Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией ( ООО «РУСАЛ» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Субъектами мировой экономической системы на микроуровне являются организации различной по размеру, организационно-правовой формы, сферы деятельности.

Каждый день формируется множество новых фирм. Не все из них способны успешно развиваться, добиваться успеха и достигать своих целей. Очень немногие организации могут существовать бесконечно, и никто не живет без изменений. Те, кто не смог адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия, умирают. В то же время процветают компании, лидерство которых гибкое, способное предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения. Однако для эффективного управления организацией недостаточно предсказать события. Руководство должно знать, на какой стадии своего развития компания должна сосредоточить усилия на тех задачах, которые на этом этапе должны быть решены в первую очередь.

Одним из подходов к определению значения термина

«организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как

«естественного процесса качественных изменений в организации, вытекающих из его возраста ... или того, что называется в литературе», жизненного цикла организации »[3]. Эмпирически было установлено, что любая компания проходит определенные этапы ее развития, универсальные для организаций всех размеров и форм. Переход от одного этапа к другому является предсказуемым, а не случайным.

Объектом исследования этой работы является изучение концепции

«жизненного цикла организации»; рассмотрение моделей развития организаций, созданных в разное время; подробное описание основных этапов развития компании; Исследование современных ученых, посвященных этой проблеме. Кроме того, в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности.

Актуальность этой работы связана с необходимостью менеджеров уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы разработки, введенные менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических и визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей вероятностью прогнозировать внутренние изменения, которые ждут компании. Кроме того, менеджер, чтобы улучшить процесс управления, должен отслеживать возникающие аспекты теории жизненного цикла организаций, выходящих из новых исследований.


Развитие концепции жизненного цикла связано с теоретическими концепциями циклических колебаний в экономике, основными положениями системного подхода, исследованиями в области управления, организационной теорией, организационным поведением и другими науками. Степень разработанности проблемы. В последние два десятилетия опубликовано большое число работ зарубежных авторов в области жизненного цикла организаций: И. Адизеса, Л. Грейнера, Дж. Кимберли, Д. Миллера, Д. Лестера, С. Хэнкса и др. Заметный вклад в развитие теоретических и эмпирических исследований в этой области в нашей стране внесли С.Р. Филонович, Г.В. Широкова, И.В. Ивашковская, Е. Дудченко, Т.И. Борновалова, К.М. Ушаков и другие. Российские ученые затрагивают такие вопросы, как особенности жизненного цикла в управлении корпорацией, изменение стратегии управления, организационная структура, мотивация, организационная культура на разных этапах жизненного цикла и другие.

Заметный вклад в развитие теоретических и эмпирических исследований в этой области в нашей стране внесли С.Р. Филонович, Г.В. Широков, И.В. Ивашковская , К.М. Ушаков. Достаточно подробный сравнительный анализ пятнадцати моделей жизненного цикла организаций представлен в работах Г.В. Широковой . Автор выделяет пять обобщенных

стадий жизненного цикла организации и взаимосвязь функций менеджмента со стадиями развития.

Сущность и структура жизненного цикла организации, его основные этапы и значение

Организация как объект управления

Основным подразделением в управлении является организация. Чтобы считаться организацией, определенная группа людей должна отвечать следующим требованиям: 1) присутствие по меньшей мере двух человек, считающих себя частью этой группы; 2) наличие одной цели - то есть желаемого конечного состояния или результата, который признается всеми членами группы; 3) совместные действия для достижения значимой цели для всех.1

Под организацией (от латинского organizatio» - «я устраиваю») понимается как стабильная группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий для решения существующих проблем или достижения их целей. 2


Организация представляет собой открытую, сложную социально- экономическую систему, которая активно взаимодействует с окружающей средой. Получая ресурсы извне, организация трансформирует их на основе соответствующих технологий в требуемые конечные результаты. Организация – это система, представляющая собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.3

Все бизнес-организации - это открытые системы. Они не могут существовать автономно, в закрытом режиме. Для осуществления своей деятельности необходимо взаимодействовать с внешней средой и получать

1 Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. — СПб: Питер, 2002. — С.31—32.

2 Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес; пер. с англ; под науч. ред. Г.В. Сеферяна. - СПб: Питер, 2007. – 384 с

3 Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. —

СПб: Питер, 2001. — 320 с.

из ресурсов в виде труда, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т.д. Ресурсы с использованием соответствующих технологий обрабатываются, преобразованные в продукты и услуги, переданные во внешнюю среду.4

Организация как объект - это сознательно скоординированное социальное образование, то есть искусственный союз людей с определенными границами, который функционирует на относительно постоянной основе и преследует свои конкретные цели. Как объект, организация неизменно является элементом социальной структуры со своими собственными функциями и методами. Вследствие этого любая организация может оказывать определенное влияние не только на своих членов, но и на мир в целом.5

Законы организации можно подразделить на законы, преимущественно проявляющиеся в статике (в структурах организации как формы) и в динамике (в процессах как функции управления). = Закон композиции – отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера.= Закон пропорциональности – характеризует необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. 6

Так, уровень качества на всех стадиях произв. процесса должен быть одинаково высоким. = Закон наименьших – показывает, что суммарная устойчивость системы в конкретной среде складывается из устойчивости ее

  1. Борновалова Т.И. Диагностика стадий жизненного цикла организации. // Актуальные проблемы управления – 2006: Материалы международной научно- практической конференции: Вып. 2 / ГУУ. – М., 2005. – 24 с.
  2. Будова Е.В. Интегрированная модель жизненного цикла организации // Вестник Полоцкого университета. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки: научно-теоретический журнал. - Новополоцк: ПГУ. - 2013. - № 5. - С. 56-62.
  3. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 8 «Менеджмент». – 2002. – №4 – С. 76–92.

отдельных частей. Например, если в цепи присутствуют звенья разной степени прочности, то ее суммарная устойчивость будет равна прочности самого слабого звена.

Закон онтогенеза – показывает, что каждая организация как система проходит все стадии жизненного цикла: возникновение идеи, проектирование, строительство, освоение модности, функционирование, развитие, упадок, закрытие. 7

Закон синергии – проявляется в том, что сумма свойств системы не равна сумме свойств ее компонентов. При высокой организованности системы сумма свойств системы будет выше суммы свойств ее компонентов. Разница между суммой свойств системы и суммой свойств компонентов называется синергическим эффектом. = Закон упорядоченности – характеризует наличие определенным образом установленных взаимосвязей, обеспечивающих порядок, организованность и устойчивость функционирования системы. 8

Показатели упорядоченности системы:

    1. установлены границы системы и ее структура;
    2. определены переменные компоненты системы;
    3. сформулирован порядок взаимодействия системы и ее компонентов со внешней средой;
    4. установлены формы, методы и средства получения, обработки и передачи информации. 9

Закон самосохранения – устанавливает, что любая система стремится сохранить свою целостность и, следовательно, экономично расходовать свой

  1. Назаренко С.С. Методический подход к определению стадии жизненного цикла компании //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Выпуск № 3-1. 2014. С. 82-87.
  2. Борновалова Т.И. Методы управления деловыми организациями на различных стадиях жизненного цикла. – Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М.: ГУУ, 2008. – 21 с.
  3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. – 84 с.

ресурс. Для самосохранения необходимо, чтоб системы строились, функционировали и развивались в соответствии с законами, закономерностями, научными принципами и методами.10

Закон единства анализа и синтеза – предполагает рассмотрение процессов анализа и синтеза в диалектическом единстве. Анализ представляет собой структуризацию, детализацию и разделение, позволяет описать структуру системы. Синтез представляет собой процесс обратный анализу, соединение и универсализацию, позволяя понять, как взаимодействуют элементы системы.11

Обязательные требования к организации:

1 присутствие как минимум двух человек, считающих себя частью этой группы;


2, наличие по меньшей мере одной цели (желаемого конечного состояния или результата), которое принимается как общее для всех членов группы;

3 наличие членов команды, которые намеренно работают вместе для достижения осмысленной цели для всех.12

Существуют формальные и неформальные организации. Определение, данное вышеприведенной организации, относится к официальной организации. Неофициальные организации, группы, которые возникают неожиданно (спонтанно), но где люди взаимодействуют друг с другом довольно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, возможно, довольно небольших. И хотя у них нет лидеров, неформальные организации очень важны.

  1. Головкина О.В. Признаки и критерии стадий жизненного цикла промышленного предприятия / О.В. Головкина // Экономический анализ: теория и практика. 2004. N 4. С. 38-42.
  2. Михайлов М.А., Смышляева Л.М. Разработка подхода к управлению параметрами жизненного цикла инноваций // Инновации и инвестиции. 2011. №4. С. 93-98.
  3. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы / Г.В. Широкова // Российский журнал менеджмента. – 2007. – Том 5, № 3. – С. 85-90

КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. У организации всегда есть как минимум одна общая цель, разделяемая и признанная всеми ее членами. Но формальное управление редко касается организаций, у которых есть только одна цель. Комплексная организация в наборе имеет взаимосвязанные цели.13 Один из примеров: McDonald's - это организация, состоящая из семи с лишним тысяч независимых предприятий, чья работа поддерживается большим количеством организаций, работающих «в тени» (клиент их не видит), которые строят магазины, которые рекламируют, производить закупку продуктов, которые разрабатывают новые виды продуктов, которые выполняют контроль качества. Каждое учреждение «Макдональдс» имеет собственные планы продажи продуктов и прибыли. У каждого вспомогательного устройства также есть свои собственные цели, такие как покупка говядины по выгодным ценам. Эти цели взаимосвязаны и

взаимозависимы. 14

Например, ресторан может реализовать свои цели, достигнув запланированной прибыли только в том случае, если служба закупок в свою очередь достигает своих целей, а именно путем предоставления достаточного количества булочек по правильной цене, если отдел маркетинга обеспечивает достаточный приток клиентов, технологи найдут способ эффективной подготовки и т. д. Основная причина, по которой «Макдональдс» стала крупнейшим предприятием в своем бизнесе, заключается в том, что компании удается не только достичь всех вышеуказанных целей, но и эффективно объединить их с наименьшими затратами.15