Файл: Первичные учетные документы для целей налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Наиболее важную роль с точки зрения информативности о деятельности предприятия несет его учетная система, отчетность. Организовать порядок ведения налогового учета любой хозяйствующий субъект может по правилам, установленным действующим законодательством, которое в свою очередь допускает право выбора для отдельных способов и методов учета.

В центре внимания Минфина России постоянно находятся вопросы снижения административной нагрузки на бизнес в связи с исполнением обязанности по ведению налогового учета. Из года в год состав и содержание первичной документации стремится к упрощению. Вместе с тем растет объем разъяснений финансового ведомства по вопросам в этой сфере. В деятельности современных предприятий по организации налогового учета и его взаимосвязей с системой управления бизнесом сталкивается с массой проблем и неопределенных вопросов. Современные реалии требуют дополнительных исследований самых очевидных особенностей управления организациями.

Актуальность темы данной работы подтверждается особым местом организационно-учетной документации налогового учета и степенью влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта, размеры налоговой нагрузки предприятия, информационного обеспечения собственников и инвесторов бизнеса.

Степень изученности темы достаточно широкая, так как понятие и состав информации о первичных документах в налоговом учете достаточно обширно описан действующим российским законодательством, к тому же подтвержден накопленным опытом применения тех или иных аспектов в процессе хозяйственной практики.

Цель работы - исследование роли учетной налоговой документации и механизмов ее влияния на объем налоговой нагрузки предприятия, раскрыть законодательные основы, понятие, цель, принципы, факторы и критерии, влияющие на формирование системы первичных документов в налоговом учете.

Задачами данной работы являются

- исследование места и роли первичных документов для целей налогового учета;

- изучение сущности и требований к первичным налоговым документам;

- исследование первичного документооборота в свете норм действующего налогового законодательства;

- выявление особенностей организации и функционирования первичных документов в налоговом учете современного предприятия.


Объектом исследования – система первичных документов для целей налогообложения предприятия в рамках действующего законодательства.

Практическая значимость работы заключается в том, что в результате проведенного исследования можно определить достоинства и недостатки системы первичного налогового учета как ключевого элемента в управлении бизнесом.

Научная новизна работы состоит в исследование первичного учета как элемента системы учета и управления бизнесом с помощью методов: наблюдение, анализ, сравнение, измерение, сравнение.

В качестве источников информации для написания работы послужили различные публикации и научные исследования отечественных и зарубежных специалистов.

1. Роль и место первичных документов для целей налогового учета

1.1 Сущность, классификация, требования к первичным документам налогового учета и общие правила их составления

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учета фиксируются в разработочных таблицах (учетные регистры), справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование этих данных предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения. Содержание данных налогового учета, в том числе первичных документов, является налоговой тайной.

Документ – это материальный носитель зафиксированной на нем информации, содержащий соответствующие реквизиты.


Документы используются как доказательство по правовым фактам или при осуществлении деловой деятельности. Документ предоставляет возможность передачи, зафиксированной в нем информации другому лицу, многократного использования информации.

Реквизит документа – это обязательный элемент документа, наличие которого придает документу юридическое значение.

Документ имеет два составляющих элемента – материальный носитель и информации, эти два элемента определяют свойства документа – информативность и эксплуатационность. Информативность – это способность документа предоставить информацию, Эксплуатационность – это способность документа хранить, передавать, защищать от внешних воздействий, накапливать информацию.

Документы могут быть выражены в формах:

  1. Бумажной, заверенный собственноручно
  2. Электронной, заверенный электронной подписью

По отношению к субъекту, которому документ предназначен, они подразделяются на виды:

  1. Входящие – это внешние документы, предоставленные для субъекта
  2. Исходящие – это внешние документы, составителем которых является субъект и предназначенные для его пользования, а так же для пользования лицом, в адрес которого данный документ направлен
  3. Внутренние – это документ который содержит информацию, предназначенную только для самого субъекта

По степени подлинности документы подразделяются на:

  1. Оригинал
  2. Дубликат
  3. Копия
  4. Подделка

Функциями документов являются [13]:

1. Основными общими функциями документов являются:

  • информационная (фиксация, хранение и передача информации);
  • коммуникативная (передача, обмен информацией);
  • социально-культурная (документы, представляющие социальное и культурное значение, передающие культурные традиции и системы ценностей).

2. Специальными функциями документов являются:

  • правовая (одни документы являются источником права, другие могут быть доказательством в юридической сфере);
  • организационная (установка правовых отношений);
  • управленческая (решение управленческих вопросов и принятие решений на основе документированной информации);
  • обучающая (передача знаний между людьми и поколениями);
  • познавательная (получение и передача знаний для дальнейшего изучения процессов и явлений);
  • мемориальная (передача исторических сведений об отдельных людях или обществе, документы, являющиеся историческим наследием).

Все факты финансовой, хозяйственной деятельности экономического субъекта фиксируются в первичных документах, на основании которых ведется бухгалтерский учет.


Первичный документ составляется в момент совершения факта финансово-хозяйственной деятельности, либо сразу после его окончания, в соответствии со статьей 9 № 402-ФЗ.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются [9, ст. 9]:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации;
  • содержание факта хозяйственной деятельности;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной деятельности с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных пунктом 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Лицом, подписывающим первичный документ является руководитель организации, либо другое лицо, уполномоченное им на основании доверенности – для не сотрудников организации, на основании приказа – для сотрудников организации.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

При осуществлении расчетов по факту реализации в наличной форме, первичный кассовый документ составляется по каждому факту реализации услуг, по каждому факту реализации товаров в оптовой торговле, по всей реализации товаров в розничной торговле за один календарный день на основании кассовых чеков, бланков строгой отчетности, иных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Первичные документы составляются на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Первичные документы, принимаемые от контрагентов (входящие) – принимаются при их составлении в соответствии с действующим законодательством или при наличии содержания в их форме вышеуказанных обязательных реквизитов. [9, с. 35]


Первичные документы, оформляющие (исходящие) импортные сделки (импорт), за исключением оформляющих факты с поставщиками - принимаются при их составлении по форме, в соответствии с действующим законодательством.

Первичные документы, принимаемые или составляемые (входящие, исходящие) для исполнения обязательств по налогообложению (налоги) – принимаются при их составлении по форме, в соответствии с налоговым законодательством (счет-фактура).

Первичные документы, принимаемые или составляемые (входящие или исходящие) при оформлении фактов с денежными средствами и денежными документами (деньга) – принимаются при их составлении по форме, в соответствии с действующим законодательством или при наличии содержания в их форме вышеуказанных обязательных реквизитов.

Первичные документы, принимаемые или составляемые (входящие, исходящие) при оформлении фактов, оформление которых (транспортная накладная, т.д.) предусмотрено по форме действующим законодательством – принимаются при их составлении по форме, в соответствии с действующим законодательством.

Первичные документы, составляемые (исходящие, внутренние) при оформлении фактов, форма которых предусмотренная нижеследующими документами – принимаются при их составлении по форме в соответствии с документами по желанию организации так как они не обязательны к применению, но могут применяться:

  • Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистики – как обязательные к применению, так и не обязательные к применению (предложенные)
  • Постановление Российского статистического агентства – как обязательные к применению, так и не обязательные к применению (предложенные)

Если экономический субъект не применяет два вышеуказанных вида документов, а также если он осуществляет сделки, форма которых вообще никак не отражена в действующем законодательстве, то им самостоятельно разрабатывается первичные документы по форме с обязательными вышеуказанными реквизитами первичных документов, и они утверждаются в учетной политике экономического субъекта.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивает руководитель организации или лицо им уполномоченное приказом.

Первичные документы могут составляться как в бумажной форме с их собственноручным заверением подписями ответственных лиц, либо в электронной форме заверенные электронной подписью [10].