жизни человека и общества; выявление предотвращение, устранение и смягчение обществен­ных и личных конфликтов, развитие способности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости; поиск и освоение источников помощи.

Для решения этих задач школа меняет формы и содержание своей работы с семьей, в ней начинает утверждаться понимание того, что основное воспитание ребенка происходит как в школе, так и в семье, и необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состо­яния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей.